Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>
Действующие лица
Владелец — мужчина средних лет с богатой трудовой биографией: и механизатор, и портной, и трубач духового оркестра. Два года назад нашел себя в продуктовой рознице в качестве предпринимателя.
Первая продавщица, Вторая продавщица.
Калькулятор — беспардонный потомок арифмометра, вечно встревающий в разговор и педантично фиксирующий доходы и расходы окружающих.
«Бизнес-журнал» — любопытствующий и расположенный к Владельцу визитер.
Акт первый и единственный
Торговый зал павильона, самый конец рабочего дня. Калькулятор стоит, услужливо придерживая дверь. Внутрь протискиваются Владелец и «Бизнес-журнал», вдвоем несущие объемистую коробку.
«Бизнес-журнал» (отдуваясь, Владельцу). Вы тут, получается, и за хозяина, и за грузчика?
Владелец. За грузчика — редко. Просто заскочил в центр мелкооптовой торговли: в цены вник, кое-что докупил, что-то на пробу взял — проверить, как пойдет. Ассортимент полезно бывает время от времени перетряхивать…
Край коробки выскальзывает из рук «Бизнес-журнала», она с грохотом валится на пол.
Владелец. Перетряхивать, а не колошматить! (Досадует.) Хорошо еще, тут бьющегося ничего нет.
«Бизнес-журнал». Простите, это я с непривычки работать в рознице…
Владелец. Дело нехитрое. (Продавщицам.) Ну-ка, девушки, приходуйте товар!
Владелец по-хозяйски проходит мимо торговых витрин.
У одного прилавка останавливается, пристально вглядывается.
Владелец (вскипает.) Этта еще что такое?!! (Хватает одну из упаковок и с яростью сбрасывает с прилавка.)
Первая продавщица. Ой! (Испуганно.) Ма-ма-малиновое печенье…
Владелец. Это что??? (Швыряет другую упаковку.)
Вторая продавщица. Ма-ма-марципан…
Владелец. А это?! это?!! это?!!! (Раскидывает товар.)
Продавщицы (хором.) Ма-ма-мамочки!
Калькулятор. Гм. Теперь, кажется, уже вы сами решили расколошматить свой магазин. Что происходит?
Владелец. От ить народ! Стоило на два дня отъехать, а они уже левого товара нанесли и разложили, коробейницы! Но меня-то не проведешь, я весь свой товар в лицо знаю.
Первая продавщица. Да мы как-то случайно. Чуть-чуть. А то покупатели спрашивали. Простите нас!
Владелец. Все, закрываем магазин: внутренняя ревизия! (Калькулятору.) А вы как раз нашу кассу снимете и посмотрите, что к чему.
Калькулятор. Это я с удовольствием. Ну-с, докладывайте, леди, на сколько за день наторговали!
Первая продавщица. Сейчас, распечатаю на кассе Z-отчет. Вот, на 27 650 рублей получилось.
Владелец. Ха! Это не считая «левой» выручки за всякие марципанки.
Вторая продавщица (покаянно.) «Левой» выручки немного, «левой» — всего на две тысячи.
Владелец. Да уж, рассказывайте! Все равно теперь не проверить.
«Бизнес-журнал». Я только не понимаю, как у продавцов, когда они «левачат», потом деньги с кассой сходятся.
Владелец. Вот и видно, что вы в торговле не работали. Очень просто сходятся. Деньги за «левак» — в карман. А не пробить чеков на нужную сумму за день — легче легкого.
Калькулятор. Итак, получается, месячная выручка у магазина — 830 тысяч рублей?
Владелец. Примерно так.
Калькулятор. Маржа у вас какая?
Владелец. Средняя торговая наценка в рознице — 30% к опту. Вот и считайте.
Калькулятор. Ага, 250 тысяч в месяц получается.
«Бизнес-журнал». Что там с расходами?
Исследуемый объект: павильон «Продукты — Бакалея»
Формат: «магазин у дома»
Число товарных позиций: 250–350
Помещение: павильон 35 квадратных метров, стоимость аренды — 90 000 рублей в месяц
Персонал: два продавца (зарплата каждого — 16 тыс. рублей в месяц), приходящий бухгалтер (10 тыс. рублей), владелец-управляющий
Средняя дневная выручка (будни): 28 тыс. рублей
Годовой оборот: около 10 млн рублей
Стартовые вложения: 670 тыс. рублей:
-
90 тыс. рублей (подержанное торговое оборудование);
-
300 тыс. рублей (закупка товара);
-
280 тыс. рублей (депозит арендодателю и прочие расходы)
Срок существования на рынке: два года
Система налогообложения: упрощенная (6% с оборота)
Среднемесячный доход владельца: 60–65 тыс. рублей
Окупаемость: 11-12 месяцев
Владелец. 90 тысяч — аренда, отчислений в пенсионный фонд и налогов по упрощенке набегает на 50 тысяч. Два продавца получают в месяц на руки по 16 тысяч, приходящий бухгалтер — 10 тысяч. Коммуналка и вывоз мусора съедают тысяч пять. Вот, собственно, и все.
