Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Этот документ станет основой для создания единых правил торговли на территории Украины.
Мало какой законопроект может сравниться с этим по охвату лиц, на которых он оказывает самое непосредственное влияние. При этом интересы у всех участников процесса разные и зачастую противоречащие друг другу. Государство хочет добиться детенизации отрасли экономики, которая ежегодно генерирует до 20 млрд. грн. налогов, потребители заинтересованы в упорядочивании функционирования магазинов, в которых они ежемесячно в среднем оставляют около 500 грн., а для более миллиона жителей Украины - это место постоянной работы, и они хотят защиты своих прав и высоких зарплат. Наконец, закон устанавливает правила игры для участников рынка с товарооборотом в 800 млрд. - начиная от гиперамеркетов площадью в 8 тыс. м и заканчивая торговцем-упрощенцем на рынке.
Опыт соседей не внушает оптимизма. В 2010 г., также после длительных лоббистских боев, таким законом обзавелась Россия, и теперь - год спустя - все стороны просят существенно изменить его.
Магазины накрыло тенью
Форсировать принятие законопроекта и наведение порядка в торговле заставляет большая доля украинского розничного товарооборота, находящаяся в тени. В отличие от других секторов, в торговле объем теневой экономики высчитать можно достаточно четко, просто сопоставив данные официального товарооборота и сумму затрат населения на покупки. Разрыв составляет более 300 млрд. грн. Так, согласно официальным данным, население в 2010 г. потратило на покупку товаров и услуг 838,2 млрд. грн. В то же время оборот розничной торговли в 2010 г. составил 529,9 млрд. грн.
"Из-за этого бюджет не получил минимум 20 млрд. грн. налогов",- говорит Сергей Литвиненко, директор департамента внутренней торговли и потребительского рынка Министерства экономики Украины.
Такая существенная тенизация этого сектора экономики стала возможна из-за относительно низкой доли ритейла в украинской торговле. Доля организованного ритейла в Украине - около 30%. Для сравнения, в Германии на ритейл приходится 99%. А в Польше - 40%.
Работать по-новому
Основной пункт законопроекта, за который готовы драться ритейлеры и поставщики,- это сроки расчетов за поставленные товары. "Сети могут не рассчитываться за товары 90-120 дней",- говорит президент ассоциации украинских производителей "Мороженое и замороженные продукты" Игорь Бортковский. По его словам, такая практика вымывает средства производителей продуктов питания, в то время как сеть пускает их в оборот. Поэтому законодательно предлагается закрепить предельный срок таких расчетов с поставщиками - пока обсуждается временной лимит в 30-35 дней. Изначально требование оперативных расчетов распространялось только на социально значимые товары (список которых и так довольно пространен), однако представители пищепрома требуют расширить его на все продукты питания, "которые имеют предельный срок реализации". Эту норму лоббируют производители молока, мяса, сахара, подсолнечного масла - всего восемь профильных ассоциаций, которые обратились с соответствующим письмом в Минэкономики и Антимонопольный комитет. Торговцы предупреждают - от реализации этой нормы пострадают сами производители, поскольку сети все равно найдут способ, как нивелировать дополнительные убытки. "Сеть диктует условия. Сеть главная, и она переложит эти затраты на поставщиков,- говорит глава Национальной ассоциации развития торговли и сервиса Андрей Близнюк.- Это выгодно большим производителям, чтобы ограничить вход в сеть небольшим игрокам". Кроме того, чтобы сократить суммы расчетов, ритейлеры начнут дробить партии, и за счет подорожания логистики цены на продукты пойдут вверх - а это противоположный желаемому правительством эффект.
Также среди наиболее значительных и потому дискуссионных новшеств законопроекта - требования к уровню образования работников торговли. Законопроект обязывает весь персонал соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к этой профессии. Список этих требований довольно пространен, и в настоящее время им не соответствует абсолютное большинство сотрудников магазинов. Отметим, что "всеобщая грамотность" не на руку сетям, которые должны будут выплачивать квалифицированным сотрудникам более высокую заработную плату. Сейчас же средняя зарплата в торговле, по данным Минэкономразвития, меньше средней по стране на 400 грн. "Это нужно. Это правильно. Но не сейчас,- говорит генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко.- Нужен существенный переходной период для реализации этой нормы, и этот период, мы считаем, должен быть не менее пяти лет".
Не обошли вниманием законодатели и торговлю алкоголем. Согласно проекту закона, товары, на продажу которых действуют ограничения по возрасту покупателя, должны реализовываться в специальных магазинах или отделенных от остальных товаров помещениях (секциях, отделах) с отдельной кассой. Это потребует дополнительных затрат и времени на переоборудование магазинов - минимум год, заявляют ритейлеры. Минэкономики пока предлагает переходной период в шесть месяцев, однако торги за этот пункт продолжаются.
Магазины - в массы
Более всего пресс государственного контроля сейчас на себе ощущает цивилизованная торговля - будучи наиболее открытым участником торговли, ритейл уязвим для проверок. Однако теперь свое внимание чиновники намерены распространить и на рынки. В частности, государство намерено урегулировать вопрос перепродажи торговых мест на рынках, в результате которой стоимость аренды увеличивается в разы и, соответственно, удорожает продукцию. Теперь максимальная наценка, которую можно будет установить при передаче торгового места в субаренду, составит 20%. Однако участники рынка уверены, что бизнес легко обойдет это ограничение.
"Эти 20% - это легализация на законодательном уровне прокладок, людей, которые поставлены в схему, просто чтобы получать доход",- считает Андрей Близнюк. Он отметил, что в соответствии с этой нормой можно вставлять бесконечное количество посредников, и цена аренды может взвинчиваться до бесконечности. "И формально это будет происходить в рамках законодательства. Нужно предусматривать совсем другие механизмы, как от этих всех посредников избавляться",- говорит эксперт.
Государство хочет получить право влияния на размещение объектов торговли. "Планирование развития и размещение торговых площадей осуществляется соответственно утвержденным Кабмином минимальным нормативам: обеспеченности населения торговыми площадями, обеспечения населения социально значимыми товарами",- говорится в проекте закона. Это одиозная норма, поскольку предоставляет местным властям право влиять на стратегию магазинов - со всеми вытекающими отсюда последствиями. С одной стороны, дисбаланс в размещении магазинов налицо. Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. человек в Украине составляет 174 кв. м. Это мизерный показатель, который не только не сравним с показателями в Западной Европе, но даже не дотягивает до нормативно-рационального уровня.
Кроме того, торговые точки расположены неравномерно, и с каждым годом сокращается количество магазинов, которые торгуют наиболее востребованными, но низкомаржинальными с точки зрения сетей товарами - хлебом, молоком, овощами, крупами. Их место занимают аптеки, парикмахерские, автомастерские. "Такая проблема есть даже в Киеве, не говоря уж о районных центрах. То есть у нас не только низкое количество, но и те, что есть, размещены некачественно",- говорит Сергей Литвиненко.
Участники рынка опасаются (и не безосновательно), что такие полномочия приведут к притеснениям со стороны местных властей. "Нельзя убивать свободный бизнес",- говорит Игорь Кишко.
Оборот предприятий оптовой торговли в 2010 г. составил 956,3 млрд. грн. Оборот розничной торговли в 2010 г. составил 529,9 млрд. грн. Уровень теневой экономики в отрасли - около 40%. Налоговые поступления в 2010 г. - 19,9 млрд. грн., что соответствует 10,9% общего объема платежей. Доля организованного ритейла в Украине - 29%. Занятость населения в торговле - 1,2 млн. человек. Среднемесячная номинальная зарплата в торговле - 2178 грн.