Новые поступления
Парламентский комитет одобрил госмонополию на экспорт зерна
Аграрный комитет ВРУ поддержал законопроект об установлении новых правил экспорта зерна. Документ, который ограничивает круг лиц, имеющих право заниматься экспортом сельхозпродукции, предлагается принять за основу.
Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВР Украины рекомендует парламенту принять за основу законопроект о внесении изменений в Закон "О зерне и рынке зерна в Украине" об экспорте зерна по внешнеэкономическим договорам (контрактам). Это рекордная скорость прохождения законопроекта, тем более такого резонансного – документ был зарегистрирован в Верховной Раде менее недели назад - 25 февраля.
Напомним, что авторами законопроекта №8163 являются Инна Богословская (ПР), Марина Перестенко (КПУ) и Иван Сидельник (БЮТ). Любопытно, что двое последних – члены аграрного комитета парламента и соавторы другого одиозного законопроекта - №8053 (о внесении изменений в Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» относительно особенностей осуществления экспорта объектов государственного ценового регулирования), который фактически монополизирует экспорт зерна.
Законопроект №8163 ограничивает право экспорта сельхозпродукции непосредственным ее производителем, госагентом , а также компаниями, которые проинвестировали в выращивание этой продукции не менее 50% от ее стоимости. Также предусматривается, что государственным оператором по обеспечению экспорта зерна должно быть государственное предприятие или хозяйственное общество, доля государства в уставном фонде которого составляет 25% и более, которое определено на конкурсных основах Кабинетом Министров Украины для осуществления экспорта зерна и продуктов его переработки по внешнеэкономическим договорам (контрактам).Как считают в комитете, принятие данного законопроекта позволит решить проблемы, препятствующие продвижению украинского сельскохозяйственного товаропроизводителя на внешние рынки, активизировать роль государства при осуществлении экспорта сельскохозяйственной продукции, улучшить внешнеторговый баланс и получить дополнительные доходы в государственный бюджет.
Текущий год станет переходным – в законопроекте №8163 оговаривается, что 2011 году разрешается в виде исключения субъектам хозяйствования, которые действуют на рынке зерна, засчитывать в объемы экспорта, объемы озимых зерновых культур, авансовые платежи по которым осуществлены не позднее 15-ти дневного срока со дня вступления настоящего закона.
Минагропрод уже несколько месяцев прозрачно намекал зернотрейдерам, что ждет от них активного участия (финансового) в посевной кампании. Использование ресурсов зерноторговых кампаний в условиях ограниченного государственного финансирования и неохотного кредитования аграриев банками является реальным источником насыщения капиталом агросектора накануне посевной. Минагропрод предлагал профинансировать посевную кампанию пропорционально объему зерна, который трейдеры планируют экспортировать в следующем сезоне - денежными средствами или минеральными удобрениями, средствами защиты растений и другими ресурсами.
Однако большинство компаний (за исключением тех, кто и без дополнительных стимулов вкладывал в агропроизводство ранее) не увидели смысла в финансировании посевной. Среди основных рисков вложений в будущий урожай - неопределенность с возмещением НДС и его упразднением в новом маркетинговом году, продажа квот на экспорт зерна на аукционах, кроме того, в результате инвестиций в посевную трейдеры получат на руки зерно, которое спустя несколько месяцев могут и не суметь реализовать.
Однако теперь чиновники кажется нашли способ загнать торговцев в поле. Если законопроект будет принят, то авансовое финансирование партий будет единственным способом участвовать в экспорте.