Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>В 70-х годах прошлого века в Европе появился весьма примечательный вид отдыха — сельский туризм.
В гости к фермеру
Обитатели мегаполисов, уставшие от стремительной современной жизни, начали находить особую прелесть в отдыхе с видом на живописные сельские пейзажи в атмосфере традиционного крестьянского уклада жизни. Эта тенденция усилилась на рубеже тысячелетий — во-первых, европейский потребитель пресытился традиционными «пляжными» видами отдыха, а во-вторых, во всем мире возрос интерес ко всему «экологически чистому», в том числе и досугу. Агротуризм с чистым воздухом, здоровой пищей и фолк-колоритом идеально удовлетворил запросы публики. На смену трем «S» — Sun-Sea-Sand (солнце, море, песок) приходят три «L» — Landscape-Lore-Leisure (пейзаж, традиции, досуг). По данным Ассоциации индустрии путешествий Америки, в течение последних трех лет услугами сельского туризма в США пользовались не менее 87 млн человек.
Изначально сельский туризм воспринимался фермерами как чудачество горожан. Но в 90-х гг. агроотдых превратился для отдельных фермеров из побочного в основной вид деятельности, который требует внимания, инвестиций, рекламной поддержки и т.п. В Италии, которая стала законодательницей мод в нише деревенского отдыха, для нужд бизнеса стали реконструировать старинные усадьбы и даже небольшие средневековые монастыри.
В гости к фермеру
Каждый фермер разрабатывает для гостей различные виды программ с местным колоритом. Некоторых сельский туризм привлекает возможностью подчеркнутого «ничегоделанья». Другие не прочь на часок-другой приобщиться к сельскому труду: подоить корову, сорвать плоды с дерева или проложить борону трактором. Третьих интересуют костюмированные представления, конные прогулки или гольф среди овечек.
Однако, по признанию фермеров, основа всего сельского туризма — кухня. Ни один клиент не приедет в деревню на отдых, если не будет уверен, что там его ждет здоровая, вкусная и экологически чистая еда. По европейской традиции, на фермах предоставляется типичный завтрак: яичница или вареные яйца, 4–6 видов бутербродов, чай, кофе, молоко, сок.
Все большей популярностью пользуются в Европе фермы, занятые изготовлением или производством аутентичным способом традиционных местных продуктов: сыров, макарон, сладостей, оливкового масла, вина и т.д. Гости с охотой наблюдают за процессом и с не меньшей охотой приобщаются к нему сами. Клиентам объявляют, что все секреты производства передаются из поколения в поколение, от отца к сыну или от матери к дочке. Ирония ситуации в том, что многие европейские фермеры, почуяв спрос клиентов, в 90-х гг. в срочном порядке начали «вспоминать» традиционное производство, до этого зная о нем лишь понаслышке.
Сельский дом с удобствами
Классический пример агротуристического бизнеса в Польше — ферма супругов Хилард «Зеленый сад», расположенная в Квидзеньском повите. В 2002 году фермеры построили большой трехэтажный дом на 10 спален в расчете, что с ними будут жить дети. Однако последние, поступив в польские вузы, решили искать счастья в городах. Тогда-то супругам и пришла в голову мысль о предоставлении туристических услуг. Сделав перепланировку, Хиларды получили 15 номеров с ванными комнатами и кухней, а вокруг дома разбили небольшой парк с искусственным прудом. Сейчас сельский туризм приносит чете 20% дохода. Муж занимается сельхозработами, привлекая сезонных рабочих только на время сбора урожая, а его жена с подругой заведуют приемом, размещением, развлечением и кормежкой гостей.
«Круглый год у нас занята часть номеров, а летом – все. Успех нашего предприятия я связываю прежде всего с живописной природой. Основные клиенты — немецкие туристы. До войны здесь проживало много немцев, и часть из них вместе с родственниками с удовольствием приезжают, чтобы предаться ностальгическим воспоминаниям», — рассказывает Кристина Хилард. Зачастую посетители фермы только ночуют и питаются в «Зеленом саду», а все остальное время проводят в прогулках или разъездах. Пани Кристина отмечает, что их клиентам «посконная» самобытность не очень интересна и комфорт просто необходим— без ванны, ТВ и интернета гостей не будет!
