Технологии Бизнесса
Soft как инструмент войны: что и чем угрожает вашему ПК
Фактически, лазейкой к ПК всех уровней, от пользовательских до промышленных, является софт
О том, чем грозит Украине открытый широкомасштабный конфликт с РФ в военном аспекте, написано много. Однако в условиях гибридной войны стоит помнить и про сферу киберпространства. Удар может быть нанесен с той стороны, откуда его меньше всего ждут.
Мина в каждом ПК?
Наша жизнь, если посмотреть повнимательнее, давно подчинена надежности работы программных продуктов. Атомные станции, заводы, и пароходы, вплоть до личных гаджетов, имеют свое ПО – программы, которыми оно управляется. Весь этот ультрасовременные нанослой, при всей его необходимости, сделал нас настолько зависимым, что при его "падении" ми долго не сможем прийти в себя. Именно эта глобальная уязвимость и является самым слабым местом, в которое непременно будут бить враги нашего государства в случае масштабного конфликта.
Фактически, лазейкой к ПК всех уровней, от пользовательских до промышленных, является софт. В первую очередь то ПО, что получает обновления через глобальную Сеть.
Самым ярким примером может служить иностранное антивирусное программное обеспечение. Так, например, российские компании занимают до 15% всего рынка антивирусной продукции в стране. Довольно много государственных компаний используют российские антивирусы в своей работе, причем среди них есть крупные промышленные объекты. Из последних, кто заявил о желании (!) закупить именно российский антивирус стоит отметить Верховную Раду Украины.
Все они могут стать объектами или инструментами атаки или распространения современных боевых вирусов. Какие же действия диверсионного характера возможны через софт?
Использование обновлений программ для загрузки на ПК рядовых пользователей вредоносных программ, которые могут:
- Передавать всю информацию о пользователе спецслужбам врага. ФСБ сможет требовать подобное у таких распространенных в Украине компаний как: DrWeb и Kaspersky Lab.
- Через подконтрольный гаджет - телефон, планшет - "вирусы" могут передавать информацию о передвижении и окружающей обстановке их владельца с помощью активации камер и микрофонов.
- Использовать подконтрольный ПК для рассылки вредоносных программ
- Использовать подконтрольный ПК для атак, в том числе DDOS, на крупные объекты инфраструктуры: ж/д вокзалы, учреждения финансовой сферы и т.д.
- Манипуляция общественным мнением, через распространение ложной информации через взломанные аккаунты социальных сетей, почты.
Аналогичные действия с софтом промышленных объектов могут привести к:
- Блокированию роботы предприятий
- Неправильной работе оборудования предприятий. Трояны, способны изменять работу промышленных устройств, делая ее неконтролируемой
- Продуцированию техногенных и экологических катастроф из-за сбоя работы систем контроля и управления предприятий. Наибольшей угрозе подвержены энергетические объекты.
Примером действия ПО, использованного в диверсионных целях, может служить опыт Ирана, который подвергался атакам на атомные станции и нефтяные терминалы. На последних, вследствие того, что вредоносное ПО удалило базы данных, компании не могли отгружать продукцию и приостановили работу.
Все можно предотвратить
Тем не менее, есть и хорошая новость. Если правительство не пропустит момент начала широкомасштабного военного конфликта и в нужный момент введет в стране военное положение, то получит довольно весомые рычаги для блокирования действий кибервойск противника.
Самый главный козырь будет в возможности организовать тотальный off-line. Согласно пункту закона о военном положении, правительство имеет право ограничить передачу информации через компьютерные сети, фактически отключив Интернет. "Обрыв" соединения отсекается возможность масштабного заражения через обновления программ и, что самое главное, распространения вредоносного ПО.
Кроме того, уже сейчас можно говорить о том, что Президент и СНБО определили Врага Украины №1. В своих рекомендациях и доктрине национальной безопасности уже прописаны рекомендации не использовать софт российского производства в государственном секторе и на госпредприятиях.