Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Мероприятия, на которые продаются билеты, у всех одни и те же, цены тоже одинаковые… Афиши с изображением гастролеров и анонсы событий, само собой разумеется, идентичны. Как же в таком однообразии интернет-ресурсам, специализирующимся на продаже и доставке билетов, не только выделиться, но и максимально быстро вывести проект на самоокупаемость?
«За последние полгода в интернет-пространстве появилось не менее пяти новых ресурсов, торгующих билетами. А количество их пользователей по сравнению с прошлым годом возросло в 1,5-2 раза, — рассказал Александр Малюченко, руководитель одного из билетных проектов. При этом количество пользователей будет только увеличиваться. Темпы прироста интернет-покупателей напрямую зависят от темпов компьютеризации и интернетизации в Украине». Но вот гарантировано ли тепленькое местечко в Сети новым торговцам билетами? Ведь «создать соответствующую интернет-площадку» и «привлечь покупателей» — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. От чего зависит успех в данном бизнесе.
Кто здесь?
Откуда берутся новые игроки? Во-первых, собственными торговыми интернет-площадками стали обзаводиться концертно-театральные кассы, давным-давно работающие в офлайне. «Собственную веб-страничку мы открыли примерно полгода назад, — сказала Анна, менеджер parter.com.ua. — В то время как реализацией билетов наша компания занимается примерно 20 лет. Запуск сайта — требование времени. Теперь в стационарных кассах лежат визитки с интернет-адресом, и все желающие воспользоваться онлайн-заказом и доставкой могут это сделать». Тем же путем пошли в Центральных театральных кассах и в «Ольвии».
Во-вторых, торговые сайты стали открывать продюсерские и промоутерские компании. Например, так поступили в известном украинском холдинге «Лавина», в состав которого входят такие компании, как «Лавина Мьюзик», «Лавина Концерт», «Лавина Промоушн». Этот же холдинг учредил компанию «Лавина Билет». Но с представителями последней, увы, журналисты «ВД» пообщаться не успели, потому как компания приказала долго жить. Бывшая сотрудница «Лавина Билет» лаконично пояснила, что сменила место работы, так как финансирование прекратилось — и проект закрыли. Страничка во Всемирной паутине пока что «болтается», но дальнейшая ее судьба неясна. Естественно, есть и более удачные примеры, однако сами продюсерские компании не хотят рассказывать о сайтах по продаже билетов. Поясняя причину отказа так: мол, это не основной наш хлеб, а лишь дополнительный ресурс для сбыта билетов на организуемое мероприятие, не более того. Поэтому говорить о билетном направлении как о самостоятельном и доходном бизнесе они не готовы.
Однако наиболее привлекателен для инвестирования третий сегмент игроков данного рынка — «чистые» сайты, предлагающие заказ и доставку билетов. Ведь намного проще продавать билеты посредством интернета, не создавая собственной сети концертно-театральных касс и, тем паче, не организовывая самостоятельно приезд в страну артистов. Разумеется, что барьер входа на билетный рынок из года в год растет. Сегодня основные статьи затрат: аренда (покупка) офисного помещения, создание и раскрутка сайта и приобретение нескольких компьютеров и мини-АТС. Минимальная сумма для старта —$10-20 тыс.
Поначалу офисом может служить и собственная квартира либо же небольшая арендуемая комнатушка. Главное, чтобы в этом помещении было удобно принимать билеты и передавать их курьерам и, естественно, получать от курьеров выторг. Также следует учесть и близость к метро или же транспортную развязку, потому как от этого может зависеть оперативность и эффективность работы службы доставки. Количество курьеров зависит от сезона и наплыва клиентов. Обычно в штате до трех курьеров. «У нас на постоянной основе работают три курьера. В среднем они зарабатывают 2 тыс. грн. в месяц. Ведь их можно удержать только конкурентной зарплатой. Более того, при приеме на работу мы собираем рекомендации и поручительства, так как эти люди имеют дело с наличными. Поэтому работодатель должен быть уверен в их порядочности, — пояснил Александр Малюченко. — Также мы с курьерами заключаем договоры о материальной ответственности. И, конечно же, изначально не допускаем новичков к большим суммам. В том случае если курьер прошел испытание небольшими деньгами, его могут повысить до старшего курьера и доверить работу с более крупными заказами».
