Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>«Бизнес-журнал» продолжает в рамках своей новой рубрики «Снимаем кассу!» живописать будни небольших столичных фирм и беззастенчиво пересчитывать их дневную выручку и доход владельца. На этот раз редакция решила разобраться в финансовых показателях службы радиотакси. Для удобства читателя процесс описывается в виде пьесы с подобающей завязкой, кульминацией и развязкой. Чтобы не искажать правду жизни, редакция сохраняет особенности речи персонажей, однако все-таки прикрывает наиболее соленые словечки пристойными эвфемизмами, дабы пощадить слух почтенного читателя.
Действующие лица
Владелец — крупный мужчина приблизительно сорока лет. Бывший моряк торгового флота, поэтому за крепким словом в карман не лезет. В бизнес на извозе пошел, потому что, по собственным словам, «ни на что другое бабок не было».
Предпоследний таксист, Последний таксист — тертые калачи, из приезжих, водители на личных а/м, без ярко выраженных в/п.
Калькулятор — ехидное и вечно встревающее в разговор устройство, педантично фиксирующее доходы и расходы заведения.
«Бизнес-журнал» — любопытствующий визитер, сочувствующий Владельцу.
Акт первый и единственный
Город, расположенный сразу же за МКАД. Небольшая диспетчерская, конец дневной смены. Владелец службы за столом внимательно просматривает отчет за день по всем машинам на линии: поездки, суммы. Два диспетчера бойко управляются с четырьмя телефонными линиями и рацией. «Бизнес-журнал» и Калькулятор наблюдают за производственным процессом из угла.
Калькулятор (не утерпев). Что, выручку считаете? Сколько получается?
Владелец. Сами все увидите… Сейчас парочка опаздывающих водил рассчитается — и все ясно станет. Этот бизнес тем и хорош, что расчеты между конторой и работягами идут день в день.
«Бизнес-журнал». И какова суть финансовых взаимоотношений, позвольте полюбопытствовать?
Владелец. Сдай конторе 19%, диспетчерам 7% от заработанного — и свободен. Чаевые, естественно, не в счет.
Входит Предпоследний таксист, обивает снег.
Предпоследний таксист. Здороґво, начальник! (Ручкается с Владельцем, машинально стреляет сигарету из его пачки, лежащей на столе, и сует за ухо.)
Владелец. Так. (Сверяется с отчетом.) Накатал ты сегодня на 2 160 рублей. Причитается с тебя 410 рублей в кассу, 150 — девушкам. (Кивает на диспетчеров.)
Предпоследний таксист. Без вопросов! (Рассчитывается и собирается уходить.)
Владелец. Не так шустро! Ты ведь после обеда клиентов в аэропорт возил?
Предпоследний таксист. Ну, возил.
Владелец. Звонили они. Ты почто, бидон-разбидон, с них сверх объявленного тарифа 200 рублей содрал?
Предпоследний таксист. А чего они долго выходили, вдрабадан! И грузились полчаса! Я же им, вдрабадан, еще и чемоданы таскать помогал — весь салон заставили…
Владелец. Дать бы тебе линьком да по задику разаґ! Еще один такой звонок с жалобой — переведу на пару дней в каботажники!
Предпоследний таксист шмыгает носом, виновато стреляет сигарету для второго уха и уходит.
Калькулятор. Скажите, а «переведу в каботажники» — это как?
Владелец. А это — только по городу кататься, сторублевки сшибать — никаких дальних поездок.
Калькулятор. Фиксируем: за сегодня таксист заработал 1 600 рублей, не считая содранных двухсот.
«Бизнес-журнал». И сколько у водителя за месяц обычно получается?
Владелец. Тысяч под сорок выходит грязными. Это если не пьянствовать и пахать — 22–24 смены в месяц по 12 часов. За бензин они сами платят. А поскольку за смену наезжают по 250–300 километров, то на бензин рублей 500–600 уходит. Сами-то они амортизацию своего автомобиля не учитывают, но я в умных книжках прочитал, что на это 3–6% от выручки нужно закладывать.
Калькулятор (пискнув). Все равно чуть больше тысячи долларов в месяц получается!
Входит Последний таксист, здоровается и начинает рассчитываться с диспетчерами и Владельцем.
Владелец (таксисту — сурово). Ну и чего ты сегодня в эфир выдал? Куда ты диспетчера послал?
Последний таксист. Ну, послал! Ну, сорвался! А чего она меня по деньгам не выравнивает, вдрабадан? Вон, Вовану за смену три раза в аэропорт съездить дали, а я как каботажник грызучий — целый день по периметру ползал!
Владелец (жестко). Какого парапета! На, смотри… (Сует таксисту отчет.) Твой Вован за день все равно меньше тебя заработал. Что за дела такие? Пятнадцать машин на линии, пятнадцать клиентов везут. А ты в эфир орешь матом, как маленький ребенок, вдрабадан! Договаривались, что за мат в эфире по стольнику снимать будем?
Последний таксист. Договаривались…
Владелец. Вот и банкуй!
Последний таксист кидает деньги, в огорчении стреляет сигарету из пачки, уходит.
«Бизнес-журнал». Да-а-а, жестко вы их принимаете!
Владелец. Работа такая… специфическая. Да нет, мужики-то нормальные, работяги. Народ все больше битый жизнью, себе на уме. Такие и слабину, и несправедливость враз секут. Хотя контингент, конечно, тяжелый. Тут и психологом нужно быть, а иногда и опекуном. Чуть контроль забросил — они и бизнес твой, и друг друга сожрут! Знаете, что здесь началось, когда я однажды на месяц на сторонний проект отвлекся?
«Бизнес-журнал». Что?
