Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Совершая покупки товаров или услуг, потребитель всегда действует в жестких рамках имеющихся в наличии финансовых ресурсов, но иногда этих денег не хватает.
Семейный потребительский бюджет
Размер индивидуального или семейного потребительского бюджета определяется совокупным доходом членов семьи за вычетом налогов. Хотя налоги тоже являются платой за потребленные или якобы потребленные, если речь идет, на-пример, о бесплатной медицине, услуги государственной машины, способы мотивации в потреблении этих услуг на столько специфичны, что выходят за пределы обсуждаемой темы.
По схожей причине за рамки обсуждения вынесем и потребление коммунальных услуг, поскольку на монополизированных секторах рынков действует скорее обязаловка, чем мотивация.
А теперь давайте попробуем разобраться, как же удается бедному украинскому потребителю покупать еще что-то, кроме выше перечисленного, и чем он в этих покупках мотивируется.
По утверждениям Держстата Украины средняя зарплата на октябрь 2014 году составляет более 3500 гривен, но если мы рассмотрим из чего складывается такая цифра, то увидим, что ее «делает» средняя зарплата города Киева, где платят в среднем более 5400 гривен, что почти вдвое больше средних показателей по областям страны. За вычетом благополучной столицы средняя зарплата в Украине еле-еле превышает 3000 грн.
Доходная часть семейного бюджета
С пенсионными доходами и того хуже, так как подавляющее число пенсионеров получают в нашей стране не более 1000 гривен в месяц.
И тем не менее, потребление новейших благ цивилизации в нашей стране растет. Примером тому рекордное расширение украинского сегмента сети Интернет, увеличение потребления услуг мобильной связи, всенародный охват мобильными телефонами.
Чем же мотивируются такие покупки и, самое главное, откуда на них берутся деньги у нищего в основной своей массе украинского населения.
Самоочевидно, что мотивировать на покупки человека, бюджет которого ему таких покупок не позволяет, можно только методами, близкими к принуждению. О них мы говорили в статье «Новые приемы мотивации потребителя» немного раньше.
Принуждение к потреблению
Примеров таких множество. Из свежих – всенародный переход на цифровое телевидение с одновременным прекращением трансляции аналоговых сигналов, внедрение стандарта 3G операторами мобильной связи, что рано или поздно приведет к отмиранию нынешних стандартов, а вместе с ними и нынешних мобильных телефонов.
Огромная масса таких примеров в фармакологии, когда вместо простых и дешевых препаратов, которые десятилетиями эффективно использовались в медицине, начали выпускать «другие» лекарства, которые отличаются от старых только названием и четырехкратной ценой. Вместо «Линимента синтомицина» - «Синтомицин». Вместо «Альбуцида натрия» - «Альбуцид».
Оглянитесь по сторонам и вы увидите сотни примеров всякого рода принуждения в качестве основы мотивации потребителя. И не только на уровне бытового обывательского потребления. Чего стоит только знаменитый принцип «бери или плати», закрепленный в одном общеизвестном газовом контракте.
Где потребитель берет деньги на покупки
Но где же наш многострадальный потребитель берет деньги на разного рода незапланированные им затраты, навязываемые могущественными и неумолимыми поставщиками товаров и услуг.
Попытки списать многомиллиардные объемы медийных и телекоммуникационных рынков на теневые доходы пенсионеров вряд ли состоятельны. Здесь можно было бы углубиться в макроэкономическую аргументацию, если бы не другие, лежащие на поверхности, источники денег у неимущих. Это внутренние с позволения сказать «резервы», экономия на всем и вся ради удовлетворения безмерных аппетитов поставщиков новомодных услуг и производителей ультрасовременных гаджетов.
Причем экономить неимущим потребителям приходится на самом жизненно необходимом ради приобретения второстепенного – на пище, одежде и лекарствах. Посмотрите, как буйно расцвел рынок подержанных вещей – так называемого «сэконд хэнда». Нас пытаются убедить, что основными потребителями поношенного заграничного барахла являются креативные модницы, изыскивающие в развалах тряпья ультрамодные брендовые вещи с подиумов текущего сезона. Даже специальное теле-шоу на эту тему учредили.
Поношенное заграничное благополучие
Посмотрите на покупателей этих бутиков поношенного заграничного благополучия, и вы поймете, что новые вещи подавляющему большинству из них просто не по карману.
Посмотрите, какие интересные изменения произошли на рынке продовольствия в эконом сегменте потребления. Практически исчезла привычная всем килограммовая фасовка бакалейных товаров. На смену ей пришли пакетики весом 900 граммов, потом – 800 г и так далее до 600 граммов.
Постепенно утрачивая привычный объем, вышла из употребления литровая бутылка в фасовке растительного масла.
Это можно попытаться объяснить небезукоризненными маркетинговыми приемами отдельных нечистых на руку производителей. Но весом и объемом можно ввести доверчивого потребителя в заблуждение лишь однажды, а они продолжают снижаться – посмотрите на сардельки размером с грецкий орех.
Достаток в мелкой фасовке
Гораздо логичнее предположить, что производители совершенно адекватно реагируют на актуальный запрос рынка: нынешние потребители в основной своей массе охотнее покупают продукты маленькими порциями, так как на крупные упаковки денег уже нет.
По этой же причине поредели очереди в больших супермаркетах, а вместе с ними и товары на некогда обильных товарных полках.
Вместе с очевидным выводом о явно назревающей проблеме следует отметить и то, что нехватка денег на самое необходимое должна стимулировать малоимущие слои нашего общества к поиску новых источников дохода. А упомянутое принуждение к потреблению может быть воспринято этим обществом, как побуждение к лучшей жизни, где можно не отказываясь от необходимого, обогатить свой быт просто полезными, красивыми и удобными вещами. А новые услуги воспринимать не как покушение на свою последнюю копейку, а как дополнительную возможность употребить деньги с пользой.