Бизнес планы и сметы
Просмотров всего: | 11184 |
Просмотров сегодня: | 3 |
Опубликовано: | 2011-01-31 |
Обидели маленьких
В 2011 году жизнь упрощенцев усложнится в любом случае. Даже если Налоговый кодекс не будет имплементирован.
Все-таки повезло премьеру Николаю Азарову и другим разработчикам Налогового кодекса - учитывая резонанс, вызванный принятием документа Верховной Радой, не стоит приводить полный перечень фамилий, ведь не у всех есть ведомственная охрана. В последнюю декаду ноября по Украине прокатилось несколько волн акций предпринимательских протестов. А должно бы подняться цунами! И не осенью, а еще летом, когда был принят ряд других принципиальных изменений в налоговое законодательство!.. Но начну с конца.
Кто вышел?
Принятие НК в целом (кто еще не в курсе - после "общественного обсуждения") задело интересы всех отечественных предпринимателей. Каждого по-своему. Некоторых разработчики кодекса услышали - например, владельцев трехзвездочных (и более) гостиниц планируют освободить от уплаты налога на прибыль. Государству осталось только уточнить: эти предприятия получат льготу вообще и навсегда (как
Почему вышли?
Имплементация кодекса уничтожит упрощенную систему налогообложения как таковую. Нет, формально она останется, но юридические лица будут выведены из сферы ее применения и все в обязательном порядке платить не только НДС, но и отчисления из фондов оплаты труда (ФОТ). Эти отчисления в Украине - одни из самых высоких в мире. Лишь отдельные категории работодателей (их очень мало) способны легально и в полном объеме выплачивать зарплаты наемным работникам, перечисляя в Пенсионный и другие социальные фонды около 37,5% от ФОТ. Более того, именно с помощью упрощенной системы немало предприятий избегали налогообложения ФОТ на общих основаниях. И поэтому правительство Николая Азарова пошло на фактическую ликвидацию
Физлица-упрощенцы остаются на бумаге... Их также обязали отчислять средства в соцфонды, правда, на льготных условиях. Но, во-первых, сам факт обязательства означает усложнение отчетности, а во-вторых, таким образом физлица также введены в зону налоговых проверок. А в этом контексте не суть важно, сколько отчислять упрощенцы, ведь в случае имплементации НК налоговики всегда найдут повод заглянуть, проверить, оштрафовать. Официально или полюбовно... "Главред" уже анализировал эту составляющую кодекса (подробнее см. в №43 от 26 октября 2010 года). С тех пор текст ПК изменился не существенно, но в еще худшую для плательщиков сторону.
В частности, в статье 75 этого документа появился новый термин - "фактическая проверка". Органы ГНА ее осуществлять по месту фактического осуществления деятельности плательщиком, расположение хозяйственных или других объектов его права собственности. Перечень оснований для этого мероприятия очень широк: контроль за соблюдением трудового законодательства, проверка наличия свидетельства (их должны получить все плательщики единого налога) или введения кассовых операций (по новым правилам, физлица с годовой выручкой свыше 300 тыс. грн должны приобрести кассовые аппараты ) et cetera. По сути, фактические проверки легализуют так называемые оперативные, порядок проведения которых сейчас регламентируется внутренними документами ГНАУ, а любой плательщик может легко доказать их неправомерность в судебном порядке. Нормы НК о фактических проверки (вместе с другими статьями на эту тему) предоставляют налоговикам безграничные возможности.
На этом фоне пункт 21 Заключительных и переходных положений НК, согласно которому размер штрафа за каждое нарушение налогового законодательства с 1 января по 30 июня 2011 года не будет превышать 1 грн, воспринимается как нелепая шутка. Очевидно, что по завершении полугодия, отведенного предпринимателям на адаптацию, каждый будет платить налоги-штрафы не по своим возможностям, а по чужим потребностями. Жарко будет даже в тени: разработчики кодекса, гипертрофируя права органов ГНА, предусмотрели саркастическую опцию - проверять (!) незарегистрированных плательщиков.
Итак, с 1 января 2011 года все упрощенцы (как юридические, так и физические лица) по гораздо более полной и жесткой программе, чем сейчас, получат удовольствие от визитов налоговиков. Кстати, большинство видов деятельности нынешних физлиц также вывели из сферы применения упрощенной системы.
С чем пойдут?
Перечень предлагаемых создателями Налогового кодекса нововведений можно было бы продолжить, но в этом нет смысла. В нынешней редакции этот документ вряд ли будет подписан Президентом. Но ирония ситуации в том, что в 2011 году жизнь упрощенцев (и, кстати, не только их) усложнится, независимо от того, воспользуется глава государства правом вето или сделает замечания и направит НК на доработку.
Напомню, что летом Верховная Рада приняла в целом два принципиальных закона. Согласно первому - единый социальный взнос вводится с 1 января 2011 года. Налоговая нагрузка на ФОТ не изменится, просто все вклады будут сведены в один. А его размер - что интересно! - Парламент сможет менять, наверное, в зависимости от потребностей Пенсионный фонд. Такой подход не сулит ничего хорошего ни малому, ни среднему, ни крупному бизнесу. Еще и потому, что за уклонение от уплаты взноса вводится уголовная ответственность (в УК будет специальная статья на сей счет). Всех упрощенцев новый закон (подписанный Президентом) также обязывает уплачивать единый взнос, хотя и по льготным ставкам. Но эта картина является неполной без учета второго принятого закона - о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения.
Одно из этих изменений предоставляет органам ГНА право контроля за соблюдением норм трудового законодательства на предприятиях всех форм собственности. Правда, не с таким размахом, как это позволяет Налоговый кодекс, а в гораздо более узких пределах традиционных внеплановых проверок. Однако опрошенные руководители предприятий (всех форм собственности) убеждены, что сочетание норм этих двух законов дает налоговикам мощное оружие, в частности и против упрощенцев. Напомню также, что президент Янукович, подписывая эти два закона, вообще отметил неуместность контроля за соблюдением трудового законодательства со стороны фискальных органов и даже подал в ВР законопроект, который корректирует принятые изменения. Якобы для безотлагательного рассмотрения, но дельную инициативу отложили в долгий ящик, начали обсуждение Налогового кодекса. Кого - услышали, к кому - прислушивались, кого обидели.