Бизнес планы и сметы
Просмотров всего: | 2713 |
Просмотров сегодня: | 3 |
Опубликовано: | 2013-07-21 |
Свой бизнес: Можно ли заработать портретной сьемкой
Вид бизнеса: | Услуги |
Направление бизнеса: | Услуги фото |
Начальные инвестиции от: | 0.00 USD |
Сезонность бизнеса: | Всесезонный |
Возможна работа ON-LINE: | Нет |
Возможна работа дома: | Да |
Портретная фотосъемка в условиях широкого распространения цифровой фототехники - это удел настоящих фотохудожников, профессионалов от фотоискусства
МНЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ФОТОГРАФА
Портретный бизнес у нас еще пока не развит, на работы высокого качества спроса почти нет. Для большинства соотечественников минимальная сумма в 50 долларов за портрет - это серьезные деньги, при их зарплате в 300-400 долларов.
Ситуация с модельной съемкой такая же. Она не такая прибыльная, как думают многие. Во- первых, начинающих моделей обязуют сниматься у агентских фотографов, это оговаривается в контракте. И поэтому с моделями тоже проблема. Многие фотографы находят компромисс – снимают хорошую модель бесплатно в расчете пополнить портфолио, но и модель позирует бесплатно.
Начинающим портретистам стоит пойти в театральные вузы на актерские факультеты, на отборы девушек в модельные агентства.
На начальном этапе трудно определять свои цены. Конечно, можно для справки полазить по сайтам,
Желание и талант еще не гарантируют успеха. Для фотографа основной экономический закон звучит иначе - - ПРЕДЛОЖЕНИЕ определяет спрос. Нужно придумать нечто уникальное, что привлечет заказчиков.
Для корпоративных клиентов большое значение имеет имя фотографа. Общаясь с такими клиентами надо рассказать о том, с какими известными людьми ты работал, в каких проектах участвовал. Заказчик, понимающий эти "регалии", может заплатить не 50, а 250 долларов за портрет. И еще профессионализм - это стабильный по качеству уровень. Ровные 4+ балла должны быть ВСЕГДА.
Для портретной съемки необходима своя студия- не всегда условия на натуре позволяют делать то, что нужно. Но в долги лучше не влезать, а накопить денег постепенно и затем только открывать студию. Минимальный набор оборудования - два источника света, фон и полупрофессиональная камера, лучше цифровая. Площадь помещения для студии должна быть не менее 40 кв.м. Стены в студии желательно выкрасить в серый цвет - тогда на лицах не будет посторонних оттенков.
МНЕНИЕ ВЫПУСКНИЦЫ "Академии фотографии"
Зарабатывать портретной съемкой
Нужно ИСКАТЬ моделей, не стесняться просить людей позировать тебе. Нужно создать ВСЕ возможные условия при съемке, чтобы модель чувствовала себя раскрепощенно - а ведь моделями бывают и дети, и девушки, и пожилые люди. Фотограф должен быть психологом. Человек с гонором, работать портретистом не сможет. Всегда нужно провести с человеком какое-то время, пообщаться, понаблюдать. Главное, чтобы на съемке люди были увлечены музыкой, действием, чтобы они были УЧАСТНИКАМИ процесса - это для них важнее всего. И всегда нужно знать цель - для чего портрет, для друзей или в интерьер. Это определяет дух того, что будет излучаться с фотографии - тепло, тоска, грусть, радость, нежность…
Начиная работу, важно выяснить свой уровень - а он познается в сравнении. Необходимо участвовать в разных мероприятиях , конкурсах, выставках. Очень полезно посещать фотосайты: таких ресурсов достаточно, и это реальный шанс показать свои работы, стиль, индивидуальность.
На начальном этапе можно обойтись без дорогой техники, хватает одного источника света, даже галогенового, окупить который не составит труда. Также потребуется зонт и отражатели ( можно использовать тюлевые занавески ), чтобы рассеять свет. Обычно метража комнаты не хватает для съемки в полный рост, минимальная площадь студии должна быть не меньше 50 кв.м , а высота потолков не ниже 3 м. Придется искать место либо в подходящем интерьере, либо снимать на пленэре.
