Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>На сегодняшний день, по заверениям экономических аналитиков, в Украине сложилась уникальная ситуация с валютным курсом. С одной стороны, ряд факторов указывают на готовящуюся девальвацию (удешевление) гривни. В первую очередь, конечно, об этом свидетельствует рост негативного сальдо внешнего торгового баланса и ожидаемая "суперинфляция".
Среди возможных рисков называются также уменьшение гарантированных выплат для вкладчиков банков-физлиц (вместо 150 тыс. - 50 тыс. грн); возрастание денежной массы; инициация НБУ запрета на досрочное снятие средств с депозитов; подтверждение изменчивости курса национальной валюты. Ну, а после объявления намерения НБУ выпустить 1000-гривневую банкноту и вывести из оборота мелкие монеты у населения практически не осталось сомнений в скором обесценивании гривни.
С другой стороны, опережающими темпами растет приток валюты в страну за счет всевозможных заимствований. В результате, по итогам 2010 года, по данным НБУ, сводный баланс страны имеет положительное сальдо больше $5 млрд, что, в свою очередь, является объективной предпосылкой к укреплению гривни.
Проще говоря, на данный момент сложился курс, который выгоден и экспортерам, и импортерам. "Курс сейчас сбалансированный, и девальвироваться гривня, в любом случае, не должна. Наоборот, гривня теоретически могла бы укрепляться. Если посчитать инфляцию в Украине по сравнению со странами, с которыми мы торгуем последние четыре года, то осталась 20-процентная "подушка". Сегодняшний курс всех устраивает, и с разницей в 5% он будет держаться ближайший год, а может, и два", - размышляет в комментарии "Главреду" президент Европейской Бизнес Ассоциации Томаш Фиала.
По мнению эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, этому "противоестественному курсу" есть и другое объяснение: "Экспортеры, может, и хотят очередного обвала гривни, как в 2008 году. На возвращенный НДС от экспорта они снова покупают доллары. А если гривня будет обесценена, то за счет чего же тогда покупать доллары и выводить за границу? Это тоже невыгодно, и ситуация держится более-менее в определенных рамках".
Хотя по мере роста инфляции и удержания курса гривни дополнительные выгоды начнут получать импортеры, добавляет президент центра рыночных реформ Владимир Лановой. Но пока, если верить Госкомстату, в 2010 году фактически произошла ревальвация гривни на 6,8%.
Впрочем, если обвал гривни в краткосрочной перспективе нам не грозит, то в средне- и долгосрочной перспективе все не так радужно.
По мнению господина Ланового, к обесцениванию гривни могут привести четыре тенденции. Первая - это возврат правительством в 2011 году долгов на 90 млрд, что очень рискованно для бюджета и может сопровождаться невыполнением обязательств перед получателями субсидий, бюджетниками и дотационными отраслями. "Это приведет к депрессии, возможным неплатежам, ухудшит стабильность финансовой системы", - утверждает эксперт. В любом случае, отдача долгов сокращает валютные резервы страны.
Вторая тенденция - НБУ действует, исходя из психологического настроя населения. Укрепилась гривня в 2010 году (с 8,1 до 7,9 грн. за $1) - люди понесли деньги в банк, что способствует укреплению курса. Но как только в сентябре-октябре 2010-го пошла обратная тенденция - сразу же начался отток гривневых вкладов. "Не думаю, что в ближайшее время будет приток средств в банках. У людей не хватает денег на продукты и оплату увеличивающихся тарифов. К тому же, объем гарантированных выплат для вкладчиков банков-физических лиц вернулся к 50 тысячам", - солидарен с коллегой Гаврилечко.
Третья тенденция, по мнению Ланового, - это опасный дефицит торгового баланса, который на конец прошлого года составил $4 млрд. В принципе, правительство смогло его компенсировать за счет валютных кредитов на $5 млрд. Но не все так просто, утверждает эксперт. Еще $7,3 млрд выкупило население. Таким образом, дополнительный спрос на валюту составляет примерно $11 млрд.
Год назад "разрыв" не превышал $4 млрд ($1 млрд - по экспорту-импорту и $3 млрд купило население). То есть имеет место увеличение спроса на валюту в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Если пролонгировать эту тенденцию, то, по подсчетам Ланового, в 2011 году недостаток валюты составит $16 млрд. Причем, МВФ в 2011-м пока "расщедрился" только на $6 млрд транша для Украины.
