Налоговый учет
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>И хотя даже к середине мая эпопея все еще не окончена, можно сказать, что власти вышли на финишную прямую. Есть шанс, что к концу первого полугодия будут приняты все или практически все необходимые документы.
Рассроченная бессмыслица
Ко дню рождения вождя мирового пролетариата (22 апреля) Кабмин подарил народу Украины новые Правила торговли в рассрочку физическим лицам. Прежние были утверждены еще и в 1998 г. (постановление Кабмина №997 от 01.07.98 г.) и имели немного общего с реальностью.
Например, действовавшим до недавних пор постановлением был установлен даже Ориентировочный перечень товаров отечественного и иностранного производства, рекомендованных для продажи в рассрочку. Перечень был прелюбопытным, он включал товарные позиции от швейных машин до музыкальных инструментов и от стройматериалов до стандартных домов с комплектом деталей к ним.
Новые Правила не содержат списка товаров, рекомендуемых к реализации в рассрочку. Зато устанавливают, что такая продажа осуществляется на основании договора купли-продажи, заключенного между субъектом хозяйствования и физлицом (покупателем), в соответствии с которым субъект обязывается передать обусловленный товар, а покупатель - произвести расчет за него в сроки и в размерах, предусмотренных договором.
При этом соглашение подписывается “при условии предъявления покупателем паспорта и справки для приобретения товаров в рассрочку, которая выдается по месту работы (учебы), а неработающим пенсионерам - органом, назначившим пенсию”. Такая справка составляется в трех экземплярах: соответственно, для продавца, покупателя и предприятия, ее выдающего.
Товар должен передаваться покупателю только после внесения им первого взноса (задатка), размер которого определяется договором. Право собственности переходит к покупателю после проведения окончательного расчета. И при этом сумма рассрочки не должна превышать размера:
- трехмесячной зарплаты (стипендии, пенсии) при рассрочке платежа на 6 месяцев;
- шестимесячной - при рассрочке платежа на 12 месяцев;
- двенадцатимесячной - при рассрочке платежа на 24 месяца.
По непонятным причинам на приобретение в рассрочку транспортных средств описанные странные ограничения не распространяются.
Одним словом, придуманный Кабмином порядок покупки товаров в рассрочку оказался настолько громоздким и неудобным, что вряд ли найдутся желающие им воспользоваться. Тем более когда существует альтернатива в лице потребительского кредитования, на которое власти никогда не обращали и десятой части внимания, уделяемого процедуре рассрочки.
Круги ада
В первых числах апреля вступили в силу сразу пять приказов ГНАУ (№97, №98, №113, №114 и №115), которыми были утверждены новые формы налоговой отчетности по налогу на прибыль. Поскольку соответствующий раздел Налогового кодекса вступил в силу только с 1 апреля, первый срок подачи отчетности по налогу на прибыль по новой форме придется на июль-август текущего года. Так что, в отличие от ситуации с новыми формами отчетности, к примеру, по НДС, времени на ознакомление хватит.
А изучать, между тем, есть что. Так, основная форма налоговой декларации по налогу на прибыль теперь предполагает наличие 17 приложений, тогда как ранее их было 11. Это, конечно, не означает, что всем плательщикам придется подавать именно такую уйму бумаг - приложения, как правило, будут заполняться при наличии соответствующей записи в основной декларации в целях ее расшифровки.
Однако в целом степень детализации показателей отчетности, безусловно, выросла, что вряд ли приведет к сокращению времени, которое бухгалтер тратит на заполнение отчетности. Так что об обещанных властями упрощениях при ведении учета и составлении отчетности говорить сложно.
Кроме того, авторы новой формы декларации пошли не совсем традиционным путем, присвоив каждому приложению имя собственное из двух букв. Даже простой процесс запоминания всех этих “ИД”, “ЦБ”, “АВ” и “АД” (несмотря на то что аббревиатуры связаны с расшифровываемым показателем) превращается в ад - аккурат по названию одного из приложений.
Льготная астрономия
Отдельного упоминания заслуживает утвержденный приказом ГНАУ №167 от 29.03.11 г. Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины. Несмотря на отсутствие какого-либо указания на это в названии Порядка, речь в нем идет исключительно о льготах по НДС. Их предложено рассчитывать в зависимости от особенностей налогообложения.
1. При освобождении операций от обложения НДС путем применения формулы: СЛ = (Vп.о. – (Vп.н. + Vп.бн.)) х ставку налога, где СЛ - сумма льгот, Vп.о. - объемы операций, освобожденных от обложения НДС, а Vп.н. и Vп.бн. - объемы операций по приобретению товаров и услуг (с налогом и без налога), которые использованы в операциях, освобожденных от обложения НДС.
2. При операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, которые облагаются по нулевой ставке, путем применения формулы: СЛ = (Vэ.н. – Vп.) х ставку налога, где СЛ - сумма льгот, Vэ.н. - объемы экспортных операций и (или) операций по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемые по нулевой ставке, Vп. - объемы операций по приобретению товаров и услуг, которые использованы в экспортных операциях и (или) операциях по поставке товаров (услуг) на таможенной территории Украины, облагаемых по нулевой ставке.
3. При использовании специального режима налогообложения в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства путем применения формулы: СЛ = СН, где СЛ - сумма льгот, СН - сумма НДС, которая остается в распоряжении сельхозпредприятия и направляется на специальный счет в соответствии с данными налоговой декларации.
Думается, поскольку в ГНАУ по-прежнему считают нулевую ставку НДС при экспорте льготой (хотя иное решение извратило бы суть этого налога), объемы льгот по НДС будут астрономическими.
Возможно, это делается в том числе для того, чтобы растворить реальные налоговые льготы (главным пользователем которых в соответствии с Кодексом является крупный бизнес) в астрономических, но при этом бессмысленных объемах “экспортных льгот”.