Новые поступления
Налоговики получили неограниченную власть над бизнесом
Вместо того, чтобы решить основную причину нынешних проблем, возникающих при сборе налогов - сократить их число и, соответственно, сложность подсчета, авторы Налогового кодекса сделали ставку на усиление полномочий ГНАУ.
По сути, налоговый кодекс лишь подвел законодательную базу под давно неформально расширившиеся полномочия налоговиков, их тотальный контроль над бизнесом, пишет "Инвестгазета".
Этот контроль - результат того, что над кодексом работал не только Минфин, в чью компетенцию это входит непосредственно, но и ГНАУ. Именно ее стараниями, очевидно, кодекс "обогатился" следующими пунктами.
Во-первых, документ фактически приравнивает гражданских налоговых инспекторов к сотрудникам правоохранительных органов. Он дает им возможность вести следствие, что вообще не характерно для работы налоговиков.
Во-вторых, количество налоговых проверок из "много предвиденных" превратилось в "одна плюс много непредвиденных". Основания для проведения этих проверок практически ничем не ограничены, как и их частота, говорит Евгений Заноза из "Делойта". Нагрянуть на предприятие сотрудники ГНАУ могут, например, в случае, если у них возникнет подозрение в "возможных нарушениях" на нем. Или если фирма не подаст вовремя налоговую декларацию или другую необходимую документацию. Либо, скажем, если покупатель подаст жалобу на компанию-продавца о том, что не получил от нее налоговую накладную.
Впрочем, самым главным в этом перечне является то, что среди оснований для непредвиденных проверок в нем оказалось сакраментальное "и в других случаях", которое дает налоговой службе зеленый свет в выборе повода для визита на фирму.
В-третьих, при подобном внеплановом визите налоговики получают беспрепятственный доступ ко всем документам бухгалтерского и налогового учета, финансовой и статистической отчетности, а также доступ к территориям, помещениям и другому имуществу, используемому для хозяйственной деятельности, объектам налогообложения и объектам, используемым для получения доходов, а также к объектам, которые могут быть источником погашения долга.
Наконец, теперь налоговая администрация имеет достаточно власти, чтобы при желании совсем заблокировать работу предприятия, заморозив через суд его расходные операции по банковским счетам и счетам в других финансовых учреждениях. Таким образом, у налоговых органов появился реальный механизм, как изъять с банковских счетов плательщика деньги на погашение налогового долга. При этом, заморозив счета компании, налоговая может продержать ее в таком "коматозном" состоянии столько, сколько сочтет нужным. Ведь, согласно кодексу, она имеет право в любой момент прервать плановую или внеплановую проверку, отложить ее на неопределенный срок, а затем продолжить с того момента, на котором остановилась ранее.
Впрочем, это лишь самые одиозные положения кодекса в разделе администрирования налогов. Кроме них, в нем есть множество более мелких изменений, которые помогут налоговикам "содрать" побольше с подопечных налогоплательщиков.