Новые поступления
Разработка компьютерных игр - как заработать деньги
Один из самых успешных представителей игровой индустрии Украины рассказал как и для чего привлекать инвестиции в ИТ-проекты
Игры сейчас – это очень нишевый рынок, и свободных ниш на нем – полно. Давайте возьмем начало 90-х – игроками в основном были компьютерные гики, которых было мало. Сейчас это массовый рынок – играют все.
Например, мы недавно открыли для себя новую нишу – диджитал-бабушки, они играют в игры, в которых нет насилия, в которых не нужно ничего преодолевать, а нужно просто нажать одну кнопку. А еще важно сделать так, чтобы рядом сидел внук и кричал: «Бабушка, хочу эту птичку сюда!», и она будет платить любые деньги. Пока таких бабушек мало, но мы не теряем надежду, аудитория взрослеет, бабушек становится больше.
Как заставить бабушку или родителя платить? В первую очередь родитель покупает себе 15 минут спокойствия. А если вы родителю еще и внушите мысль, что именно эта игрушка, или девайс, или приложение развивает либо обучает – вы продадите все, что угодно, даже подписку, которую он будет оплачивать каждый месяц.
Рынок пока растет за счет того, что все больше людей доходят до интернета, и покупатели находятся чуть ли не на любой продукт. Но очень мало игр приносят реальный доход и становятся финансово успешными. Люди думают, что они сделают игру, выложат ее в социальную сеть, и она сразу станет успешной, но это не так. Разработка игры – это, наверное, 30% всей работы. То есть вы сделали игру, а потом еще 70% работы остается – вам нужно ее правильно маркетировать, пиарить и поддерживать. Если, к примеру, вы сделаете классную игру, но у вас не будет дистрибуции, то играть в нее вы будете только сами.
Как и зачем брать инвестиции
Россия, Украина, Белоруссия – ось глобального игрового зла, здесь производится большинство мирового игрового контента. Эти компании в основном не говорят, что они российские, белорусские, украинские. Внутренний рынок здесь вообще не существует, все на Запад работают.
Я – сторонник того, чтобы создавать игры без денег, или без больших денег. Инвестиции в игровую индустрию – очень большой вопрос. Инвесторы оперируют цифрами и хотят увидеть, какие расходы проекта, какой может быть прибыль. Понятно, что большинство компаний ничего показать не могут.
Давайте представим, что вы уже что-то зарабатываете. Если у вас хорошая игра, она за 2-3 месяца выйдет на определенный уровень дохода, и никакие инвестиции вам не будут нужны. Если же у вас есть игра, и она до сих пор не приносит денег – никакие инвестиции вам не помогут. Инвесторы ожидают, что деньги пойдут на «трафик», но если в самой игре нет механизмов, которые его генерируют, все бесполезно.
Сейчас уже никто не хочет вкладывать деньги в идею, даже в США. Все фокусируются на реально работающих бизнесах и сервисах. Деньги инвестируют в компании, которые зарабатывают чуть ли не с первого дня своего существования. Но такие проекты несколько раз подумают, нужны ли им эти инвестиции. Сейчас в Украину и Россию пришло много фондов, стартап-инкубаторов. Это хорошо. Но ориентация на то, что без инвестиций я ничего делать не буду, изначально ущербная.
Игры в сублицензии
Никогда не соглашайтесь на сублицензирование – это самый простой путь дистрибьюторам уйти от своих обязательств. То есть, что это значит: если компания «А» подписывает контракт с вами, и там написано, что компания «А» может дальше от своего имени продвигать ваш продукт, то дальше вы уже ничего не проконтролируете. В таких случаях нужно всегда привлекать юриста, уточнять и прописывать, как такое сублицензирование будет работать, и как конкретно будут перед вами отчитываться.
Я занимался разными индустриями, но разработка компьютерных игр – это кайф. Очень много денег здесь не заработаешь. То, что у всех на слуху – Angry Birds, World of Tanks, – это единичные случаи, эти сотни миллионов долларов все не заработают. В AppStore выпускается то ли 600, то ли 700 игр каждый день, попробуйте продаться с такой конкуренцией. Но для того чтобы нормально существовать, денег хватает.