Законы, кодексы, проекты

 

Проблемы регулирования рынка Форекс в Украине
2015-05-07 06:39:37
33
16151

Проблемы регулирования рынка Форекс в Украине

В 2015 году возникла острая необходимость правового регулирования представителей рынка Форекс в Украине.

Форекс-деятельность, как бизнес для клиентов ритейла, стала возможна после развития интернет-систем и банковских услуг оплаты через клиент банк. Об этом сообщает Бизнес. Эта сфера бизнеса набирает все большие обороты начиная с 2000 года в Украине, Беларуси, Казахстане и России. Однако даже 10 лет активности брокерских, дилинговых форекс-компаний не привлекли внимания государственных органов власти. Все изменилось в 2012-2014 году, когда под давлением конкуренции, финансового и банковского кризиса некоторые субъекты хозяйственной деятельности, в том числе и форекс-агентства, и платежные системы столкнулись с задолженностью значительных средств перед своими клиентами и даже неплатёжеспособностью.

В 2015 году возникла острая необходимость правового регулирования представителей рынка Форекс в Украине, формирования защиты интересов клиентов, а также гарантий для компаний, выступающих инвесторами в экономику Украины — форекс-агентствами.

Для структурного подхода к определению сфер регулирования, компромиссного подхода, а также государственных гарантий необходимо определить некоторые вводные:

1. К какой деятельности относится форекс-деятельность?

2. Каков механизм сделок на Форексе?

3. С какой целью производится форекс-деятельность?

4. Каковы гарантии формирования прозрачного механизма защиты прав участников Форекса.

Учитывая остроту дискуссии, возникшей на украинском правовом поле, можно определить два подхода к определению объекта деятельности форекс-услуг.Первая группа лиц, работающая в классическом поле финансовых услуг и на фондовом рынке определяет сделки на Форекс как "азартную игру – финансовый беттинг (ставки)". Вторая же группа, состоящая из участников рынка Форекс уверена, что сделки на Foreign Exchange являются "особым видом деятельности с деривативными продуктами".

Для определения верного направления мышления нужно рассмотреть механизм совершения торгов на Форексе. Существуют А-система, и Б-система принятия форекс ордеров. А-система объединяет ритейлинговые ордера при помощи автоматизированной системы заказа (пул оперейтин систем) и с помощью дополнительных средств самой компании выводит их группами на межбанк. Б-система предусматривает покупку ретейлингового ордера компанией за счет собственных средств. Дополнительную прибыль компания получает за счет вывода аккумулированных средств в открытый рынок Форекс. Происходит это при помощи собственных ордеров, не объединяя ордера клиентов, так как таковые уже были выкуплены. В первом случае компания зарабатывает на спреде (проценте от выводимого ордера), во втором же случае — от собственных сделок, без участия сделок клиента. Нужно подчеркнуть, что разграничение А и Б является условным, так как получения прибили дилинговой компании не лимитировано методами ее работы по отношению к клиенту – компания может выкупить ордер клиента самостоятельно или вывести его на рынок объединив в зависимости от собственных аналитических сводок и ощущения рынка, без влияния на исполнения ордера клиента. Ведь основная цель клиента — реализация своего ордера, а не форма его продажи. Так и А-, и Б-компании принимают решения о том или ином ордере в зависимости от собственной политики и не ограничены работать только по А- или Б-системе. В любом случае – конечные средства клиента выводятся в рынок. С такой аргументацией сложно судить о том, что торговля на Форексе — "имитированная игра в торговлю". Необходимо рассмотреть также основное правило финансового беттинга – запрет ставок на нынешние показатели! При финансовом беттинге можно сделать ставку только на будущее, а на Форексе можно сделать ордер в реальном времени при актуальной цене (реал тайм ордер), и не обязательно на будущее.

Исходя из этого, невозможно отнести торговлю на Форексе к финансовому беттингу или гемблингу. При этом Форекс — суть торговля ордерными соединениями на конверсионо-арбитражных условиях (и покупка, и продажа) с использованием маржинальной прибыли – спекуляции. Это, исходя из реальности поступления средств на форекс-рынок в любом условии (А или Б), влияет на рынок, и не является виртуальной частью продукта интеллектуального клуба.

Стоит подчеркнуть, что ЕС не имеет четкого структурного подхода к определению Форекса, как рынка торговли деривативами. Так как MiFID определил, что деривативы Своп и СВОТ не являются в понимании норм права — деривативами. Впрочем, фючерсные деривативы соответствуют нормам торговли деривативами. В ЕС нет унифицированной нормы о том, что считать фючерсом – 24 часа, 48 или 5 дней. Так, ордера, которые переносятся на следующий день в Андорра-ла-Велья автоматически становятся фючерсными деривативами. Более того, такая автоматическая потенциальность переноса определяет любой ордер, как потенциально фьючерсно-диривативным. Механизм рынка Форекс это особый механизм потенциальной и реальной торговли фючерсными деривативами. Соответственно, это особый вид инвестиционной или финансовой деятельности.

В современном мире существуют лишь 2 юрисдикции где Форекс не имеет правового регулирования – это карликовое государство Науру и островное государство в карибском бассейне Антигуа и Барбуда. Во всех остальных юрисдикциях Форекс не приравнен к геймблингу или азартным играм исходя из механизма, объекта, способов и, в конечном итоге, цели – инвестирования для получения прибыли (а не ради духа азарта!).

Также нужно вспомнить тот факт, что в современной системе права Украины и РФ, права граждан защищены императивными нормами Конституционного права и международных договоров о правах человека. Это значит, что в роли специального механизма защиты граждан от недобросовестных или нарушающих законы участников рынка Форекс, должна выступить специальная система гарантий на основании общей системы права. К Форексу должны применяться такие же механизмы защиты как и к участникам финансового, фондового и банковского рынка, учитывая сферу и механизм деятельности, но ни в коем виде не вводя дополнительные ограничения, которые можно признать как дискриминацию участников рынка финансовых, банковских и инвестиционных услуг.

Необходимо определить и права самих форекс-агентств, выступающих в роли инвесторов в экономику Украины, как участников рынка с саморегулируемой системой. Если вопрос первый уже решен во множестве государств, где действует система лицензирования где есть защита вводимых гарантийных платежей, операционного капитала в качестве инвестиций, где реализовано разрешение формирования и сохранения обеспечительных минимумов в валютном эквиваленте, то вопрос права на участие в формировании прав участников такого рынка в Украине находится на этапе зарождения.

Модель саморегулируемой организации более неопознана нашим законодателем, нежели сама идея дерегуляции и либерализации рынка. Модель организации мониторинга участников рынков, рассматривающая заявления о нарушениях, применяющая санкции в виде штрафов и приостановления деятельности недобросовестных участников. В какой-то степени законодатель и специальные органы финансового и фондового мониторинга правы — полагаться на правоспособность судебной системы в Украине не могут даже государственные органы, и передача права равного участия и решения проблем самим участникам рынка кажется безумной. В современном понятии саморегулируемой организации отсутствует понятие “большого игрока”, “аффилированых лиц” (акторов, объединенных общими бизенс-моделями, участниками и интересами), “мошенничества большинства”, обмана и непринятия во внимания меньшинства. Законодателю следует принять во внимание, что исходя из международно-правовой сущности мультинационального бизнеса на рынке Форекс и особенностей совершения контрактов и места предоставления услуг (посредством сети Интернет с использованием клиринговой системы за пределами Украины) такая деятельность не обязательно должна подпадать под юрисдикцию Украины. Следовательно, должное добросовестное желание форекс-агентов, которое должно появится для участия в общей системе права Украины, для добровольного принятия условий рисков (политических), а также для произведения инвестиций в условиях нестабильной экономики. Без гарантированных механизмов реального учета интересов участников рынка, без правовых гарантий, без стабильности экономики, украинская система лицензирования не станет конкурентно способной и коммерчески целесообразной для участников рынка. Участники рынка могут добровольно использовать систему коллизионного регулирования международного частного права для работы без участия в системе лицензирования, саморегулируемых организациях и произведения инвестиций на полных законных основаниях. Законодательство Украины будет к ним, в свою очередь, не применимо пока они не нарушат законы стран своей реальной регистрации и лицензирования.

Для правового поля необходимо выработать комплексный правовой подход который бы установил специальную систему регулирования торговли на особенных деривативных продуктах, с минимизацией государственного вмешательства на основании защиты прав граждан, гарантий инвестиций и участия в реально дееспособной и независимой от олигархических и политических кланов саморегулированой организации. И, к сожалению, сформировать данное правовое регулирование в условиях жесткой борьбы между финансовыми, фондовыми и банковскими учреждениями, заинтересоваными прежде всего в получении доступа к капиталам граждан Украины, будет нереально. “A cutthroаt competition” — первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь условия рынка инвестиций, и самый реальный результат перераспределения рынка активов с учетом новых легальных игроков. Cutthroat!

По материалам: ubr.ua
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев