Технологии Бизнесса
Гипермаркет товаров для дома
Аналитики рынка торговой недвижимости, а также аналитики рынка розницы уже давно наблюдают тенденцию отхода потребителя от формата «всё в одном магазине». Мультиформатная розница, с которой ассоциируется у нас супер- и гипермаркет, скоро уйдёт в небытие. Возвращается эпоха специализированных магазинов и узких рыночных ниш.
В нашей стране под «товарами для дома» — одной из самых перспективных ниш той самой вожделенной узкой специализации — понимают не совсем то, что вкладывают в этот термин на Западе. Оно, наверное, и неудивительно — квартирный вопрос испортил многое и многих. У нас под вывеской «товары для дома» чаще всего продают строительные и отделочные материалы — лаки, краску, гвозди, ламинат... Конечно, не только их, все понимают, что благоустройство жилья не сводится к наклеиванию обоев и навешиванию штор, но дальше светильников, полочек и гардинного полотна фантазия как продавца, так и покупателя не идёт.
Хотя вот это вряд ли уже на все 100% соответствует действительности. Такие гиганты, как, например, Икеа, приучили отечественного потребителя к мысли о том, что после основного трудоёмкого, грязного и дорогостоящего ремонта всё самое интересное только начинается. Вторая, самая волнующая стадия «ремонта» — это прорисовка мелких деталей для создания той самой индивидуальности в жилом пространстве, которую не достичь никакими обоями и люстрами.
Икеа приучила нас видеть свой дом по-новому, но она в этом сегменте рынка не лидер, да и не пытается вовсе им быть. Главное — мебель, а «сопутствующие товары» представлены в ограниченном ассортименте и не в основной зоне этого супермаркета.
Что же понимают под «товарами для дома» на Западе? Там эта ниша вообще-то называется «сделай сам», и появилась она впервые в Великобритании как практическое воплощение известной черты национального «островного» характера — дом англичанина — это его крепость. Частный сектор, обязательное наличие садика, где всегда есть с чем повозиться, и привычка проводить домашний досуг с молотком в руке и гвоздями во рту (вспомним дядюшку Поджера) просто требуют такого формата супермаркетов. Англичанин привык гордиться «лица необщим выраженьем», а британец, который не выглядит немного чудаковатым и оригинальным, слывёт на родине за оригинала и чудака. Есть в нём что-то неанглийское.Существует даже анекдот: «Женщина рассказывает своей подруге о том, что её муж поделывал последние два месяца — купил в супермаркете очередной набор «сделай сам» и смастерил книжные полки. «Чем же твой муж занят теперь?» — спрашивает подруга. «О, теперь он пишет книги, чтобы заполнить сделанные самостоятельно полки».
Однако идея, рождённая на острове, прижилась и на Континенте, а европейцы с таким же удовольствием стали украшать свои площади в многоквартирных домах, как британцы свои домики с личными именами, вместо номеров. Там, как раз, идея сотворения непохожести даже более уместна, так как более психологически востребована.
В России эту нишу «занимает» отечественный «СантаХаус», наряду с заезжими Castorama и OBI. Но для заполнения ниши по-настоящему этого очень мало. Здесь даже не идёт речь о конкуренции. А в этом формате товары для дома должны быть разные, и ассортимент будет зависеть от личной философии хозяина бизнеса и команды его единомышленников. Кроме того, что ассортимент должен быть обширным и грамотно подобранным, он должен быть от магазина к магазину разный.
Сколько стоит воплощение идеи?
Для того, чтобы открыть свой первый магазин (а то, что такие гипермаркеты должны существовать в сетевом формате — не обсуждается) потребуется 10 миллионов долларов. Вы потратитесь один раз на компьютерный софт и хард, на управленцев — то есть на централизованные технологии. Открывая свой второй магазин, Вы совершите гораздо меньше трат и меньше ошибок. Игроки говорят, что открытие второго и последующих магазинов обойдётся вдвое дешевле — всего в 5 миллионов долларов.
И конечно, не стоит забывать о том, что в таком весёлом месте как гипермаркет «сделай сам» должна подерживаться соответствующая атмосфера. Никаких скучающих продавцов, собранных как будто нарочно из самых «медвежьих углов» социума, обсуждающих между собой в присутствии покупателей, что они вчера прочитали на сайте «Одноклассники».
Ваш девиз: «максимум креатива». Идеи не имеют права «прокисать», а для этого хозяин бизнеса должен регулярно набираться чужого опыта у зарубежных коллег. В принципе, гипермаркет полезных мелочей для дома (не путать с унылым советским магазином «1000 мелочей», где продавались оцинкованные вёдра) — это семейное развлечение, альтернатива массовому телевидению, и поэтому Ваша миссия, используя приёмы «коллег»-телевизионщиков, сделать свой продукт рейтинговым и манким, если последнее можно сказать о ком-нибудь, кроме женщины.