Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Не так давно вы заявили, что изменения в Налоговый кодекс будут приняты до конца текущей сессии парламента. Какие нормы кодекса будут изменены?
Наш комитет постоянно мониторит внедрение норм Налогового кодекса, как со стороны контролирующих органов, так и со стороны налогоплательщиков. Мы анализируем все обращения, поступающие от субъектов предпринимательской деятельности. Недавно Верховная Рада поддержала нашу инициативу об отмене ежемесячного декларирования доходов физических лиц, а также отмену "нулевых" ежеквартальных деклараций. Мы настаивали на этом, учитывая многочисленные обращения представителей бизнеса о необоснованном увеличении показателей декларации со стороны ГНС Украины.
Предложения по усовершенствованию Налогового кодекса, которые поступали в комитет с начала года, обобщены в законопроекте "О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты" (№8217), принятом Верховной Радой за основу. Изменения, в частности, касаются согласования отдельных норм Налогового кодекса Украины с полномочиями Национального банка Украины, и упрощения процедуры постановки на учет плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога.
Кроме того, мы хотим усовершенствовать систему налогообложения операций с ценными бумагами при их первичном размещении и обратном выкупе, урегулировать вопрос регистрации в органах Государственной налоговой службы каждого договора управления имуществом, оптимизации единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование для малого бизнеса и т.д.
Еще один момент. Мы будем предлагать Верховной Раде освободить от уплаты единого социального взноса пенсионеров и инвалидов, работающих без наемных работников по упрощенной и общей системе налогообложения. Мы сознательно пошли на этот шаг, хотя и понимаем, что в случае отмены этой нормы, по предварительным расчетам, бюджет может недополучить более 200 миллионов гривен, но мы найдем компенсацию для бюджета из других источников. Соответствующий законопроект сейчас готовится к рассмотрению Верховной Радой во 2 чтении. Думаю, что в конце мая он будет принят.
В правительстве несколько раз заявляли, что завершают работу над законопроектом "О реформировании упрощенной системы налогообложения". Каких еще новаций следует ожидать плательщикам единого налога?
Если говорить конкретно, то я убежден, что нужно сосредоточить усилия, прежде всего, на смягчении процедуры администрирования налогов (проведении проверок, применении финансовых санкций), увеличении предельного объема годового дохода для субъектов малого бизнеса, работающих по упрощенной системе. Упрощенную систему нужно сохранить для предпринимателей, работающих в сфере транспорта, розничной торговли. В то же время, она не должна служить механизмом для уклонения от уплаты налогов.
Оппозиция заявляет, что новый Налоговый кодекс "убил" как минимум 50 тысяч малых бизнесов…
К сожалению, упрощенная система налогообложения часто является предметом политических спекуляций, особенно с того момента как вступил в силу раздел 3 Налогового кодекса о невозможности включения в состав расходов предприятий расходов, понесенных в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физических лиц - предпринимателей–упрощенцев.
Я подчеркиваю, что Налоговый кодекс не менял правила налогообложения для большинства предпринимателей-упрощенцев. У нас продолжает действовать Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" 1998 года.
Изменились только правила налогообложения для той части плательщиков единого налога (по официальным данным, их у нас около 170 тысяч), которые одновременно получали зарплату как наемные работники от предприятий и сотрудничали с ними как субъекты хозяйственной деятельности, уклоняясь от уплаты налогов. Они прекратят свою деятельность, оставшись наемными работниками, которыми фактически и были.
Что касается предпринимателей, которые не имеют отношений с юридическими лицами (их около 700 тысяч), то новые правила формирования расходов их не коснутся.
Вице-премьер Сергей Тигипко не так давно рассказал о комплексе карательных мер, которые будут применяться для легализации зарплат. Неужели в Партии регионов не понимают, что если проводить только репрессии, то это чревато ростом взяток, безработицы и снижением деловой активности?
К решению проблемы легализации зарплат действительно нужно подходить комплексно. Административные методы должны сочетаться с оптимизацией размера единого социального взноса. С 1 января вступил в силу Закон "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", согласно которому его ставка колеблется от 33,2% до 49,7% фонда оплаты труда. Думаю, нужно еще раз проанализировать размер этого взноса, сравнить с соответствующим показателем в странах СНГ и Европы. Если есть необходимость, то нужно его пересмотреть.
Кстати, наш комитет уже выступил с инициативой пересмотреть размер единого социального взноса для малого бизнеса. Ведь на сегодняшний день те предприниматели, которые работают по общей системе налогообложения, платят слишком высокие налоги – на них уходит более 50% от полученной прибыли. В подготовленном нами законопроекте предлагается снизить единый социальный взнос для предпринимателей до уровня минимального страхового взноса для малого бизнеса. Думаю, это будет первым шагом на пути к легализации фонда оплаты труда.
На какой стадии подготовка новой редакции Таможенного кодекса? Когда он может быть принят?
Новая редакция Таможенного кодекса, над которой комитет работал с прошлого года, фактически готова. В ней были учтены лучшие наработки двух законопроектов, зарегистрированных в Верховной Раде.
В новой редакции кодекса отражены принципы Закона Украины "О присоединении Украины к Протоколу о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур", Конвенции о временном ввозе и Обновленного Таможенного кодекса ЕС 2008 года, а также ключевые принципы реформирования таможенной службы Украины.
Законопроект предусматривает упрощение и ускорение таможенных процедур, уменьшение влияния "человеческого фактора" на процесс и результат таможенного оформления товаров, приближение процедур к европейским стандартам, а также повышение эффективности противодействия таможенным правонарушениям, усиление роли пост-аудита и определение четких сроков проведения таможенниками процессуальных действий. Кроме того, в документе учтены нормы об ответственности таможенных органов за неправомерное затягивание времени оформления товаров.
Все это позволит бизнесу значительно сократить время и финансовые ресурсы на осуществление таможенных формальностей и будет способствовать уменьшению коррупции на границе. Думаю, примерно в конце мая мы примем новый Таможенный кодекс в первом чтении, а где-то в сентябре-октябре - окончательную редакцию.