Но в портретной съемке даже аппаратура не главное, - важно, КАКИЕ МОДЕЛИ и какие у них глаза. Если они «живые», портрет получится с первого раза! Бывает красивое тело, но во взгляде души нет, душа пустая. Поэтому пусть лучше модели будут "бедные, но интересные", это позволяет копать глубже. А богатые люди очень капризны, с ними работать тяжело. Если у клиента не очень хороший вкус, то лучше предлагать свои версии портрета. ВАЖНО УБЕДИТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЧТО ФОТОГРАФ ГЛАВНЫЙ, что он принимает решения.
Стоимость портрета бывает разной: не все могут позволить себе 200 долларов за сюжет. Иногда приходится снижать цены, чтобы сохранить заказчика. Моделей иногда выгодно снимать дешевле, потому что это выгодно и фотографу, таким образом он пополнит собственное портфолио. Хороших моделей для портрета можно часто встретить на улице. За лучшими лицами ходят на вернисажи и выставки, там они совсем другие - в глазах есть мысль…Вообще, тема и повод к съемке могут быть везде, надо только ходить, смотреть и искать ее.
Чтобы учиться «видеть лицо», можно снимать банкеты, тусовки, спорт. Это и тренирует, и позволяет знакомиться с нужными людьми, и подрабатывать. Обязательно носите с собой хоть какой-то подбор фотографий: на съемке всегда можно найти потенциального клиента, имея портфолио.
И последнее, не стоит идти на заработки любой ценой - можно в такой коммерции потерять себя. Фотограф прежде всего творец , а потом ремесленник. Воспитывайте свой художественный вкус - изучайте живопись и графику, ходите на вернисажи.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПРОДАВЦА СТУДИЙНОГО СВЕТА
Главная проблема начинающих фотографов - слабая маркетинговая подготовка. Они с трудом определяют свои цены и легко скатываются на демпинг. А такого допускать категорически нельзя - стоит сдать позиции, и ты получишь статус "дешевого фотографа" на всю оставшуюся жизнь. Надо научиться просить деньги за слайды и настаивать на своей цене. На портретной съемке трудно зарабатывать еще и потому, что никто не специализируется серьезно в этом жанре, не прилагает достаточно усилий к собственной "раскрутке". Нужно как можно больше участвовать в выставках, раздавать рекламные материалы потенциальным клиентам, нгадо напоминать о себе всем и везде.
МНЕНИЕ СТУДИЙНОГО ФОТОГРАФА-ПРОФЕССИОНАЛА
Организовать свою студию решила сразу после окончания фотошколы. Прежде всего нужно было купить свет. Встал вопрос, какой же выбрать: генераторный или моноблоки? Генераторный дороже, но, гораздо удобнее –все управление сосредоточено на самом генераторе, к которому подведены источники света. Моноблоки же между собой никак не соединены, каждая лампа подключается к розетке отдельно, но и регулировать их тоже приходится отдельно, подбегая персонально к каждой лампе. С опытом, узнала, что в студии удобнее использовать генератор, а на выезде – моноблоки, 3 моноблока легко помещаются в специальный чемодан и вполне мобильны.
В целом фирменное оборудование - это очень дорого. Некоторые вещи можно вполне сделать самим, как то: отражатели, фактурные фоны для съемки портрета, "ветродуй" для волос (фирменный стоит 1400 евро, а самодельный обойдется максимум в $150).
На начальном этапе можно скооперироваться с другим фотографом, чтобы разделить арендную плату и другие расходы на студию пополам. Очень полезно оказалось сделать свой сайт, благодаря которому любой человек может посмотреть твое портфолио в интернете. Кроме того, необходимо разработать свой собственный прейскурант, проведя предварительно обзор рынка фотоуслуг.
Поскольку заработать на одной портретной съемке трудно, не стоит отказываться и от других съемок, например, постановочной, рекламной, каталожной, выездной, репортажной.