Петушки на крыше
В Беларуси за последние несколько лет агротуризм показал впечатляющие темпы роста — по официальной статистике, в 2006 году в республике было 34 агроусадьбы, а весной нынешнего — уже около 900. Виды на картофельные поля привлекают не только городских жителей самой Беларуси, но и соседей из Польши, Украины и России. И не в последнюю очередь — благодаря относительной дешевизне. Тем не менее, по подсчетам властей, туристическая ферма в Беларуси приносит своему хозяину не менее $600 дохода в месяц. Власти республики позаботились о создании достаточно удобной законодательной модели для малого туристического бизнеса на селе. С 2008 г. любой житель деревни, который сдает не более трех комнат и кормит гостей своей пищей, считается субъектом «экопредпринимательской деятельности». Нужно всего лишь заплатить небольшой разовый налог и уведомить местные власти. Вот уже несколько лет белорусские предприниматели от экотуризма объединены в общественную организацию «Отдых в деревне», которая присваивает каждой агроусадьбе от одного до четырех «петушков» — по аналогии с гостиничными звездами.
Для жителей села Комарово (Мядельский р-н Республики Беларусь) организация агрорекреационного сервиса стала не только стартом в бизнесе, но и основой для подъема родной деревни. Прослышав об успехах зеленого туризма в соседних Польше и Литве, энергичная Алла Войцехович сумела взять кредит на реставрацию заброшенного колхозного здания, бывшего еще в XIX веке господским домом. Заручившись поддержкой мужа, Алла провела в Комарово серию деревенских праздников и выставок-ярмарок. На дармовое угощение с радостью приехали и местное начальство, и журналисты. Расчет оказался верным — в село на отдых в бывшее панское имение потянулись горожане. На новый кредит супруги Войцехович построили блинную, разбили парк и взялись за организацию корпоративов в фолк-стиле. Сегодня агороусадьба «Комарово» считается одной из лучших в республике. Но хозяева вовсе не собираются останавливаться на достигнутом — уже начато строительство сельской гостиницы на 40 мест и ресторана с белорусской кухней.
Чисто русский отдых
Отдыхая с коллегами в Подмосковье, предприниматель Сергей Жуков обратил внимание на то, насколько сильно желание «офисного планктона» расслабиться и отдохнуть на природе. Сергей купил дом с небольшим участком земли в деревне и решил организовать небольшое агротуристическое предприятие. Понимая, что составить конкуренцию пансионатам или домам отдыха не получится, бизнесмен решил сделать ставку на «выездные» мероприятия на день-два.
«В феврале нынешнего года я собрал первую группу из семи офисных работников, которым предложил отдохнуть в деревне двое суток. Мой расчет оказался верным — горожане с удовольствием кололи дрова, топили печи и бани. Программа, в принципе, была минимальной — прогулка по лесу, вечернее застолье, русская парная, стрельба из пневматического оружия. На утро — парное молоко, кому необходимо — рассол, и подчеркнуто простая здоровая крестьянская пища, приготовленная соседской бабушкой. Я даже самовар раздобыл. Каждый из гостей принес мне $15–20 чистого дохода», — рассказывает г-н Жуков. По его словам, спрос довольно высок, единственная сложность — не ошибиться в клиенте, дабы не было неприятностей с повреждением имущества во время традиционных русских забав. Пока Сергей страхуется внесением клиентами перед отдыхом небольших сумм, которые не возвращаются в случае порчи собственности.
Советы американской предпринимательницы Мери Контадо (доклад «Что должно понравиться агротуристу из США»):
- наличие у агроусадьбы собственного веб-ресурса с англоязычной версией;
- агроусадьба как семейный бизнес (с фотографиями семьи на сайте);
- оригинальный подарок каждому туристу после отдыха (сувенир, бутылка местного напитка и т.д.);
- этнические элементы в развлекательной программе (хороводы, танцы, церемонии и т.д.);
- буклеты с историей региона, деревни, где расположена усадьба;
- регистрация туристической фермы в Бюро путешествий США.