Новые поступления
Свой бизнес: производство готовых салатов
Очень оптимистично оценивают специалисты этот бизнес: рынок растёт на 25% в год и останавливаться не собирается, рентабельность высокая, оборачиваемость быстрая, цена входа, в общем-то, смешная
Действительно, стоит вспомнить классическую фразу из учебников по бизнесу: «Что бы ни случилось со страной и с экономикой, люди никогда не перестанут есть». Но самое главное, что позволяет производителям салатов смотреть в будущее с оптимизмом – у нас нет и не предвидится налаживания нормального, здорового горячего питания в специализированных кафе-столовых для офисных сотрудников.
То, что называется громко «бизнес-ланчем», а попросту является «комплексным обедом», то есть питанием на производстве (или около производства) в России практически отсутствует. То есть отсутствует качественное и конкурентно разнообразное предложение, которое бы было недорогим, но при этом безопасным для здоровья как в долгосрочной перспективе, так и при разовом употреблении в пищу. У нас пища либо вредна, либо опасна, но всегда её цена не соответствует качеству. Вот и тянутся в обеденный перерыв «за салатиком» те, кто вынужден проводить вне дома свой восьмичасовой рабочий день. И поскольку поток их не иссякает, производители готовых салатов могут на этом заработать. Так считают оптимистичные эксперты.
Вот некоторые цифры и детали, взятые из столичной практики.
Примерный расчёт крупного цеха по производству салатов (крупный – это 5-6 тонн салата в месяц):
Старт – 120 тысяч долларов.
Под стартом подразумеваем:
1) покупку оборудования в том числе аренду или покупку транспорта, оборудованного холодильной установкой;
2) аренду помещения;
3) закупку первоначальной партии продуктов, из которых будут изготавливаться салаты.
Валовая выручка – 23 тысячи долларов.
Чистый же доход – 11 тысяч долларов
Следовательно, ежемесячные вложения в бизнес – 12 тысяч долларов.
При окупаемости 2 года.
(источник данных - Бизнес-журнал)
С кем работать?
В основном, производители салатов должны рассчитывать на так называемые магазины «шаговой доступности». Владельцы таких точек (опять же, при помощи экспертов) знают – отсутствие в магазине готовых салатов сокращает поток покупателей на четверть.
Немного более интересным видом сотрудничества представляется альянс со специализированным магазином кулинарии, который живёт и процветает за счёт таких вот поставщиков готовой продукции. Собственно говоря, они только и делают, что реализуют Ваш товар. Но этих магазинов у нас пока мало, а где-то о них вообще не слышали.
С трудом можно представить себе организацию поставки готовых салатов в крупные супер и гипермаркеты. Дело в том, что уважающий себя супермаркет давно обзавёлся собственными полноценными цехами и даже кухней для своего же ресторана. Именно они освоили «высокую» нишу салатного дела – то есть изготовление очень дорогих салатов, и, как правило, не для офисного перекуса (обедом это не назовёшь), а для состоятельных гурманов, которым лень готовить дома. Они могут предложить салаты из суши-меню, морепродукты и прочие деликатесы не первой необходимости.
Куда расти?
Практика показывает, что, начав с салатного цеха, многие предприниматели пытаются перерасти свой жалкий формат – их тянет в творческий поиск. Право слово, изготавливать из года в год тонны салата «селёдка под шубой» – так может и коммерческая жилка атрофироваться. Одна из модных новинок – изготовление рыбного, мясного (или из птицы) бланманже или, как говорят у нас – заливного, холодного. «Фишка» в том, что оно продаётся в одноразовых формочках с крышкой, служащих одновременно и тарой. Так что потребитель наслаждается ещё и эстетическим видом блюда.
Кстати сказать, салаты и сопутствующие товары отдела «Кулинария» раскупаются хорошо только в холодное время года и особенно ближе к новогодним праздникам. А вот в сезон летних отпусков и знойные месяцы наблюдается закономерный спад продаж.
Ну и, конечно, никто не отменял приготовление «стола» для праздничных фуршетов и семейных торжеств. Но это годится только для тех, кого хорошо знают, чьим чистым рукам доверяют и чью кухню считают вкусной. Если Вы зарекомендовали себя в каком-то определённом кругу – смело осваивайте данный сегмент.
Самый низкий старт в этом бизнесе – маленький домашний цех, выдающий от 50 кг продукции в день. Здесь, по словам экспертов, Вам понадобится всего 200 долларов на начальном этапе и две пары рабочих рук. Но практика показывает, что такие цеха не выживают в современной конкурентной среде. Так работать можно было 10 лет назад. Но теперь надо начинать сразу цивилизованно.
Сегодня начинать нужно от 100 кг в день. Запомните, что самое деньгоёмкое вложение в бизнес – это разработка ТУ для блюд, которые Вы изготавливаете. То есть, у каждого блюда должен быть свой «паспорт». На оформление документов к меню из 10 блюд Вам придётся потратить (официально) 500 долларов и три месяца беготни по инстанциям. Кроме того, Вам предстоит сертифицировать сам цех, в котором будут изготавливаться салаты, встретиться с санитарной службой. Всё это обходится предпринимателю в сумму около 15 тысяч долларов, и государство этих денег не видит.
Оборудование
Для того, чтобы не резать овощи вручную, существует специальный комплект оборудования. Этот комплект делает Ваш труд лёгким и быстрым, а продукцию – безопасной. Там автоматизировано всё: от варки, очистки и заправки до упаковки. Если Ваше оборудование поломается, то результатом будет дорогостоящий простой в цеху и, как следствие, испорченные продукты. Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют закупать оборудование у европейского производителя, хотя комплексы отечественного производства тоже есть на рынке. Только почему-то они не пользуются спросом. Но сравните по ценам: если одна только овощерезка иностранного происхождения стоит 25 тысяч евро, то весь комплекс отечественный стоит 400 тысяч рублей.
Прежде чем заваливать магазин, готовый взять на реализацию Ваш товар, продукцией, знайте: все возвраты (а значит, и убытки) списываются за счёт производителя – то есть Вас. А возвращают, по статистике, от 3 до 10% объёма поставки.
Но не стоит бояться трудностей. Ниша на этом рынке практически пуста. Потому что заполнена быстро разоряющимися фирмами-однодневками. Создать бренд, который будет держать высокую планку качества по всей своей сети – мечта, как производителей, так и потребителя.