Спустя 3 года, я нашла студию ближе к центру и метро. Аппаратуры прибавилось - есть цифровая Fujifilm FinePix S2 Pro и Mamiya RB 67 + объективы к ней (180мм, 90мм, 50мм). Свет Elinchromе, генератор на 3000Дж и три лампы, компьютер, Nikon Coolscan 8000ED, позволяющий сканировать слайды от 35мм до 6х9см. Много штативов, "журавль" - чтобы подвешивать источник света над объектом съемки. Софтбоксы: 2 штуки 1х1м, один 50х50см, стрип длиной 1м, насадки на лампы - "соты", фильтры и прочее. Есть еще отражатели и световые панели. Фоны - бумажные рулонные 2,8 метра шириной разных цветов. Тряпичные ростовые фоны красивы, но не очень удобны тем, что их нужно гладить перед съемкой. Поэтому лучше иметь фоны на проволочном каркасе: они смотрятся очень эффектно, к тому же не мнутся. Кроме того, тряпичный реквизит: одежда, парики, аксессуары, бижутерия, драпировки, шляпы, боа.
С цифровой камерой процесс происходит быстрее и проще - сканировать не нужно, а главное заказчик все видит на мониторе и результат съемки ни для кого не является сюрпризом. Минусы: автофокус гораздо хуже, чем, к примеру, на "Никоне", батарейки тратятся с такой скоростью, что снимать можно только с блоком питания.
Самое сложное для начинающего фотографа - находить клиентов. Лучше всего устроиться работать в рекламное или дизайнерское агентство – деньги могут быть небольшие, зато постоянные. Нужно просто везде звонить, ходить и предлагать свои услуги. Главное - сделать себе качественное портфолио, которое не стыдно будет показывать серьезным заказчикам. Очень полезно разместить свои снимки в фотобанках, российских и зарубежных. В процессе работы появляется постоянный круг клиентов, и заказы станут регулярными.
МНЕНИЕ ПОРТРЕТНОГО ФОТОГРАФА
Зарабатывать портретной фотографией безусловно можно. Для начала нужно найти помещение. Желательно найти «непрактикующего» художника или скульптора и договориться с ним о постоянной аренде пригодного помещения.
Без студии портретисту не обойтись. Если финансы не позволяют арендовать полноценную студию, то можно снимать ее хотя бы по часам. В среднем оборудованная студия приемлемого уровня стоит около 10 у.е. в час. НО ЗАТО вам не надо покупать свет, который стоит немалых денег, не надо покупать фоны, которые рвутся, мнутся, пачкаются. В конце концов, вам не надо платить деньги за аренду помещения, когда нет клиентов. На съемной студии вы никогда не потеряете деньги и заодно проверите возможность получения прибыли.
Минимальная площадь помещения должна быть от 30 кв. м, высота потолков- от 3 м.
Известным быть совсем не обязательно. У нас "известных студийных фотографов", у которых есть имя, наберется 2-3 десятка. Но знают их только в определенных кругах: в мире рекламы, полиграфии, дизайна и т.д. Поэтому здесь скорее всего важней качество вашей работы.
Разместить свои работы можно в интернете, из сети иногда заглядывают заказчики. Интернет вообще очень помогает фотографу – достаточно назвать вой адрес, и заказчик сможет посмотреть работы и определиться с выбором. Но основная часть заказов поступает по рекомендации.
Цены также можно формировать, изучив работы и цены других по интернету.
Что касается аппаратуры - то лучше выбирать моноблоки, главное , чтобы головки были с возможностью многоступенчатой регулировки мощности.
ФОТОГРАФ ИЗ ПРОВИНЦИИ - О СВОЕМ УСПЕХЕ
Спрос на портрет растет с того времени, как стали появляться конкурсы красоты, модельные агентства, различные студии и кружки, где уделяется внимание образу.
Фотограф, кроме технических навыков должен обладать эстетическим восприятием, знанием композиции. Но самое интересное в моем опыте то, что съемка перешла от фотографии как документа, даже от художественного образа, в область психотерапии.
Эта идея о психологии появилась еще давно. Я понял, что количество сюжетов, композиционных решений, приемов – ограничено, а если и может быть в чем-то разнообразие, то только в самом человеке. Сам человек бесконечен, его проявления чувств, мыслей – все это бесконечно, поэтому надо было больше снимать человека.
