Новые поступления



За что мы платим. Структура тарифов на коммунальные услуги
2014-10-17 09:23
33
17409

За что мы платим. Структура тарифов на коммунальные услуги

Как формируются тарифы на услуги ЖКХ, что в них включают коммунальные предприятия, за что нам фактически приходится платить, оплачивая отопление, свет, газ, воду и вывоз мусора

В свете очередного повышения тарифов многие украинцы задались вполне уместным вопросом – из чего же состоят тарифы на услуги ЖКХ, что лежит в их основе?  Попробуем разобраться.

Законная сторона

Итак, согласно закону, жилищно-коммунальные услуги – результат хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение условий проживания. Текст продолжается еще несколько строк, но суть и так ясна. Также из закона следует, что все тарифы регулируются государством, а именно: исполнительной властью, то есть Кабмином, устанавливаются все тарифы, кроме тарифов на тепло, централизованное водоснабжение и водоотвод, находящихся в компетенции соответствующей национальной комиссии.

Прописаны в Законе о жилищно-коммунальных услугах и основные принципы тарифов ЖКХ:

  • Доступность жилищно-коммунальных услуг для всех потребителей и равенство правовых гарантий;
  • Нормативное регулирование предоставления жилищно-коммунальных услуг по ценам/тарифам, утвержденным в установленном законом порядке;
  • Соответствие уровня цен/тарифов размеру экономически обоснованных трат на их производство;
  • Открытость, доступность и прозрачность структуры цен/тарифов для потребителей и общества
  • Соответствие оплаты жилищно-коммунальных услуг их наличию, количеству и качеству;
  • Ответственность исполнителей/производителей за несоответствие требованиям стандартов, нормативов, порядков и правил;
  • Гарантия социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг и опережения роста доходов населения перед ростом цен/тарифов на коммунальные услуги;
  • Создание условий для привлечения, использования по назначению и возвращения вложенных инвестиций, необходимых для осуществления мер, направленных на сокращение себестоимости производства (предоставления) жилищно-коммунальных услуг, энергосбережения, модернизации производства и повышения качества услуг.

Конкурентная среда при предоставлении коммунальных услуг практически отсутствует – большая часть производителей являются государственными монополистами. Оттуда же и крайне сложный процесс тарифообразования.

Первым делом производители ЖКУ проводят расчеты экономически обоснованных тарифов, в которые включена инвестиционная составляющая – траты на возмещение инвестиционных ресурсов, привлеченных по инвестиционным программам, а также их стоимость. А вот порядок донесения информации о новых тарифах разрабатывается Кабмином.

Также в компетенции Кабинета министров находится порядок разработки и утверждения инвестиционных программ для повышения надежности и эффективности работы коммунальных систем. При этом размер инвестиционный компоненты разрабатывается органом, составляющим цену/тариф, то есть производителем жилищно-коммунальных услуг. Налицо явная непоследовательность.

Далее наступает очередь местных органов самоуправления – городских, районных, поселковых советов. Они должны проследить за тем, чтобы уровень тарифов был не ниже уровня экономически обоснованных трат на их производство, то есть себестоимости. Если установленный тариф не дает прибыли, местный орган самоуправления обязан возместить разницу между экономически обоснованными ценами и тарифом из местного бюджета.

Отвлечемся от бюрократии. Помимо вышеперечисленного, влияние на тарифы жилищно-коммунальных услуг оказывает и топливо, из которого эти услуги делаются. Так, при производстве электроэнергии на тепловых станциях больший удельный вес составляют затраты на топливо, гидроэнергетика же требует больших затрат на амортизацию, при этом стоит в 5-6 раз дешевле, чем тепловая. К тому же, на ТЭС многое зависит от типа турбин, параметров пара, типа топлива – газа, мазута или угля.

Не стоит забывать и о новейших факторах, которым стал, среди прочих, Международный валютный фонд. Одно из условий выданного Украине кредита – постепенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, реализацию которого мы сейчас и наблюдаем.

Кстати, в новых платежках киевлян, помимо прочего, удивил раздел горячего и холодного водоотведения. Трудно сообразить, как эти услуги можно разделять. Директор КП "Главный информационный вычислительный центр" Андрей Щербина поясняет, что с апреля этого года Нацкомиссия регулирования рынка коммунальных услуг разделила услуги горячего и холодного водоснабжения между Киевэнерго и Киевводоканалом соответственно, поэтому тарификация водоотведения их продукции и была разделена. И, наконец, с этого года киевляне перестанут платить за отопление летом.

Повышать или модернизировать?

Есть надежда, что рано или поздно наступит тот момент, когда власти поймут, что бесконечно повышать тарифы, никоим образом не модернизируя само жилищно-коммунальное хозяйство, нельзя. Возможно, этим переломным моментом станет эта зима. По крайней мере, киевские власти уже показывают положительную динамику. Из-за того, что киевская ТЭЦ-6 до сих пор не согласилась дать горячую воду потребителям Троещины и Оболони, в некоторых кварталах сделали первый шаг к автономному отоплению – воду стали нагревать непосредственно в теплопунктах на несколько домов, таким образом снизив зависимость от ТЭЦ.

Один из положительных моментов  – дифференцированные тарифы. Как и в западных странах, у нас действует система тарифов в зависимости от времени суток. Таким образом, низкими ночными тарифами стимулируется снижение пиковых нагрузок. Правда, для реализации дифференцированных тарифов необходимы специальные контрольные приборы.

Стоит обратить внимание и на зарубежный опыт. В западных странах потребитель может выбирать энергоносители – либо подключаться к центральному отоплению, либо переходить на автономное. В конце концов, за рубежом люди не привязаны к частной недвижимости и могут легко сменить квартиру, если тарифы на коммунальные услуги у собственника дома становятся неудобными. Практически то же самое, что сменить интернет-провайдера или мобильного оператора.

С другой стороны, повышение тарифов в Украине, спровоцированное МВФ, должно побудить народ перейти на альтернативные источники тепла. Относительно низкие тарифы и множественные категории льготников, сохраняющиеся с советских времен, не давали стимула к освоению новых технологий вроде автономного отопления, дифференцированных тарифов и даже обыкновенной регулировки температуры отопления. Теперь украинцы должны задуматься, а не эффективнее ли поставить вместо ванны душевую кабину, чтобы не выливать впустую кубометры воды, и не стоит отключиться от горячего водоснабжения и перейти на экономный бойлер.

По материалам: ubr.ua
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев