Новые поступления
Миллион за улыбку или сколько зарабатывают дантисты
Стоматологические услуги были востребованы всегда. Даже в бывшем СССР наряду с государственными поликлиниками существовали платные надомные кабинеты, а их владельцы ассоциировались с состоятельными людьми, которые хорошо зарабатывают
Сейчас стоматологический бизнес испытывает небывалый подъем. Достаток людей растет, а значит, растет и спрос на более дорогостоящие услуги. Кроме того, существует такое понятие как этап замены и перелечивания, когда пациенты меняют пломбы и протезы на новые. Все это формирует растущий спрос на услуги стоматологии.
Свой бизнес: сколько зарабатывают дантисты
По оценкам Минздрава РФ, в ближайшие годы рынок платных медицинских услуг будет расти на 12% в год.
Средняя загруженность клиник составляет около 45%.
На одно стоматологическое кресло приходится более 1 500 человек.
Как начать стоматологический бизнес
Описание бизнеса. Клиника по оказанию стоматологических услуг эконом-класса.
Инвестиции. Стартовые вложения — от 100 до 400 тысяч долларов.
Трудности. Главная проблема — найти и удержать профессиональных врачей-стоматологов.
Рентабельность. В среднем в Москве — 30%, в регионах — 20%.
Форма собственности. ИП, ООО, ЗАО.
Налогообложение. Имея форму собственности ООО или ИП, можно быть плательщиком по упрощенной системе налогообложения (УСН).
Срок окупаемости. От 2-3-х лет.
Сертификаты и лицензии. Лицензия обязательна.
Аудитория. Люди, занимающиеся лечением и профилактикой болезней зубов.
Персонал. Врачи-терапевты, врачи-ортопеды, врачи-хирурги, медсестры, допперсонал.
Стоматологические клиники делят на три группы. Это эконом-класс (доход от 150 до 300 долларов с клиента за одно посещение), бизнес-класс (1 000–1 500 долларов за посещение) и VIP (более 1 500 долларов), демократический сегмент – это кабинет с тремя–пятью установками.
Прежде чем регистрировать предприятие, арендовать помещение, нанимать персонал, закупать оборудование, красить стены и давать рекламу, ветераны советуют провести тщательное маркетинговое исследование локального рынка.
Для начала следует определиться с целевой аудиторий, причем, нужно не просто составить социально-демографическую характеристику потенциальных клиентов, но и постараться нарисовать их психологический портрет ( кто эти люди, чем увлекаются, как проводят время, являются лидерами или «ведомыми», новаторами или консерваторами, ориентированы больше на процесс или на результат?) Кстати, по данным исследований, подавляющее большинство посетителей стоматологических клиник — женщины в возрасте от 25 до 55 лет.
Не менее важный этап — изучение рынка конкурентов. Для начала их нужно выделить из всех участников рынка, которые попадают в вашу пятикилометровую зону исследования. Затем их следует изучить. Побеждает на этом рынке тот, кто берет выдумкой, артистизмом, системой, клиентским сервисом.
Кстати муниципальные клиники — как раз сильные конкуренты «частников», действующих в эконом-классе. Поэтому свой частный кабинет следует разместить подальше от поликлиники. А если не получится, то рассмотреть возможность работать в другом ценовом сегменте.
Анализ рынка поможет разработать собственный уникальный пакет услуг, а из всех возможных вариантов акцентировать внимание на двух–трех ключевых услугах.
Инвестиции
Для того чтобы открыть кабинет, потребуется помещение площадью от 100 до 350 квадратных метров.
Стоимость аренды на окраинах столицы составляет около 450–500 долларов за квадратный метр в год. В регионах этот показатель, как правило, существенно ниже.
По оценкам участников рынка, с учетом первоначальных инвестиций в аренду, оборудование, персонал, инструменты и материалы, мебель и отделку помещения стоматологический кабинет можно открыть, потратив от ста до четырехсот тысяч долларов.
Если приобретать помещение в собственность, то цены будут другими, а значит и объем первоначальных инвестиций намного увеличится. Например, в Петербурге за один квадратный метр площади придется выложить минимум 3 500–4 000 долларов (не самый центр, но и не задворки).
Что касается месторасположения клиники, то большинство экспертов сходятся во мнении, что для стоматологии это не главное. К зубному врачу люди ходят чаще всего по рекомендации, а значит поедут на любой конец города.
В то же время 50% пациентов считают, что местоположение в центре города — рядом с работой или в спальном районе — рядом с домом, поблизости от станции метро или известной транспортной магистрали играет для них не последнюю роль.
Закупка оборудования еще одна существенная статья расходов. Стоимость стоматологической установки в комплекте с наконечниками и необходимыми опциями составит 200–300 тысяч рублей. К этой сумме следует добавить еще 40–50 тысяч на компрессор и помпу. Далее из оборудования потребуется: автоклав — 40 тысяч, рентгенаппарат— 60–80 тысяч рублей, набор инструментов и материалов для работы — 60–80 тысяч рублей.
Что касается мебели, то лучще приобретать металлическую. Стоимость не очень дорогой отечественной мебели составляет 40-50 тысяч рублей.
Залог успеха любой клики — профессиональный персонал и современное оборудование .Ключевые сотрудники — это главврач и врачи-терапевты, которые обслуживают основной поток клиентов. Следом в кадровой иерархии значатся ортопеды, затем хирурги и, наконец, детские стоматологи.
Обычно доходы врачей складываются из базового оклада и процента от выработки (не более 20–30%). Средняя загруженность частных стоматологических кабинетов составляет сегодня около 50%, а опытные участники рынка предупреждают: заведениям экономкласса, где цены невысоки, для достижения плановой рентабельности следует стремиться к показателю 80%. Рентабельность в целом по рынку составляет около 30%.
Вложения в стоматологический кабинет начинают окупаться на третьем году его существования. Следующий серьезный шаг для растущего стоматологического бизнеса —это переход в бизнес-класс или премиальный сегмент. А это потребует дополнительных расходов на более дорогой ремонт помещения, удобную мебель, комнату отдыха. Кроме того, придется существенно расширить спектр услуг, включая эстетическую стоматологию для женщин.
Что же касается рекламы, то здесь начинающим участникам рынка придется развить максимальную активность всеми доступными средствами, включая радио. Последнее мистическим образом действует на потенциальных пациентов.
Вторым по эффективности ресурсом считается интернет, причем коре не сам сайт, а публикации на массовых медицинских ресурсах, где годовая аудитория может исчисляться миллионами потенциальных пациентов.
И наконец, одним их самых эффективных каналов привлечения новых пациентов, являются опытные врачи, которых вы будете нанимать на работу. Именно они приведут за собой имеющуюся у них старую клиентуру.
Проблемы стоматологического бизнеса
По данным некоторых экспертов, в Москве количество вновь открытых клиник, как правило, равно количеству закрывшихся. Главная проблема «зубных» стартапов — ошибки в системе привлечения пациентов и формирования лояльной клиентской базы. Но есть и другие подводные камни этого бизнеса.
Одной из проблем современных клиник является мошенничество пациентов. Хорошо подкованные юридически клиенты подают в суд и пытаются доказать, что их здоровью причинен вред, хотя на самом деле это совершенно не так. И это здорово мешает работать стоматологическим клиникам.
Второй проблемой является отсутствие качественных кадров. Хороших врачей очень мало, а в стоматологии все замыкается на личности врача. Кроме того, существует такая дилемма - если владелец практики — врач, то, как правило, он оказывается весьма посредственным бизнесменом и наоборот, если же не врач, а предприниматель, то часто он не в состоянии до конца понять, что происходит в клинике.
Некоторые инвесторы, добившиеся успехов в любом другом бизнесе или в торговле, уверены: открыть стоматологическую клинику не составит большого труда. Но это не так. Стоматологический бизнес не так прост, как кажется. Он может быть доходным, только при грамотном ведении дела, при хорошей постановке собственно медицинской части. Если людям не прогарантировать качество услуг, все вложенные деньги можно будет просто выбросить на ветер.