Владелец. «Старички» стали диспетчеров «прикармливать»: на тебе, мол, триста рублей, ты меня по деньгам разгони — выгодные заказы подкидывай. И началось у них: кто больше диспетчеру даст, тот и в шоколаде. Уже по 800 рублей сверху стали отстегивать за смену! «Старички» сами не были рады: заработки упали, больше на диспетчеров работают, чем на себя. А новички просто разбежались.
Исследуемый объект: служба радиотакси без собственного автопарка
Срок существования на рынке — 2 года
Первоначальные вложения — 100 тысяч рублей
Помещение — 16 кв. м, аренда — 23 000 рублей в месяц
Персонал — 6 диспетчеров, приходящий бухгалтер, водители на собственном автотранспорте, директор — владелец компании
Среднее число машин на линии —12 в дневную смену, 9 — в ночную
Средняя суточная выручка по всем автомобилям — 48 300 рублей
Годовой оборот (реальный) — 18 млн рублей
Чистая прибыль владельца — 3 750 долларов в месяц
«Бизнес-журнал». А вы что?
Владелец. Как каверзу просек, собрал всех, поорал. Покаялись... В этом бизнесе вообще много немосквичей — на заработки приезжают. Был тут у меня один: месяц проработал, а потом клиенты стали жаловаться, что от него воняет. Я его хвать за бушлат, обнюхал: и вправду воняет. Оказалось, он в машине живет, не моется!
«Бизнес-журнал». Уволили?
Владелец. Зачем? Человек-то нормальный. Сказал ему, что мне по лонжерону, где он живет, но чтоб в баню дважды в неделю ездил — проверять лично буду. И ароматизатор ему от щедрот купил для салона. Сейчас он поднялся, квартиру снял.
Калькулятор. Ну что, итоги дня подводим?
Владелец. Смотрите: в ночную смену я 10 машин на линию ставил, в дневную — 15. Общая выручка на всю братву — ровнехонько 57 000 рублей.
Калькулятор. В среднем по 2 280 рублей на машину получается!
Владелец. Из этой суммы конторе досталось 10 830 рублей. Диспетчерам — 3 990 рублей на троих (двое в дневной смене, одна — в ночной).
«Бизнес-журнал». Много ли диспетчеры зарабатывают?
Владелец. По 17–19 тысяч в месяц у них получается.
Калькулятор. Я тут скалькулировал. Если по сегодняшнему дню ориентироваться, то выручка конторы за месяц — 324 900 рублей. Неплохо!
Владелец. Это вы слишком лихо посчитали. Сегодня ж суббота — хлебный день! Обычно и машин на линии меньше, и выручки. В среднем за месяц получается около 290 тысяч рублей.
«Бизнес-журнал». Теперь ежемесячные расходы прикинем!
Владелец. Смотрите… (Начинает перечислять, тыкая пальцем в Калькулятор.) Аренда — 23 тысячи рублей, связь и коммуналка — 12 тысяч, приходящий бухгалтер — 6 тысяч, налогов по «упрощенке» показываем на 18 тысяч, всяких пенсионных отчислений делаем тысяч на 80. Это мы еще не всех своих водил «светим»…
«Бизнес-журнал». Ловчите, значит?
Владелец. Да я не по злобе. Тут ведь опять специфика бизнеса. Контингент очень подвижный, любит свободный график: сегодня не выхожу на линию, завтра выхожу, потом на месяц уезжаю. Всех на работу официально не устроишь. У меня знаете сколько водил «в обороте»? Больше семидесяти человек!
«Бизнес-журнал». Еще на что тратитесь?
Владелец. Реклама. На 40 тысяч рублей в месяц даю модулей в местных газетах. Листовки обязательно пробрасываю, чтобы в каждый почтовый ящик в городе по разу в месяц попадали. Стоит это удовольствие у распространителей по 24 копейки за ящик. Итого вместе с печатью листовок 20 тысяч рублей уходит. Вроде все.
Калькулятор. Фиксирую: после всех расходов в кассе остается 91 000 рублей, или 3 750 долларов — ваша ежемесячная прибыль!
Владелец. Да, примерно так.
«Бизнес-журнал». А первоначальных вложений в бизнес было много?
Владелец. Два года назад запустился за 100 тысяч рублей. Регистрируешься, снимаешь офис, покупаешь рации, ставишь антенну на доминанте, даешь рекламу — и вперед!
«Бизнес-журнал». Гм, такой низкий порог входа… У вас, должно быть, много конкурентов!
Владелец. Компаний пятнадцать на город. Пришлось год как следует локотками поработать, чтобы конкурентов раздвинуть и раскрутиться. Окучивал рестораны, подмосковные пансионаты — чтобы клиентов давали. С предприятиями договоров целая пачка. Это безнал, конечно (кривится), но дает объем. По моим прикидкам, если 5–6 машин в смену на линию сумеешь выставить и работой загрузить — уже жить можно. Но для этого нужно как следует попахать. И точный расчет нужен. Слишком много машин на линию выставишь — водители не заработают и начнут разбегаться. Слишком мало — начнешь терять клиентуру, потому что придется отказывать в подаче машины.
«Бизнес-журнал». А начать своим парком машин обзаводиться не думали?
Владелец. Есть такая тема. Я тут лизинг для себя прикидывал… Вдрабадан сколько стоит!
«Бизнес-журнал». Но расти-то куда-то нужно?
Владелец (хитро щурится). Я сейчас другую тему замутить хочу — не транспортную. Слишком уж в извозе становится жарковато.
Калькулятор (шепотом — «Бизнес-журналу»). Скажи, а «вдрабадан» — это сколько?
Занавес