Четвертая тенденция - правительство начинает занимать деньги под все более высокие проценты. 7,5% - это очень много для такой малорентабельной страны, как Украина, считает Лановой. Отсюда - категоричный вывод: "Определенная устойчивость валютного курса может быть сохранена. Но это чисто внешняя устойчивость, и нам следовало бы коренным образом пересмотреть отношение к экономике, и, в первую очередь, к предпринимательству".
В долгосрочной перспективе тенденция еще более плачевная. "Все, что мы потребляем, привозится из-за границы. Украина не обеспечивает себя практически ничем, поэтому, чтобы более-менее свести баланс, курс удерживается. Но чем больше будет "вымываться" внутреннее производство и замещаться импортом, тем хуже будет ситуация", - прогнозирует Гаврилечко.
Более того, из-за отсутствия серьезных инвестиций и модернизации экспортеры через некоторое время начнут существенно проигрывать своим конкурентам на внешних рынках по цене. И как только это произойдет, НБУ придется "отпускать" гривню, чтобы сохранить для них конкурентное преимущество.
Вариант укрепления экспортных позиций Украины (за счет льгот, дотаций) пока не наблюдается, а на внешние рынки правительство Украины никак не влияет. "Вся экономика работает на экспорт, а потребляем мы за счет импорта и полностью зависим от колебаний курса, баланса, мировых цен", - рассуждает Лановой.
Рассчитывать же на "золотой дождь" инвестиций, которые вот-вот, по заверениям правительства, прольются на Украину, пока не стоит, считает эксперт Гаврилечко. Вывоз капитала по-прежнему превышает инвестиции в Украину. Только на Кипр украинцы вывели в 2010 году $9 млрд.
Размеры "теневого сектора" позволяют, в лучшем случае, найти средства на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, но не страны в целом. Статистика перевода денег заробитчанами также не показывает каких-то фантастических сумм.
Сдержанно-оптимистичную оценку перспектив гривни дал президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило: "Мы будем и дальше наблюдать рост внешней торговли, но будет и приток инвестиций, корпоративных ресурсов, и объективно вряд ли стоит ожидать в 2011 году показаний к девальвации гривни. Об обвале говорить однозначно не стоит. А, учитывая потребность в кредитах МВФ, НБУ будет стремиться к гибкому курсообразованию, что приведет к укреплению реального эффективного обменного курса".
Подтвердятся прогнозы или нет, мы узнаем не раньше августа-сентября 2011 года, - компромиссно рассудил Дмитрий Боярчук, директор Центра "CASE-Украина". "В среднесрочном периоде, - говорит он, - нас ждет девальвационный шок через 5-7 лет, если не произойдут принципиальные изменения в экономике и не заработает пенсионная система".
Так что сценарий девальвации гривни полностью исключать нельзя. Правда, пока эксперты могут только гадать, что может стать "спусковым крючком" для ее обесценивания. В 2008 году таким механизмом стал кризис (впрочем, девальвация гривни была неизбежна, даже если бы мировые "цунами" обошли Украину стороной). В 2011-2012 гг. эксперты советуют внимательнее присматриваться к таким показателям, как ухудшение торгового баланса и изобилие кредитных денег, которые непрозрачно расходуются в Украине.
Единственное, в чем все эксперты солидарны, - так это в грядущей инфляции, которая наверняка превысит заложенные в бюджете 10%. Естественно, что в этой ситуации у любого читателя уже созрел вопрос, а в чем же тогда хранить свои сбережения, чтобы их как минимум спасти, а как максимум - преумножить? Общее правило, как известно, гласит, что хранить их нужно в той валюте, которую человек получает. И, как добавил Жалило, "не пытаться играть на курсе".
Неожиданный, но весьма прибыльный "инструмент" предложил "Главреду" Гаврилечко: "Деньги, вложенные в любой продукт питания, дают большую прибыль на вложенную гривню, чем любой депозит. Так, гривня, вложенная в гречку в прошлом году, дала 120% прибыли на начало этого года. Если гречка может храниться четыре года, то зачем нести деньги в банк?". Традиционно стоит хранить деньги в золоте (хотя оно сейчас на пике), долларах и в товарах.