Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Интервью с предпринимателем:
Свой тренинговый бизнес: советы начинающим
"Спасибо, не надо» в ответ на ваше предложение – та фраза, которую вы будете слышать сто раз на дню..."
Мы попросили рассказать директора по развитию компании «БизнесМАГ» Марину Гармаш о специфике создания тренинговой компании и тех сложностях, с которыми придется столкнуться новичку на пути создания этого бизнеса.
Компания на рынке В2В услуг с 2004 года. Профиль деятельности – подбор, оценка, обучение персонала, Тим-билдинги, тренинги личного роста, программы для женщин, Интернет-проекты
Легко ли вам далось решение стать предпринимателем и почему вы остановили выбор именно на тренинговом бизнесе?
Мы открывали бизнес в относительно стабильное время, это было благоприятным условием. В кризис бизнес открывать очень рискованно. Я решила открыть свое дело, когда поменяла профессию (с одной стороны) и поняла, что в карьерной лестнице в качестве наемного работника достигла своего потолка (с другой стороны). Я хотела заниматься своим делом, потому что слово «призвание» сидело у меня в голове и стучало, как дятел.
С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса сталкиваются новички, и что бы вы посоветовали тем, кто только вступает на путь предпринимательства?
Самая большая сложность, с которой сталкивается любой начинающий предприниматель – работа с отказами. «Спасибо, не надо» в ответ на ваше предложение – та фраза, которую вы будете слышать сто раз на дню. Времена, когда товар или услугу «отрывали с руками» канули в лету и никогда не вернутся.
Тем, кто только планирует начать этот бизнес, я бы посоветовала:
- Много думать и спрашивать себя – для чего это тебе надо? Тебе лично. Если для того, чтобы доказать – маме, папе, другим или подругам – то не дергайтесь.
- Научиться жить на те деньги, которые зарабатываете, и еще откладывать.
- На наемной работе видеть дальше своего носа – учиться на чужих примерах.
- Читать, смотреть – какие тенденции существуют на рынке, где перспективное направление?
- Работать с эмоциями, оставаться спокойным в стрессовых ситуациях, освободиться от иллюзий, не ставить сроков (вот через 5 лет я стану Д. Трампом)
По вашим оценкам какова минимальная сумма, с которой сегодня можно начать этот бизнес?
Для каждого бизнеса своя цифра. Бизнес, связанный с товаром (самое малоперспективное направление), требует больших вложений. Производство – тоже. Услуги – значительно меньших.
Что касается тренингового бизнеса, то здесь тоже все индивидуально. Но для ориентира приведу примерные цифры:
- Профильное обучение в школе бизнес-тренеров (Москва, СПб) – около 100 тыс
- Методические тренинги для ведущих групп (Москва, Питер) – около 50 тыс.
- Оборудование тренингового зала (мебель, техника) – около 150 тыс
Ежемесячные расходы (беру минимальные цифры)
- Аренда тренингового зала – 30 тыс
- зарплата сотрудникам – 30 тыс
- бухгалтер – 10 тыс
- налоги - 5 тыс
- реклама (наружная, печатная, интернет) – 20 тыс.
- участие в бизнес-тусовке – 5 тыс.
На чем можно сэкономить и на чем экономить не стоит?
Предпринимателю, за которым никто и ничего не стоит, кроме его головы и энергии, однозначно стоит сэкономить на понтах – ими никого не удивишь.
Нужно искать и находить недорогих и надежных партнеров.
Нужно перестать дергаться на тему – как я выгляжу, и начать дергаться на тему – что я говорю, предлагаю и насколько это будет интересно моему визави.
По началу можно не снимать офис – проводить встречи с заказчиком на его территории или в кафе, проводить тренинги у заказчика или снимать зал по часам.
Сотрудников не набирать – искать клиентов самому.
Рекламу давать в обмен на бартер.
Как долго вы окупали первоначальные вложения?
Я собирала деньги, будучи наемным работником, для открытия своего дела. Мне не нужно было их окупать или возвращать. Мне нужно было с их помощью продержаться первое время. Я продержалась и пошла дальше.
Если же считать окупаемостью, что я вложила в бизнес при открытии какую-то сумму Х и когда я ее получила обратно, то за пять лет я еще ничего не окупила – все, что мы зарабатываем, мы снова вкладываем в бизнес. Услуга – вещь очень хитрая – можно получить за два тренинговых дня приличную сумму, но кто знает, сколько статей расхода нужно покрыть этими деньгами.
Многие приходят в подобный бизнес, рассчитывая получать быстрые деньги – это иллюзия.
Я начинала, рассчитывая, что шесть месяцев я могу иметь только убытки, к этому надо быть готовому.
На подбор каких специалистов стоит обратить особое внимание. Как вы подбирали ключевых сотрудников?
Наш бизнес не масштабируемый. Бренд – это ты, твое имя, твоя голова. Своего ключевого сотрудника я родила 25 лет назад, о чем никогда не пожалела. Остальных сотрудников подбираем по критериям – среднее образование и хорошее воспитание. Профессии – учим, а это мы делать умеем, поэтому персонал у нас – золотой.
Искали сотрудников на бесплатных сайтах в Интернете выложили объявление, пошли звонки, отобрали, обучили – работают.
Очевидно, за время работы вы перепробовали различные способы рекламы. Какие рекламные носители доказали свою эффективность, а от каких вы в итоге отказались?
Сначала – от рекламы на улицах, потом – от всех бумажных носителей, начиная от бесплатных газет в супермаркетах до деловых журналов. И там, и там – выхлоп нулевой. Лучшая реклама – холодная обзвонка клиентов и Интернет-ресурсы.
Существует ли сезонность?
Существует. Время тренингов – осень, конец зимы, начало весны. Тимбилдинги – май, лето и сентябрь.
Что вы можете сказать о конкуренции в тренинговом бизнесе?
Конкуренция есть везде, и наш – не исключение. Беда не в конкуренции, беда – в дилетантах, которые окончили вуз и уже по факту получения высшего экономического или психологического образования именуют себя бизнес-тренерами, плохо соображая и в бизнесе, и в тренерстве, демпингуют ценами, предлагают суррогат. Клиенты, кидаясь на цену, получают стойкое негативное отношение к самой услуге на всю оставшуюся жизнь.
Отразился ли на вашем бизнесе экономический кризис?
Еще как. Тренинг и консалтинг – первое, на что урезается бюджет (без того невеликий). Рынок обвалился на 70-80%.
Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса? Планируете ли вы расширяться или открывать смежные направления?
Самая значительная перспектива развития – мы не собираемся уходить. Ищем новые направлении, запускаем новые проекты, смещаем акцент в том направлении, которое может принести наибольшую прибыль сейчас. В нашем деле – главное идея. А с этим у нас, слава Богу, все в порядке. Значит – будем жить и работать.
Вы можете назвать эти направления?
Подбор персонала для компаний-заказчиков, содействие в трудоустройстве – эти направления помогут сделать компанию – бизнесом полного цикла.
Новые программы открытого формата для руководителей подразделений и владельцев бизнеса
Короткие по времени (разбитые на модули) программы для специалистов – семинары и тренинги