Калькулятор. Фиксирую: ваш месячный доход составляет 63 тысячи рублей. Ага-ага!
Владелец. Ну, тут еще превратности судьбы нужно учитывать. Проверяющие всякие ходят. Откупиться за непробитый чек по нынешним временам стоит 12 тысяч, например. В общем, я бы не сказал, что этот бизнес особо сладкий. Мне, чтобы хорошо зарабатывать, три точки держать приходится. А это — работа с утра до вечера, без выходных и отпусков. Хозяев-москвичей в этом бизнесе мало осталось, работают в основном иногородние и диаспоры. Диаспоры обычно держат сразу кучу точек и работают «толпой», перекрывая друг друга. Так, конечно, легче, зато и грызни у них между собой много.
Калькулятор. А как насчет бандитов?
Владелец. Да нет их давно! Сейчас есть силовики. Причем это что-то вроде навязанного партнерства. Тебе говорят: будем разруливать все твои «административные» проблемы, ты только отстегивай. Знаю случаи, когда силовики пробивали коммерсанту место для торговли и даже денег давали на подъем: работай, только делиться не забывай. На меня тоже поначалу наседали, разговоры задушевные вели: «За нами — как за каменной стеной. Много с тебя не попросим, зато хоть раскрутишься!»
«Бизнес-журнал». А вы что?
Владелец. Включил дурака. «Да я, — говорю, — никогда не раскручусь». «Почему это?» — интересуются. «Не хочу, мне и так хватает!» Ну, потом они меня, конечно, подлавливать стали. Только что с мелкой розницы возьмешь? На крупный размер и «уголовку» наши проступки при таких оборотах не тянут, только на административные правонарушения. Заплатил я хорошему адвокату разок… Много, зато один раз. Отбился. И отправились мои задушевные собеседники искать, кто сговорчивей. Все равно им прибытку с меня было бы не очень много, а кошмарить — хлопотно. Да и сам я с тех пор блюду себя, особо не ловчу. Тут ведь еще какая закавыка. Ну, скажу я своим продавцам чеки пробивать через раз, чтобы реальную выручку занижать. Мало того что в конце концов нарвешься, так ведь еще и сам же собственных продавцов толком не сможешь контролировать. Не стоять же над ними день-деньской! Думаешь перехитрить государство, а выходит — перехитрил сам себя.
«Бизнес-журнал». Товар где берете?
Владелец. С этим сейчас вообще никаких проблем. Оптовиков столько развелось, и такая меж ними конкуренция идет, что только и слышно: «Выбери меня!» Они все уже давно разбились по территориальному принципу — по административным округам. Многие по несколько складов держат, чтобы подвоз можно было оперативно осуществлять. Мы-то сами ведь без склада живем, у нас только подсобка есть — четыре квадратных метра. Работаем с колес. Звоним — нам тут же привозят. Если долго везут, закажем у другого. Наши потребности двенадцать поставщиков вполне закрывают.
Калькулятор. Вот это сервис!
Владелец. За закупками, опять-таки, глаз да глаз нужен: возможны откаты. Я же не всегда на точке присутствую, чтобы за поставку с оптовиком тут же рассчитываться. Старший продавец товар принимает и расплачивается. Могут с поставщиком договориться и на какие-то позиции процентов 25 к нормальной цене при закупке накинуть, а дельту между собой попилить. (Лукаво грозит в сторону продавщиц пальцем.)
Продавщицы. Мы — нет, мы — ни-ни!
Владелец. Знаю, что ни-ни. За то пока и ценю. А теперь звоните домой, предупредите, что задержитесь. У нас сейчас производственное собрание будет. Товарные остатки нужно сосчитать. Все ваши марципанки и чего вы там еще нанесли — изъять. Ну и, само собой, пропесочить вас как следует, чтобы впредь неповадно было.
Автор: Дмитрий Денисов
Источник: Бизнес-журнал