Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Справедливая критика нынешней системы украинского высшего образования за медлительность и вялую реакцию на вызовы времени во многом не беспочвенна, но не стоит все валить на университеты в наш реактивный и виртуальный век. Та скорость, с которой сегодня возникают новые рынки труда, емкость и непредсказуемость этих рынков, не под силу классической системе высшей школы. И возможно, здесь следовало бы говорить об изменении системы образования под воздействием новых рыночных факторов, но мы сосредоточимся на том, как можно заработать, создать свой устойчивый и прибыльный бизнес на освоении новых ниш на рынке труда.
Где и как возникают потребности в новых специалистах
За последние годы мы видели десятки примеров возникновения новых специальностей и всплесков массовой потребности в новых специалистах. С появлением Интернет возникла массовая потребность сначала в web-дизайнерах, а потом и в web-программистах. Конкуренция в Интернет вызвала к жизни специалистов по SEO продвижению ресурсов. Потом массово потребовались копирайтеры и контент менеджеры. Далее – специалисты по созданию аудио и виде контента.
С появлением социальных сетей возникли группы, а вслед за этим и специалисты по созданию и продвижению групп в соцсетях. И потребности на этих рынках труда измеряются миллионами и миллионами хорошо оплачиваемых вакансий.
И это только в быстро развивающейся среде Интернет. А сколько на этом фоне прошло «трудовых цунами» меньшего масштаба, приносящих на международный рынок труда миллиарды долларов фонда оплаты труда и соблазнительные социальные пакеты – и не посчитать.
По сложившейся традиции, на новые рынки устремлялись пытливые специалисты родственных и не очень родственных профессий. Они создавали новые отрасли знаний и новые технологии, а взамен получали высокую оплату за свой труд и безоблачные карьерные перспективы.
Но такой естественный, но бессистемный переток мозгов и рабочих рук со старых рынков на вновь возникшие, нельзя признать удовлетворительной системой – скорее это неизбежная бессистемность или бессистемная неизбежность, создающая риски непредсказуемого оголения давно сформировавшихся рынков труда.
Но появление этих, на первый взгляд бессистемно возникающих рынков труда, можно предвидеть и зарабатывать на своевременной подготовке или переподготовке нужных специалистов. Сглаживая тем самым резкие скачки спроса и предложения на рынке труда. Финансовым потенциалом и залогом прибыльности такого бизнеса могут служить те громадные фонды оплаты труда, предлагаемые работодателями для переманивания на новые места специалистов из других сфер человеческой деятельности.
А вот и примеры возникающих новых рынков труда, уже сейчас остро требующих притока квалифицированной свежей рабочей силы.
Какие специалисты сейчас в массовом дефиците
Рост коммунальных тарифов в Украине породил не только легкую панику среди массовых потребителей ранее очень доступных коммунальных благ, но и острое желание этих же масс инвестировать реальные деньги в энергоэффективность и энергосбережение своего жилья или своего бизнеса.
Скажите мне, много ли специалистов по энергоэффективности частного жилья подготовлено в нашей стране за последние 70 лет? А сколько среди ваших знакомых специалистов по рекуперации воздуха или сточных вод в частном жилом секторе или в многоэтажках?
Вот вам и новый рынок труда очень большой емкости, поскольку каждое здание или сооружение нашей бескрайней державы уже сейчас остро требует неотложных мер по утеплению, ликвидации потерь тепловой энергии, внедрению возобновляемых источников энергии и прочих, вчера еще вызывавших смех и ленивую зевоту, нововведений. И деньги на покрытие этого спроса есть: если сегодня один раз не потратишься на утепление, то всю оставшуюся жизнь будешь работать на отопление.
А сколько полезной и дешевой энергии кроется в энергии солнца и ветра, в рекуперации воздуха и воды, сколько энергии можно брать просто из земли и подземных вод…
Или вот еще пример: в одной из областей Украины построен завод по выпуску домов из СИП-панелей – так называемых канадских домов. Если такой завод планирует выпускать хотя бы 3-5 домокомплектов в сутки, то для обеспечения такого объема работ потребуются 150-200 бригад квалифицированных монтажников (сборщиков) таких домов, каждая бригада по 3-5 человек – это 1000 человек подготовленных специалистов.
Сегодня уже не строят заводы по производству гвоздей. Продукция современных предприятий требует дальнейшего внедрения, обслуживания и ремонта. Каждый новый вид продукции порождает потребность в целой цепочке новых специалистов – монтажников, наладчиков, специалистов по поверке, обслуживанию и ремонту. Это новые рабочие места, которые не терпят пустоты.
Как заработать на подготовке кадров
Итак, ситуация ясна: есть платежеспособный спрос, есть материалы, оборудование и технологии – некому это внедрять в реальную жизнь – на производстве, в быту, в сельском хозяйстве. Нужно подготовить специалистов для работы на новых рынках труда.
Для примера давайте рассмотрим рынок энергосбережения.
Нужно дать рекламу о проведении курсов переподготовки на новые перспективные профессии среди специалистов родственных специальностей. Это готовые дипломированные теплотехники, энергетики, электрики, специалисты по холодильному оборудованию, системам кондиционирования и водоподготовки, которых во все времена наши ВУЗы готовили в достаточном количестве.
Рекламу желательно распространять в конкретной профессиональной среде – в группах социальных сетей, возле учебных корпусов ВУЗов, в районе крупных промышленных предприятий. Неудачники и бездельники – не ваш контингент. Ваш абитуриент – это успешный профессионал, жаждущий достижения новых профессиональных и карьерных высот.
Разумеется, курсы должны быть платными. Но не торопитесь эту плату взимать со своих курсантов. Вводные лекции, освещающие программу занятий и перспективы новых профессий должны быть бесплатными, чтобы курсанты могли принять взвешенное решение об участии в дальнейшем обучении.
Программу занятий следует подготовить с широким привлечением специалистов с фирм, торгующих системами отопления, кондиционирования, автономной канализации, вентиляции и рекуперации, солнечной и ветровой энергетики. Поскольку выпускники ваших курсов переподготовки – это готовые покупатели такого оборудования, представители фирм-поставщиков должны прочитать свои лекции бесплатно, а еще лучше – немного заплатить вам за возможность прорекламировать свои системы и оборудование.
Квалифицированные преподаватели и побольше практики
Очень важно пригласить к участию в учебном процессе профессиональных преподавателей - ведущих специалистов в изучаемой проблематике.
Побольше практики. Старайтесь дать курсантам реальные практические навыки анализа ситуации на объекте, навыки проектирования для него наиболее эффективных систем энергосбережения. Обучение должно сопровождаться экскурсиями на объекты до внедрения и после внедрения энергосберегающих систем, экскурсии на фирмы, которые производят и поставляют специальный инструмент и профильное оборудование.
Вооружите курсантов готовыми системами доводов в пользу применения энергосберегающих систем и технологий, дайте им навыки маркетинга и системной работы с клиентами. А на сайте вашей системы подготовки кадров создайте внутреннюю социальную сеть или форум, где выпускники смогут общаться и обмениваться мнениями, где они смогут оперативно получить консультацию коллег или профильных специалистов.
После первого успешного выпуска у вас не будет проблем ни с набором курсантов, ни с желающими выступить перед ними с лекциями.