А фотографы в массе своей занимаются самовыражением. Они делают как бы «раскрашенную картонку»: придумывают какой-то сюжет, в этом сюжете, как в картоне, вырезают дырку для головы и вставляют туда клиента. Некоторые обставляют это какой-то одеждой, аксессуарами, интерьерами и прочее. Но принцип остается тем же: Я – художник, я создаю произведение, а клиент меня не волнует. Я – творец, я заработаю себе имя и потом за счет этого имени я заработаю деньги.
А по большому счету клиенту абсолютно наплевать на имя, он платит деньги за хороший портрет себя любимого. Человек хочет услышать о себе что-то хорошее, а если его обругают, вряд ли ему это понравится. И захочет ли он за это платить?
Поэтому главный принцип – повернуться лицом к клиенту, перестать заниматься своей фотографией и начать заниматься человеком. Надо чувствовать человека, учиться читать его мысли во время съемки, понимать настроение.
Сначала я просто разглядывал людей, старался увидеть в них красивое, хорошее - и это фиксировать. Но трудность была в том, чтобы поймать этот момент. Я понял, что надо не просто видеть, а уметь читать язык тела. Его описывал в своих книгах Алан Пиз: его позы – это большие буквы, транспаранты, а есть еще мелкий текст, который заполняет все остальное. Когда понимаешь, что все это значит, можешь научиться и "писать". Ты создаешь позу , которая может вызвать настроение. Человек выражает свое состояние позой, мимикой, жестами. И если создать эту позу , то при этом могут появиться чувства. Очень помогает знание композиции и навыки макияжа.
Для того, чтобы изменить свою жизнь, нужно измениться самому. И портрет может повлиять на это, потому что глядя на свои фотографии человек может себя по-другому воспринимать. Конечно есть разные люди: одни каждый день делают себе новый макияж – такие и живут по-разному. Другие не любят новизну, не могут выбраться из своих проблем. Но тем не менее фотография имеет обратное влияние на человека. Это похоже на рекомендацию из книжки «Как добиться успеха»: повесьте на стену портрет такого человека, каким хотите стать. Можно увидеть себя другим и действительно измениться!
Поэтому в конечном итоге важно общение со зрителем. Фотограф создает это общение вместе с моделью, поэтому она должна выражать эмоции свободно. Чтобы расположить человека, нужно прежде всего заинтересоваться им, а потом и он в ответ к вам проявит интерес и симпатию. В жизни мы обычно "закрыты", сдерживаем свои чувства, ведем себя на формальном, этикетном уровне.
Для того, чтобы возник снимок, должен произойти переход с формального, этикетного уровня общения на интимный. Человек должен перестать бояться выразить себя, сыграть самого себя перед камерой. Добиться того, чтобы человек перестал прятать свои чувства – это самое главное. Когда это происходит, съемка становится совсем другой, она интересна и фотографу, и клиенту. Потому что он начинает переживать какие-то другие ситуации, другую жизнь.
РЕКОМЕНДАЦИИ АНГЛИЙСКОГО ФОТОГРАФА
Известно, что очень мало фотолюбителей становится в итоге профессионалами. Первая причина в том, что они не очень стараются добиться успеха. А тот, кто умеет сделать свою работу прибыльной, необязательно бывает на самом деле хорошим фотографом – так в чем же тогда суть успеха или поражения? Речь в данном случае о людях, имевших постоянную работу, которых вдруг озарила мысль, что им лучше заняться фотографией за деньги, чем сидеть вот так в офисе или хотя бы совместить два этих занятия. Они хотели бы превратить свое хобби в источник дохода. Именно для тех, кто хочет уйти в сферу профессиональной фотографии, ниже приводится несколько полезных советов.
УЗНАЙТЕ, ЕСТЬ ЛИ НА ВАС СПРОС
Профессионалом фотографа делает не отличная студия, самое дорогое оборудование и даже лучшие фотографии в мире, а наличие заказчиков.
Вопросы связанные с освещением, компьютером, софтом, интерьером студии находятся полностью под вашим контролем - и конечно они важны. Но гораздо важнее понять, на какой рынок вы собираетесь выйти, где именно, в какой его сфере могут продаваться ваши снимки, смогут ли клиенты на этом рынке покупать ваши фотографии по достаточной цене и в достаточном объеме, чтобы сделать ваш бизнес эффективным?
Для начала хорошо бы составить список ваших потенциальных клиентов. Стоит показать им свою работу и получить комментарии о том, соответствуют ли ваши снимки их требованиям.
Чтобы понять СКОЛЬКО работ вам нужно будет продавать , необходимо выяснить состояние цен на интересующем вас рынке., а также на какие работы есть спрос и почему. Это должно быть сделано ДО того, как вы объявите себя профессиональным фотографом.
ПОЧЕМУ КЛИЕНТЫ ДОЛЖНЫ ВЫБРАТЬ ВАС
Они наверняка зададут такой вопрос, и лучше подумать над ответом заранее, потому что он неочевиден. Возможно, ваше конкурентное преимущество заключается в стиле фотографий; возможно, ваш подход или навыки отличают вас от других. Причина может быть равно в сервисе, в «упаковке» или лично в вас. А иногда фотография должна сказать за вас все. Если вы планируете продавать снимки в средства массовой информации, на календари или открытки, ваша работа должна ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ДРУГИХ - и это будет главным условием успеха. Снимки должны быть ДРУГИМИ и не требуют кроме этого дополнительных усилий с вашей стороны.
В случае, если вас больше привлекает коммерческая работа, портреты и свадьбы, то тогда потенциальный клиент выбирает ВАС, ваш подход к выполнению работы, ваш полный сервис. И тут многое зависит лично от вас, от ваших способностей к общению. Если вы выясните, что заставляет людей нуждаться в ваших услугах, что «инициирует запрос» и будете в нужном месте в нужное время, ваш бизнес обязательно станет прибыльным.
ВАШИ ВЗГЛЯДЫ И УБЕЖДЕНИЯ
Ваше ощущение жизни будет позитивным, только если дело приносит вам удовольствие и сочетается с другими важными элементами. Жизнь, которую вы собираетесь вести, вполне может оторвать вас от дома на гораздо больший срок, чем вы планируете. Уровень дохода у вас никогда не будет стабильным – а это может убить все дело, особенно если издержки велики. Эта неуверенность бесконечна: даже если сегодня дело процветает, через несколько месяцев все может измениться. Успешные фотографы воспринимают такие ситуации как стимул, побуждение к действию, а не как барьер на пути. Большое значение имеет не только ваша личная устойчивость и выдержка, ею должны в равной мере обладать ваши подчиненные или те, кто от вас материально зависит. Вы не сохраните высокий уровень энергии надолго, если не будете получать поддержку других.
В то же время нужно ясно сознавать: "жизнь фотографа" не означает, что вы будете снимать каждый день. Много времени уйдет на привлечение новых клиентов, на техническое обеспечение, на управление своими делами. Лично я счастлив, если могу снимать хотя бы 100 дней в году – и это стало возможным только после того, как я поручил печать и обработку файлов другим людям и перестал сидеть в лаборатории и за компьютером сам.
Во многом любительская фотография имеет свои преимущества. Идешь снимать когда хочешь и что хочешь, в дождливый день позволяя себе поваляться в постели. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ фотография, напротив, подразумевает реализацию того, что от вас хотят ДРУГИЕ и в срок, который установлен ими и кажется им приемлемым.
БЫТЬ ГИБКИМ
Большинство английских фотографов, не имеющих студии, получают доход из разных источников. Некоторые совмещают съемку с постоянной работой другого рода. Те, кто целиком зависит от фотографии, продают снимки издательствам, стоковым агентствам, проводят выставки, делают календари и открытки, пишут статьи и проводят курсы, занимаются съемкой портрета. Это значит, что рынки не могут обеспечить работой всех специалистов – людям нужны навыки в разных сферах, чтобы преуспеть.
Аналогичным образом дело обстоит и с портретными студиями. Это все говорит о том, насколько гибким вы можете стать, чтобы заполнить свое время и организовать работу студии с максимальной отдачей и эффективностью.
Работа фотографа – не самая «комфортная» профессия, но раз уж вы занимаетесь фотографией упорно и с увлечением, есть шанс добиться своего и зарабатывать тем, что вам нравится. Опыт показывает, что трудности преодолимы - если вы любите свое дело и не боитесь работать и рисковать.