Новые поступления
Сказка о справедливых и честных коммунальных тарифах, (+ видео)
украинском велосипеде, предвыборных граблях и бесстрашных заклинателях газовых труб, электрических проводов и украинских избирателей
В преддверии очередных выборов на экраны наших планшетов и айфонов в который раз вылезли замусоленные от долгого употребления любыми политическими силами обещания справедливых коммунальных тарифов. И хотя бессмысленность этого пропагандистского слогана видна невооруженным глазом, я решил поискать объяснение ему в Гугле, который все знает, вдруг мое высшее образование имеет какие-то важные изъяны, не позволяющие мне постичь магический смысл этого словосочетания.
Разумеется, никакого даже околонаучного объяснения этому явлению я не нашел. Слова «справедливые» и «тарифы» фигурируют рядом только в партийных программах и логически вытекающих из них на рекламные площади партийных же лозунгах.
Тариф не бывает справедливым или несправедливым. Тариф является категорией объективной и в зависимости от способа формирования – монопольного или рыночного – бывает монопольным или рыночным.
Монопольные тарифы на коммунальные услуги существовали во времена социализма, и монопольно формировались государством, которое в те годы было безраздельным собственником всех имущественных комплексов всех коммунальных предприятий. И против тех тарифов никто не протестовал. Не будем скатываться к неэкономическим категориям типа «справедливые» «не справедливые», но отметим, что те тарифы были сбалансированными, и среднестатистический советский гражданин без напряжения и просрочек платил за все потребленные коммунальные блага.
Во времена независимости светлые государственные головы, неусыпно думающие о полнении собственных карманов, решили приватизировать прибыльнейшие предприятия, монопольно предоставляющие коммунальные услуги как физическим, так и юридическим лицам. И монопольное право формирования коммунальных тарифов вместе со всем государственным имуществом целиком перешло в частные руки «эффективных собственников», денно и нощно радеющих о благосостоянии упомянутых выше физических и юридических лиц.
А чтобы новых собственников не попутал бес искушения в области бесконтрольного повышения тарифов, была создана новая бюджетная структура – НКРЭ (Национальная комиссия регулирования электроэнергетики) – наделенная обильным штатным расписанием, соответствующим бюджетом и правами по согласованию или несогласованию любых коммунальных тарифов.
Но вновь созданная контрольная структура (НКРЭ) от рождения и в силу своей естественной природы кровно заинтересована в повышении любых тарифов. Ибо если тарифы не будут повышаться, никто не будет обращаться в НКРЭ за согласованием этих повышений, а значит, эта комиссия скоро будет распущена за невостребованностью. И кто-то лишится уютного кабинета, хорошей зарплаты, сладкого социального пакета, служебного Мерседеса и многого-многого другого, о чем мы даже не догадываемся.
Таким образом контрольная структура и контролируемые ею частные монополисты оказались скованными одной цепью.
Далее вы помните, что началось.
Сначала тарифы полезли вверх под сладкую музыку обещаний поднять качество коммунальных услуг на недосягаемую высоту. Потом в ход пошел тезис «экономически обоснованных» тарифов, а наши счета за коммуналку продолжали расти. Сейчас на предвыборных знаменах обещают «справедливые тарифы»… Угадайте, что будет с нашими коммунальными платежами? Ото-ж.
Как это делается в нормальных странах
В странах с рыночной экономикой коммунальные тарифы, как и любые другие расценки, формируются на рыночных условиях. Тарифы являются равнодействующей спроса и предложения, каковая равнодействующая постоянно стремится зафиксироваться чуть выше точки безубыточности бизнеса. Так как в случае слишком большой прибыли на этот рынок устремятся новые игроки, поднимая волну лишней конкуренции.
И это вовсе не значит, что каждый поставщик какого-то коммунального блага должен протащить к вашему жилищу свою собственную трубу или электрический кабель, обвешивая ваши стены многочисленными счетчиками. Вовсе нет!
Просто газовая или водопроводная труба, электрический кабель равно как дорога и тротуар, ведущие к вашему жилищу, принадлежат не поставщику коммунальных услуг, а городской общине. А поставщики коммунальных услуг просто закачивают в городскую трубу свой газ или воду, или тепло через свой счетчик, а вы как потребитель получаете на своем конце трубы через свой счетчик, купленный вами газ, воду или тепло.
Муниципальное предприятие-владелец транспортной системы – трубы, кабеля и т.п. получает плату только за транспортировку газа, воды, канализации или киловатт часов.
И если вас не устраивает качество услуг кого-то из поставщиков, вы просто расторгаете с ним договор, и заключаете договор с новым поставщиком.
Точно так же, как вы меняете в своем телефоне карточку мобильного оператора, если его услуги стали слишком дорогими для вас. Вы же не покупаете для этого новый телефонный аппарат.
Газовая труба, электрический кабель, городская улица, тротуар или дорога являются элементами городской транспортной инфраструктуры, и должны быть одинаково доступны каждому горожанину, как сегодня доступны городские улицы. Каждый желающий может гулять по улицам города, может перевозить грузы или пассажиров.
И если вам понадобилось перевезти мебель или стройматериалы, вы можете нанять любого перевозчика. Вы можете сесть в любое такси, и свободно ехать по городским улицам.
А вот представьте себе абсурдную ситуацию, если бы по городу ездили только машины облдора, только потому, что облдор был продан кому-то из олигархов.
По нашим улицам беспрепятственно ездят автомобили облгазов, облэнерго, облводоканалов и прочих «облов…», но вы попробуйте воспользоваться транспортными возможностями какой-либо трубы или кабеля. Даже на электрическом счетчике, стоящем в моем доме, строго написано «Собственность …облэнерго».
Формирование тарифов в особо извращенной форме
Особо извращенной формой тарифообразования следует признать те случаи, когда вместо того, чтобы просто взвесить, измерить или посчитать, власти придумывают всевозможные нормативы, не имеющие ничего общего с реальной жизнью, но создающие серьезные доходы создателям таких методик тарифообразования.
Красноречивым примером высасывания из пальца крупных денежных сумм являются тарифы на вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) или просто бытового мусора. Хочу особо подчеркнуть, что излагаемая на примере города Николаева схема тарифообразования вывоза ТБО касается абсолютно каждого жителя города и всех без исключения предприятий на территории этого города.
Для создания этой - мягко говоря – не совсем прозрачной схемы горсовет принял в 2007 году Решение 12/21 объемом целых 60 страниц.
Согласно этого документа тарифы на вывоз ТБО вычисляются «в соответствии с утвержденными среднегодовыми нормами их накопления». То есть объем вывозимых ваших твердых бытовых отходов не измеряется в килограммах или метрах кубических, а назначается вам (причем не указано даже кем назначается) в соответствии с утвержденными среднегодовыми нормами.
Реально сегодня этот тариф составляет 18,30 гривен в месяц на каждого прописанного в доме жителя. То есть домовладение, где прописаны четыре человека, обложено данью в сумме 72 гривны ежемесячно. Причем платить эту дань вы должны на счет частного предприятия, которое вам назначено - как утверждается - на основании конкурса. А отсутствие у вас договора на вывоз ТБО именно с назначенным вам частным предприятием расценивается «как факт загрязнения окружающей среды» (именно так гласит пункт 9.23 Решения Горсовета). Вот так без суда и следствия, а только лишь Решением Горсовета, вас сделают загрязнителем окружающей среды.
Давайте не станем апеллировать к тонким материям лучшей в мире украинской Конституции, гласящей о презумпции невиновности, а зададим себе простые житейские вопросы:
- Почему я не могу самостоятельно вывезти свои твердые бытовые отходы на предназначенный для них полигон, а проще говоря, городскую свалку?
- Почему я не могу нанять для этой цели любой другой транспорт, кроме заботливо предназначенного мне (пусть даже на конкурсной основе) властями?
- Зачем нужно придумывать какие-то «среднегодовые нормы», когда есть конкретные килограммы и метры кубические, которые можно просто измерить?
- И в конце концов, а что же такое эти пресловутые и «твердые бутовые отходы» вывоз которых нам так дорого стоит?
Последний вопрос требует отдельного рассмотрения и всестороннего обнюхивания.
В частных домовладениях твердых бытовых отходов просто не может быть по определению. Пищевые отходы идут на корм какой-нибудь скотине или в компостную яму, бумага и древесина – в топку, металл всегда в хозяйстве пригодится, стекло идет в качестве наполнителя при бетонных работах, пластики – подлежат вторичной переработке, для этих целей любую пластмассу охотно скупают все пункты приема вторсырья.
Конечно, люди что-то выбрасывают, но это скорее не мусор, а разрозненное и не отсортированное вторичное сырье, которое хлопотно накапливать и сдавать за деньги. Вместо надуманного, непрозрачного и не бесплатного вывоза ТБО, которое потом сортируют на полигоне (точнее, на городской свалке), организуйте лучше скупку вторсырья на дому, как это мы рекомендовали в одном из наших предыдущих материалов. Тем самым вы окажете неоценимую услугу окружающей нас среде, и перестанете за наши деньги «катать» ТБО на городскую свалку для сортировки, а потом в отсортированном виде возвращать обратно в город для дальнейшей переработки.
Мусорные баки в районах многоэтажной застройки – это вообще отдельная тема. В последние годы в городской среде сформировались целые отряды добровольных старателей, которые без выходных курсируя от бака к баку с интервалом 15-20 минут, тщательно извлекают оттуда все, что годится для вторичной переработки – стеклотару и металл, макулатуру, пластики и многое другое. Так что для вывоза остаются только арбузные корки.
Но не взирая на резкое снижение количества мусора (ТБО), вызванное кризисом и войной вообще, а также возросшей активностью внутригородских экологических волонтеров, своевременно извлекающих из мусорных баков все, что годится для вторичной переработки, городские власти упорно продолжают поднимать тарифы на вывоз арбузных корок. Вот уж этому явлению трудно подобрать даже юридическое объяснение.
Хочется взывать к совести и рассудку, но к совести и рассудку нас – избирателей. Не покупайтесь на обещания «справедливых», «честных», «экономически обоснованных» и прочих несуществующих тарифов. Плюньте на партийные знамена тех, кто вам это обещает.
Тарифы сами станут низкими, но только тогда, когда будут ликвидированы противоестественные монопилии облгазов на газовые трубы, облэнерго на электрические провода, облводоканалов на водопроводные и канализационные трубы. Когда трубы и провода, точно так же, как и городские дороги, будут признаны важнейшими элементами городской инфраструктуры, обеспечивающими не только наш комфорт, но и нашу безопасность.
К транспортной инфраструктуре города (дорогам, трубам, проводам) должны иметь одинаковый и равный доступ предприятия всех форм собственности, чтобы мы – горожане – имели свободу в выборе поставщиков коммунальных услуг и тарифных пакетов, которые эти поставщики нам предлагают.
Нам не должны обещать, устанавливать или навязывать какие-то тарифы. Это мы должны выбирать себе подходящие нам тарифы на основе рыночных и конкурентных предложений.
Но для того, чтобы иметь возможность выбирать себе тарифы, нужно сначала выбрать власть, которая твердо пообещает нам свободный, равный и конкурентный доступ к городской инфраструктуре и свободный доступ провайдеров на рынок коммунальных услуг.