Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Федеральная таможенная служба России намерена с 1 декабря разорвать договорные отношения с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков Российской Федерации (АсМАП РФ). Конфликт российских перевозчиков и таможни, который тянется несколько месяцев, до сих пор не урегулирован, несмотря на приобщение к его разрешению множества инстанций международного уровня.
На сторону АсМАП РФ встала и украинская профильная ассоциация, поскольку ситуация является угрожающей для отечественных перевозчиков. Они могут потерять те рынки, доступ на которые возможен только по территории России – речь идет примерно о 100 тыс перевозках в год, или объеме грузов в 3,5 млн тонн ежегодно, пишет ЦТС.
Согласно официальной позиции российских властей, вопрос исключительно внутренний и связан с неурегулированной задолженностью со стороны АсМАП. В Ассоциации задолженность не признают и считают, что таможня попросту создала новый канал дохода, замыкающийся на полугосударственную коммерческую структуру.
Неделей ранее, 13 сентября, в своем письме ФТС проинформировала всех причастных к перевозочному процессу о том, что такие меры ограничиваются Сибирским и Дальневосточным таможенными округами. Таким образом, ужесточенные требования по обеспечению транзита в России сейчас применяются на трех из восьми таможенных управлений. Территориально это вся азиатская часть России, расположенная за Уралом. Под юрисдикцию этих трех таможенных округов подпадают все грузы, идущие транзитом на Казахстан, Узбекистан, Китай и в Среднюю Азию.
Под ужесточенными мерами таможенного транзита имеется ввиду новый подход России к допуску автомобильного транзита через свою территорию. 5 июля этого года российская таможня проинформировала перевозчиков и грузовладельцев о том, что с 14 августа изменяется порядок применения книжек МДП. На практике это обозначало фактическую отмену книжек как единственной гарантии для транзита и необходимость обеспечения дополнительных мер гарантирования со стороны автоперевозчиков. А это – не только существенное усложнение процедуры транзита и ее затягивание со всеми вытекающими последствиями, но и его удорожание.
"Если, к примеру, стандартная книжка МДП для одноразовой перевозки стоит 46 евро, то сейчас при уплате гарантийных платежей стоимость этой услуги может вырасти до 4 тыс евро", - рассказывает глава АсМАП Украины Леонид Костюченко.
Последствия разрыва отношений между таможней и АсМАП РФ могут быть самыми неблагоприятными даже не столько для российских перевозчиков, сколько для тех, которые въезжают в Россию с целью транзита. Ежегодно ассоциация выдает более 600 тыс книжек МДП, но при этом в качестве гаранта покрывает свыше 1,5 млн операций МДП, выполняемых на территории России.
"Это сумма в 4 трлн рублей (90 млрд евро), которая ежегодно в виде финансовых гарантий предоставляется непосредственно таможенным органам Российской Федерации", - утверждают в АсМАП. Теперь, когда, согласно новым требованиям ФТС, обеспечение уплаты таможенных пошлин предоставляется не только в виде книжки МДП, но и одним из любых других способов, предусмотренных законодательством Таможенного союза (деньгами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества) – все эти затраты ложатся на перевозчиков.
По словам Леонида Костюченко, всего в Украине насчитывается 3,5 тыс транспортных операторов, пользующихся преимуществами системы МДМ. По итогам 2012 года с прохождением территории Российской Федерации было выполнено 52% всех рейсов, осуществляемых украинскими международными перевозчиками.
"По нашим данным за 2012 год нашими участниками было выполнено 181 521 перевозка по системе МДП. За 9 месяцев 2013 г. - 132
168", - рассказали ЦТС в АсМАП Украины. То есть свыше 90 тыс перевозок проходит через Россию. Ранее в АсМАП говорили, что только на экспортно-импортных перевозках в эту страну наши компании зарабатывают около 200 тыс долл. в год.
Из-за изменений порядка применения книжек МДП некоторые направления оказались для украинских перевозчиков вообще заблокированы из-за недейственности тех механизмов обеспечения транзита, которые предлагает ФТС. А по некоторым направлениям просто существенно возрастают затраты.
"На отдельных маршрутах стоимость гарантийного обеспечения теперь может равняться стоимости фрахта или даже превышать его в два раза", - говорит Леонид Костюченко.
Особое возмущение бизнеса вызвал тот факт, что ФТС уполномочила на предоставление гарантий конкретные компании, тарифы которых привели к такому резкому росту стоимости гарантийных затрат.
"Договора поручительства перед таможенными органами оформляются через компанию "Ростек", которая якобы государственная, но на самом деле является наполовину частной. В ее тарифной сетке стоимость обеспечения начинается от 1,5 тыс руб. (около 37 евро) и цена якобы зависит от расстояния транзита, но на деле по минимальным расценкам она работает только с избранными компаниями", - жалуется один из участников рынка. По его данным, "Ростек" взымает с перевозчиков плату не менее чем в 700-1000 евро с каждой фуры.
Эксперты сходятся во мнении, что Россия затеяла данную кампанию с целью наполнения бюджета и в целом намерена продолжать политику по закреплению собственных преимуществ как транзитной территории. Противостоять этому будет непросто даже при жестком давлении международного сообщества. Дело в том, что Конвенция МДП фактически действует только для стран СНГ, а страны ЕС на своей территории применяют национальную систему европейского транзита CTF. Аналогичного соглашения о функционировании конвенции МДП по территории Таможенного Союза нет – стороны пока не пришли к общему видению того, каким оно должно предстать к подписанию.