Трудовой кодекс

2013-07-21 08:20:32
6
18491
Проведение тренингов – выгодный бизнес с минимальными вложениями
Бизнес на предоставлении услуг в сфере образования набирает популярность в мире и неизменно привлекает внимание начинающих предпринимателей

Проведение тренингов – выгодный бизнес с минимальными вложениями

По распространенному мнению, такой вид бизнеса не требует больших вложений на первоначальном этапе. При этом услуги хорошо зарекомендовавших себя психологических и тренинговых центров, по-прежнему, пользуются большим спросом среди как частных, так и корпоративных клиентов. Впрочем, в этом бизнесе, как и в любом другом, существуют свои подводные камни.

Есть два основных пути, по которому идут желающие открыть собственный тренинговый центр: организация небольшого агентства, которое будет выступать в роли посредника между тренерами-фрилансерами и клиентами, или создание профессиональной компании, сотрудники которой (профессиональные тренеры) будут самостоятельно проводить обучение.

В первом случае можно обойтись без дополнительных расходов на зарплаты тренерам. Агентство занимается исключительно организаторскими вопросами: сначала оно продает тренинги на различные тематики корпоративным клиентам, а затем ищет для их проведения тренеров-фрилансеров, которые работают в соответствующих областях (управление, продажи, маркетинг и т. д.), и берет процент за свои услуги.

Преимущества тренингового центра такого формата очевидны: небольшие первоначальные инвестиции (основные расходы идут на регистрацию ИП, аренду офиса, размещение рекламы и оплату работы менеджеров по продаже услуг агентства), отсутствие необходимости в наличии специального образования и большого опыта работы в сфере проведения тренингов у владельца бизнеса, а также широкий выбор предоставляемых услуг – от собственно тренингов и обучения до индивидуального консультирования по различным вопросам.

Однако минусов у подобного бизнеса намного больше, чем плюсов. Как правило, такие агентства не могут предложить широкий выбор оригинальных авторских программ, поэтому у них нет конкурентного преимущества. Клиентам (особенно, если это мелкие и средние фирмы с небольшим бюджетом) выгоднее обратиться напрямую к тренеру, минуя посредника. Кроме того, агентство в большинстве случаев не может гарантировать высокое качество услуг, которые предоставляют сотрудничающие с ним фрилансеры, и, соответственно, рискует своей репутацией, если тренер, выступающий от его имени, не соответствует заявленным требованиям.

Тренинговые центры второго типа – это средние и крупные компании. Как правило, в их штате есть собственные специалисты, которые разрабатывают и проводят тренинги. Такие фирмы работают в определенных сегментах (например, бизнес-тренинги или тренинги личностного развития, консалтинг и т. д). Но и у них есть свои недостатки.

Во-первых, на открытие такой компании потребуется стартовый капитал в размере нескольких сотен тысяч рублей. Основные статьи расходов: оплата работы тренеров (средняя зарплата хорошего опытного специалиста составляет в регионах от 25 тыс. руб. в месяц, в столице эта сумма в несколько раз выше), аренда офиса площадью минимум 100 кв. м. в центре города (средняя цена в регионах от 500 руб./кв. м. в месяц), оборудование (компьютеры, проекторы, видеокамеры, флипчарты, принтеры, копировальные аппараты) и расходные материалы.

Кроме того, успех такой компании во многом зависит от того, насколько ее руководитель разбирается в специфике бизнеса, может ли он оценить спрос на рынке и определить уровень профессионализма своих сотрудников. Очевидно, что даже крупная компания не в состоянии охватить все направления консультирования и обучения в сфере бизнеса.

И хотя такие фирмы тоже периодически выступают в роли посредников, приглашая для проведения семинаров и мастер-классов известных независимых тренеров, тем не менее, основную прибыль им приносят собственные программы и тренинги.

И у агентств, и у отдельных фирм есть один общий недостаток – конкуренция на рынке столь высока, что новой компании, желающей добиться успеха на этом поприще, нужно предложить то, чего нет у остальных тренинговых центров. И главный «актив» любого тренингового центра – это не только работающие там специалисты, но и оригинальные авторские методики и программы. В этом заключается главная трудность.

Большинство тренеров берут за основу уже готовые тренинги и, в лучшем случае, немного их изменяют, а в худшем, вообще, не вносят ничего нового. Оригинальные авторские методики в нашей стране в большом дефиците, а приобретать программы на Западе слишком накладно даже для относительно крупных компаний. Между тем, без уникального предложения у новых игроков практически не остается шанса выжить в сегменте со столь высокой конкуренцией.

Однако есть и третий вариант для создания собственного тренингового центра, который объединяет в себе все плюсы двух предыдущих и практически не имеет минусов, – приобретение готовой авторской методики со всеми необходимыми материалами и проведение тренингов на ее основе, что позволит занять собственную узкую нишу на рынке.

