Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Страусиный бизнес приносит до 2 млн. руб. в год с каждой страусиной семьи
Страусы не требуют специальных условий проживания, все, что им нужно — простор. Притом что живут эти птицы в среднем 60–70 лет и производят потомство в течение 25–30 лет. Для двух страусиных семей необходимо приобрести участок площадью от 10 соток, где разместятся загоны для взрослых птиц, небольшое здание, где они могут зимовать и где разместятся инкубаторы и кормушки. Участок земли необходимой площади с подведенными коммуникациями и обычным деревенским домом в этих районах стоит, по данным нижегородских агентств недвижимости, в среднем от 300 до 400 тыс. руб.
Самый быстрый, но в то же время и самый капиталоемкий старт обеспечит приобретение семей половозрелой птицы (их называют «размножающиеся трио»). Гораздо дешевле приобрести инкубационное яйцо, птенцов, годовалую птицу. Но в этом случае меньшие затраты на приобретение повлекут более длительный срок возврата вложенных средств. Также нужно учитывать, что для инкубирования яйца сразу потребуются инкубаторы, которые затем будут три года простаивать до достижения птицей половозрелого возраста.
Самая распространенная порода страусов у российских предпринимателей — африканский. Они прекрасно переносят российские морозы. Но потратиться на строительство простого сарая, где они хотя бы могли укрываться от непогоды все же нужно. Это минимальная инфраструктура, с которой можно начинать страусиное хозяйство.
Отдельное здание, по мнению экспертов, необходимо еще и потому, что там удобно хранить корм для страусов, там же можно разместить инкубатор. Строительство небольшой фермы на участке обойдется в пределах 80 тыс. руб. с материалом и работой строителей.
Чтобы сэкономить на издержках, в первые два года, пока поголовье страусов не больше 200, можно не получать лицензию на реализацию мяса. Страусов можно продавать живыми на мясо в столичные страусоводческие фермы, которые уже имеют контракты с ресторанами и магазинами. Оптовая стоимость 1 кг мяса снизится с 600 до 500 руб. за кг, но при этом вы сэкономите на организации и лицензировании собственного забойного цеха, которое может обойтись ферме в 200 тыс. руб.
Питаются страусы, начиная от всех видов зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза, просо, бобы, горох) и заканчивая травой (клевер, силос злаковых культур, капуста огородная белокочанная, кормовая, шпинат, листья моркови и т.д.). Взрослая птица требует до 2 кг корма в день: его можно закупать у сельскохозяйственных предприятий. Себестоимость 1 кг корма не превышает 50 руб.
Одна из проблем новообразованной страусиной фермы — персонал. Все страусоводы сталкиваются с неизбежной проблемой — люди пьют и не выходят на работу. Вообще для обслуживания фермы, где живут три взрослых страусиных семьи, сто молодых птиц достаточно трех-четырех человек. Обычно местные жители охотно соглашаются подработать даже за зарплату до 8000 руб. Правда первые два месяца за работниками нужно постоянно следить: чтобы появлялись на работе, чтобы не воровали.
Вхождение в сегмент разведения племенных страусов займет четыре-пять лет. Первое, второе, третье потомство необходимо дорастить до четырех-пятилетнего возраста, чтобы продавать начинающим страусоводам для разведения. Взрослая семья стоит уже от 220 тыс. руб. Оптимальным считается смешанный вариант, когда ферма одновременно разводит племенных страусов, продает мясо и молодых птенцов.
Однако страусы, выращенные на убой, окупаются быстрее, чем племенные или купленные для воспроизводства молодых птенцов с последующей их продажей. Например, уже через год после покупки четырех взрослых семей с каждого можно получить 100 кг живого мяса для продажи. Расчет доходности от реализации страусов на мясо строится следующим образом: страусиха в год сносит 60 яиц, из которых в среднем может получиться 40 страусят. Каждый из них через год достигнет «убойного возраста» и даст 100 кг живого мяса, готового к продаже. Одна семья через год дает четыре тонны мяса, которые при розничной цене в 600 руб. за кг принесет владельцу 2,4 млн руб. дохода. Главный потребитель мяса -московские рестораны и сети супермаркетов премиум-класса. Но заниматься поставками мяса в рестораны и магазины имеет смысл когда поголовье в хозяйстве достигнет 1000 голов.
Доход предпринимателям приносят также продажа сувениров из страусиных яиц, агротуризм и консультирование начинающих страусоводов, которые регулярно посещают фермы.
Направление «страусиного консалтинга» в России набирает обороты: если три года назад фермеры концентрировались на «товарном» разведении страусов (только на продажу мяса, яиц, кожи), то сейчас, когда этот бизнес в России подрос, крупные фермы перепрофилировались на племенное разведение и выступают уже в качестве консалтинговых центров, предлагая услуги по приобретению птиц для организации хозяйства, продавая корма и обучая уходу за птицами.
Активно развивается и туристическое направление. Фермы предлагают не просто посмотреть на страусов, но и поухаживать за ними. Причем туристы охотно не только «кормят» птиц, но и покупают страусиные яйца (каждое из них стоит 700 руб.). В выходные количество туристов, желающих побывать на страусиной ферме достигает 60 человек. Средняя стоимость билета составляет 150 рублей. Правда страусиный туризм возможен при условии, что ферма будет находиться в одном из районов области с высоким туристическим трафиком.
По материалам журнала "Деловой квартал - Нижний Новгород"