Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>
О прибыльности этого бизнеса говорит хотя бы тот факт, что «маршруток» сейчас очень много. Только в Москве их насчитывается по разным данным от 5000 до 8000 штук. Но как организовать этот бизнес, каковы риски и инвестиции, попытаемся разобраться в этой статье.
Создавать маршруточный бизнес надо с автопарка. К сожалению выбор автомобилей для создания автобазы весьма ограничен ввиду высоких таможенных пошлин и как следствие высокой стоимостью импортных машин. Поэтому выбирать приходится только среди продукции Горьковского автозавода, которая значительно дешевле ее импортных аналогов, хотя и уступает им почти по всем параметрам.
В настоящее время самый дешевый микроавтобус ГАЗ-322132, оборудованный в соответствии со всеми правилами перевозки пассажиров, стоит около 230 тысяч рублей. (для сравнения, 14-местный Ford Trans: стоит в базовой комплектации 28,5 тысячи евро, т. е. примерно миллион рублей). Покупать более дешевую машину не приспособленную для работы в маршрутном такси, а потом ее самостоятельно) переделывать опытные предприниматели не советуют. Необязательно также сразу приобретать машину в собственность, можно оформить лизинг, что позволит снизить первоначальные инвестиции и избежать налога на собственность.
При среднем сроке лизинга пассажирской «Газели» два года и ее первоначальной стоимости около 230 тысяч рублей ежемесячные расходы на лизинг одной машины составят около 11 000 рублей в месяц, или по 370 рублей в день. Первоначальный взнос обычно равен 30% -около 70 тысяч рублей. Средний срок службы машин составляет 3~4 года. После списания автомобиль можно продать по остаточной стоимости, которая составляет около 20 процентов от первоначальной цены.
Еще один обязательный при лизинге вид расходов - это страховка. Страховать придется по «каско» (5~8% от цены машины или 12-20 тысяч рублей) , ОСАГО (7 709 рублей), а также пассажиров во время движения что обходится примерно в 1% от страховой суммы. Итого потребуется от 30 до 40 тысяч рублей в год.
Расходы на топливо, ремонт, обслуживание, мойку и стоянку машин зависят от разных факторов: наличия собственного сервиса, стоянки, среднесуточного пробега автомобилей. В среднем эта сумма составляет 30 тысяч рублей в месяц, или 1000 рублей в день на одну автомашину. Большую часть этих денег уходит на бензин, поскольку Газели не являются экономичными машинами в дополнение ко всем остальным недостаткам, и расход топлива у них очень большой - 18 л на 100 км. Расходы на бензин перекладывать на водителей эксперты не советуют, так как в этом случае увеличивается налогооблагаемая база за счет снижения расходов, что крайне невыгодно.
Сэкономить можно на аренде помещения под автопарк, например, если снимать его за городом. Кроме того, при наличии большого парка автомобилей, можно договориться о прямых поставках бензина и запчастей, что существенно снизит их стоимость.
Расходы на зарплату водителей небольшие, обычно это 5000 рублей на авто (на двоих водителей) при установленном плане. Это традиционная схема работы водителей, когда основной заработок они получают сверх плана. Несмотря на то что эта схема оплаты не совсем легальна и вынуждает водителей работать сверх нормы, она основана на ментальности русских людей заработать побольше в свой карман (что вполне реально находясь на маршруте лишние пару-ройку часов).
Требования к водителям каждый работодатель выдвигает сам, но обязательное условие для всех - это наличие водительских «прав» автобусной категории D. Помимо водителей фирме потребуется бухгалтер – кассир (можно в одном лице) и медицинский работник, который будет освидетельствовать водителей, а также диспетчеры, чтобы осматривать машины перед выездом на маршрут. Кстати для экономии медицинского работника можно нанять на полставки.
Поскольку основной источник дохода маршрутного такси – это сборы за проезд, самое главное правильно высчитать, сколько одна «маршрутка» может зарабатывать за день и какой установить план водителю. В среднем, эта цифра составляет 2000 рублей, во многом ее определяет сам маршрут, на некоторых маршрутах она может быть и в два раза выше.
Вообще, что касается маршрутов, можно работать по уже существующим разработанным маршрутам, а можно и разработать маршрут самому. Для освоения нового маршрута необходимо сначала тщательно проанализировать новый район на предмет наличия наземных транспортных маршрутов, рейсы на наличие пассажирского спроса на новый маршрут и т.п. Обычно для открытия нового маршрута достаточно и 5% пассажиров, желающих ездить таким образом. Но надо быть готовым к тому, что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств новый маршрут начнет приносить прибыль как минимум через месяц-два -именно столько обычно уходит на привыкание людей к новому маршруту. До этого момента денег, которые будут сдавать водители, едва ли будет хватать на покрытие хотя бы половины расходов.
Подводим итоги. В среднем один автомобиль привозит в парк около 2200 рублей. Из них 1000 руб. уходит на эксплуатацию и обслуживание машины, 470 руб. за лизинг и страхование, около 500 руб. отчисления в фонд заработной платы. Итого остается без учета налогов около 230 рублей в день с каждой машины. Сумма отчислений на налоги составляет 600 до 7 000 рублей в месяц. Меньше всего доходов получает небольшое предприятие, владеющее тремя-пятью автомашинами. Путей наращивания доходов практически нет, остается только сокращать расходы. Можно попытаться увеличить парк машин, тогда немного сократятся отчисления с каждой машины на постоянные расходы вроде зарплаты диспетчеров и бухгалтера.
Дополнительным источником доходов может служить рекламное размещение на бортах маршрутных такси. С рекламной деятельности владельцы маршруток получают в среднем 300-400 долларов в месяц с одной машины минус затраты на изготовление рекламы ( около 100 долларов)
Документы
Перевозка людей и грузов с точки зрения законодательства в первую очередь регулируется главой 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка», в которой определяются общие положения и правила этого вида деятельности. Помимо Гражданского кодекса, более детально эту область деятельности регулируют два документа — «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ» от 1997 года и «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР» от 1987 года. Действуют также «Устав автомобильного транспорта РСФСР» (последние изменения в документ внесены в 1998 году) и «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» того же 1987 года. Все эти правила определяют, как надо осуществлять деятельность по перевозке грузов и пассажиров. Для того, чтобы определить, кто может заниматься такой деятельностью, существуют другие нормативные акты. А именно закон о лицензировании и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Да, на осуществление пер
евозок необходимо получить государственную лицензию, которую выдает Министерство транспорта РФ. Всего лицензируемых видов деятельности три, всеми тремя могут заниматься как юридические лица, так и частные предприниматели, и на каждый из нижеперечисленных видов надо получать отдельную лицензию:
а) коммерческие перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом;
б) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Лицензия действует пять лет, при этом на каждый автомобиль, используемый для этой деятельности, выдается специальная карточка, и в случае смены машины или расширения парка необходимо получать дополнительные карточки.
Для получения лицензии в местное представительство Министерства транспорта надо представить следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
• наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
• имени, места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
• лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;
д) копии документ
ов, подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения;
е) сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом);
ж) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
Никаких других документов для лицензирования не требуется
По материалам статьи Игоря Сирина для Бизнес-журнала