Этот формат отчасти похож на франшизу, однако он требует намного меньших капиталовложений и дает владельцу новой компании большую свободу действий. К примеру, такое предложение есть у российской компании «1000 идей», которая предлагает комплекты готовых стимульных материалов для проведения различного рода тренингов. Эти материалы представляют собой наборы «1000 идей» и «1000 жизней» с 78 картами в каждом.

Первый набор предназначен для проведения тренингов и консультаций по поиску идей для начала и расширения своего бизнеса, разработки нестандартных маркетинговых кампаний и промо-акций, отработки навыков продаж, развитию креативности. Оба комплекта стимульных материалов можно использовать для проведения семинаров по психологической оценке кандидатов при подборе персонала, для индивидуального консультирования клиентов и решения конкретных бизнес-задач.

При выборе методик лучше отдавать предпочтение таким разработкам, на основе которых можно проводить не только авторские тренинги, но и использовать их в качестве дополнения к уже имеющимся программам.

К примеру, вышеупомянутыми стимульными материалами может с успехом воспользоваться как опытный тренер, который разработает собственные дополнения и создаст свои упражнения, используя удобный и наглядный материал, так и начинающий ведущий, которому достаточно следовать простым поэтапным инструкциям, приведенным в прилагаемых к комплекту методических материалах. В последнем случае от ведущего требуются лишь базовые навыки проведения семинаров и тренингов, а также умение направлять обсуждение между участниками в конструктивное русло.

Работа с картами носит игровой характер. Тренинги с их использованием увлекательны, интересны и при этом максимально эффективны.

Дополнительным источником дохода может стать продажа стимульных материалов и обучение корпоративных и частных клиентов работе с ними.

Такой формат ведения бизнеса относительно новый даже на Западе. В нашей стране на данный момент существует лишь одна компания, которая предлагает продажу комплексной методики проведения психологических и бизнес-тренингов на базе универсального раздаточного материала. Это новаторство уже само по себе станет хорошим конкурентным преимуществом для нового центра.

В качестве рекламирования своих услуг и демонстрации возможностей новых тренингов можно предложить крупным компаниям проведение бесплатных промо-тренингов (длительностью до 15-30 минут), посвященных конкретной бизнес-задаче. Это позволит потенциальным клиентам понять, в чем состоит суть вашего предложения, как оно может помочь в развитии их бизнеса и для каких сфер деятельности их можно использовать.

Как показывает практика, при минимальных затратах (расходы на дорогу и ваше время) такой способ оказывается намного эффективнее традиционных и дорогостоящих форм рекламы. В большинстве случаев компании после проведения демонстрационного практического семинара заказывают платные тренинги (наибольшим спросом пользуются тренинги для менеджеров по продажам и подбору персонала, а также для маркетологов и рекламистов).

При выборе этого формата тренингового центра ваши самые существенные расходы заключаются в приобретении комплекта для тренингов с методическими рекомендациями (к примеру, полный комплект стимульных материалов с подробным описанием тренингов от компании «1000 идей» обойдется в 6900 руб.), регистрации ИП (около 1500 руб.), приобретении мобильного телефона с городским номером (стоимость услуги зависит от региона).

На первом этапе работы нет необходимости в собственном офисе. В большинстве случаев целесообразнее проводить тренинг на территории компании заказчика, так как особенности методики заключаются в том, что тренер или коучер работает под конкретные запросы клиента, помогая решить поставленные перед ним задачи.

С одной стороны, это и недостаток, так как подобное ограничение не всегда позволяет одинаково эффективно работать с группами незнакомых между собой людей. С другой стороны, компании, которые обращаются за услугами к тренинговым и консалтинговым фирмам, интересуют, в первую очередь, видимые положительные (и желательно материально ощутимые) результаты в максимально короткие сроки, а не отработка навыков отдельно взятых сотрудников по решению абстрактных задач.

Если вы открываете агентство, выступающее в роли посредника, или независимую компанию с собственным штатом сотрудников, то не стоит рассчитывать на высокую прибыль в течение первого же года работы. Вполне возможно, к концу года вы, в лучшем случае, выйдите на уровень самоокупаемости.

Если же вы отдаете предпочтение покупке оригинальной авторской методике (не стоит путать их с программами тренингов), то ваши изначально минимальные расходы окупятся после проведения первого же платного тренинга (начальная стоимость одной сессии – от 7 тыс. руб.).

В дальнейшем, по мере расширения количества сотрудников и предлагаемых услуг (к примеру, продажи материалов и обучение работе с ними) стоит задуматься об открытии собственного офиса.

По материалам: openbusiness.ru
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев