Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Утверждение государством сделки по перепродаже "Укртелекома" дает компании давно необходимые возможности для модернизации
Вечно больной донор
Разрешение Антимонопольного комитета на покупку группой СКМ (принадлежит Ринату Ахметову) кипрской компании, контролирующей "Укртелеком", поставило точку в двадцатилетней приватизационной эпопее. Как вспоминает Дмитрий Худолей, министр связи в середине 1990-х, тогда "Укртелеком" был одним из самых эффективных госпредприятий. Когда в 1996 году было объявлено о начале приватизации (около 10% компании было продано работникам, но потом скуплено чиновниками и топ-менеджерами), такие европейские телекоммуникационные гиганты как Deutsche Telekom или France Telecom были готовы выложить более 10 млрд долларов за контрольный пакет акций.
Однако именно прибыльность "Укртелекома" и возможность направлять финансовые потоки госкомпании в ручном режиме воспрепятствовали приходу западного стратегического инвестора. В результате было потеряно время для модернизации компании. В то время как в ЕС бывшие телекоммуникационные госмонополии, благодаря приходу новых собственников, успели перестроиться и адаптироваться к новой реальности (переходу потребителей от фиксированной к мобильной связи, росту услуг интернет-доступа), "Укртелеком" безнадежно отстал. Все свободные средства направлялись не на развитие, а в бюджет или на закупку услуг от контролируемых топ-менеджментом компаний. Вдобавок эти же компании-паразиты, которых СМИ связывают с бизнес-партнерами бывшего главы правления "Укртелекома" Георгия Дзекона, строили сети для крупнейших мобильных операторов Украины. В результате, по данным проверки Контрольно-ревизионного управления, "Укртелеком" в 2003-2008 годах недополучил 900 млн гривен только от аренды своих магистралей.
Тем временем, с приходом "оранжевой команды" обязательные отчисления в бюджет на выполнения социальных программ росли из года в год. Параллельно выросли и аппетиты чиновников, связанных с телекоммуникационной отраслью. О приватизации "Укртелекома" говорили как о свершившемся акте, тогда как компания все больше теряла привлекательность в глазах инвесторов. В частности, все обращали внимание на стремительное ухудшение финансовых показателей компании: если в 2004 чистая прибыль составляла 947 млн гривен, то в 2008 году чистый убыток составил 1,5 млрд.
Во время финансового кризиса 2008-2009 годов, как и следовало ожидать, ослабленный принудительным финансовым донорством "Укртелеком" превратился в балласт для бюджета. К тому же государство решило пойти на поводу у более агрессивных игроков. И в 2009 году подписало новые договора об интерконнекте с "Киевстаром" и "МТС-Украина". Это привело к потере госоператором более 100 млн гривен. И дальнейшему снижению рентабельности. Никаких компенсационных мер по укреплению госкомпании, кроме очередных разговоров о привлечении "стратегического инвестора", принято не было. Хотя цена по сравнению с серединой 1990-ых значительно снизилась: в 2008 году государственный пакет в 67,8% акций собирались продавать за сумму, эквивалентную 2,38 млрд долларов.
Со сменой власти в 2010 году взгляды на решение проблем "Укртелекома" не изменились. Так, в середине 2010 новый министр транспорта и связи Константин Ефименко утверждал, что ему понятно, как развивать госкомпанию. "В первую очередь это — развитие широкополосного доступа в Интернет и мобильной связи", — делился он своими планами.
Вдобавок ко всему, чиновники хотели переложить значительную часть затрат "Укртелекома" на других операторов: например, поддержание низкой стоимости связи в сельской местности за счет отчислений частных операторов. Естественно, все эти решения не имели перспектив. Хотя "Укртелеком" за 2006-2010 годы стал лидером по количеству абонентов услуги широкополосного доступа в Интернет (1,4 млн человек), он проиграл гонку операторам мобильной связи и кабельным компаниям (1,7 млн человек) и не построил собственную сеть мобильной связи 3G, при том что имел единственную лицензию в Украине.
Пока чиновники мечтали и продолжали "стричь купоны" от госзаказов "Укртелекома", рыночная цена компании упала ниже кризисного уровня 2008 года: в конце 2010 за 92% инвесторы предлагали не более 1,31 млрд долларов. Перед государством встал выбор: или стать свидетелем дальнейшей деградации компании и оказаться перед перспективой сокращения всех 90 тыс. сотрудников "Укртелекома", или срочно найти нового собственника.
В хорошие руки
Покупка "Укртелекома" австрийским инвестиционным холдингом EPIC в 2011 году поначалу казалась началом новой жизни бывшего телекоммуникационного монополиста. Австрийцам в самом деле удалось оздоровить финансовое состояние компании: в 2011 чистый убыток был сокращен вдвое, а в 2012 – получена чистая прибыль в размере 367 млн гривен. Правда, львиная доля была получена благодаря повышению тарифов на услуги фиксированной связи и сокращению нерациональных расходов.
В то же время EPIC так и не нашел ключик к телекоммуникационному рынку Украины. Вместо развития "Укртелекома" австрийцы начали искать покупателя для мобильного подразделения с лицензией 3G – компании "Тримоб". Остальные игроки на рынке подобное поведение восприняли как проявление слабости и непонимания новым собственником естественных преимуществ "Укртелекома". И заняли выжидательную позицию, пока EPIC, не справившись с управлением компанией, не начнет продавать ее по частям. В конечном итоге это могло привести к тому, что телекоммуникационный рынок Украины был бы полностью захвачен крупными игроками, принадлежащими российским операторам.
Однако этот сценарий не был реализован из-за интереса группы СКМ и последующей покупки ей актива. В СКМ рассчитывают на синергию от объединения возможностей всех телекоммуникационных компаний (у группы имеется собственный оператор фиксированной связи и доступа в Интернет – Vega, а также холдинг СМИ "Медиа Группа Украина" и пакет в операторе мобильной связи life:)). Ведь потенциальным клиентам может быть выгоднее получать разные телекоммуникационные услуги у одного провайдера.
Самым перспективным направлением представляется развитие спектра услуг связанных с предоставлением доступа в Интернет. Так, при абонентской базе в 13 млн интернет-пакетом "ОГО" "Укртелекома" пользуются всего 1,6 млн, тогда как у "Воли" – каждый четвертый. А ведь интернет-абоненты генерируют более высокие доходы, чем пользователи телефонии, поскольку тарифы на эту сравнительно новую услугу не регулируются государством. Чтобы развивать это направление, планируется, что уже до конца 2013 года все абоненты интернет-доступа Vega и "Укртелекома" получат доступ к новому онлайн-видеосервису, созданному онлайн-кинотеатром oll.tv ("Медиа Группа Украина"). Еще одним направлением модернизации может стать, по мнению экспертов, предоставление городских номеров из базы "Укртелекома" собственникам смартфонов.
Основной же вопрос кроется в возможности перестройки огромной махины "Укртелекома" под модель функционирования бизнес-группы, работающей в условиях жесткой конкуренции. В худшем случае компания обречена на то, чтобы стать для собственника крайне дорогостоящим "чемоданом без ручки" - со значительным социальным весом, но на глазах теряющим свои рыночные возможности. Однако в лучшем случае, при условии эффективного менеджмента, "Укртелеком", наконец, может превратиться в удобного партнера для миллионов клиентов.
"С точки зрения массового рынка мы внимательно наблюдаем за шагами "Укртелекома". Есть много вещей, которые они могут улучшить, но главный вопрос — насколько быстро они смогут это сделать", - подмечает основную дилемму гендиректор "Воли" Джордж Жембери.