В том случае если компания одновременно продает билеты на несколько потенциально успешных мероприятий (концерты Джорджа Майкла, Энрике Иглесиаса и т.д.), то имеет смысл дополнительно набирать курьеров на временную работу. Их заработок напрямую зависит от количества выполненных заказов. «Высокий сезон» в билетном бизнесе обычно приходится на всевозможные праздники, когда люди готовы с головой погрузиться в великое. Естественно, мертвый сезон — лето, потому как летом звезды крупного калибра редко отправляются на гастроли.
Если же говорить об административном персонале, то вполне можно обойтись парой специалистов, отвечающих на телефонные звонки, человеком, ответственным за работу сайта, бухгалтером и руководителем проекта. В лице последнего может выступить и собственник веб-ресурса. Фонд заработной платы составит порядка $4 тыс. Также стоит отметить, что полностью исключить телефонистов невозможно, потому как от 20 до 50% заказов поступает на интернет-сайт именно по телефону.
В среднем продавцы получают 10% от стоимости реализованных билетов. Хорошим считают мероприятие, на которое смогут продать порядка 200-300 билетов. Хотя бывает, радуются, если количество выполненных заказов достигает 50. При этом продавцы не несут ответственности за билеты, непроданные на то или иное мероприятие. За этот аспект работы отвечают промоутеры. Если они не смогли организовать грамотную пиар- и рекламную кампании, предшествующие приезду звезды, увы, билетеры умывают руки. При этом одни продавцы предлагают билеты на все мероприятия, а другие пытаются их сортировать по какому-то признаку. Например, biletik.com.ua реализует билеты на мероприятия только в том случае, если стоимость одного билета превышает 60 грн. Как пояснил г-н Малюченко, работать с дешевыми билетами просто нецелесообразно.
Заполнить эфир
Алексей, собственник российского интернет-сайта по реализации театральных и концертных билетов, готов продать собственное детище за $14,5 тыс. Он утверждает, что месячный оборот сайта превысит $40 тыс., а вложения можно отбить буквально за три-четыре месяца. При этом готов передать базу контактов, где приобретаются билеты, рабочую технологию, позволяющую достичь автоматизма в работе как сайта, так и персонала. Это включает в себя передачу схем работы от звонка клиента диспетчеру сайта до момента, когда курьер привозит деньги за оплаченный билет. Украинские коллеги менее оптимистичны в прогнозах сроков окупаемости, предполагая, что понадобится от полугода до года. Мол, у нас с этим делом сложнее. «Судите сами. Если Национальный дворец «Украина» вмещает 3,5 тыс. зрителей, то неважно, сколько фирм будет продавать билеты на проводимое мероприятие: хоть 10, хоть 20. Они все равно не смогут посадить большего количества людей, чем вмещает зал», — объясняет г-н Малюченко.
По мнению операторов, для качественного прорыва и прихода новых игроков необходимо, во-первых, обновление концертных площадок. На данный момент их состояние оставляет желать лучшего. Плюс не помешали бы и новые залы. Также следует разобраться с законодательством, потому как, по утверждению игроков, государство само провоцирует работать их в «тени». По неофициальным данным, до 80% доходов продавцы билетов просто-напросто не показывают. А повышение на законодательном уровне налогов на выступление иностранных артистов не только свяжет руки промоутерским компаниям, но и приведет к подорожанию билетов (подробнее — см. «Шоу без нас», «ВД» №7, 2008 г.), что может сказаться и на притоке желающих посетить то или иное мероприятие. Соответственно, могут снизиться и доходы билетных компаний, что явно не пойдет на пользу рынку.
Однако если абстрагироваться от существующих законодательных препятствий (ну, какой украинский рынок работает без проблем!) и задуматься о грамотном выходе на интернет-рынок по продаже билетов, то на повестке дня встанут вопросы иного характера. Во-первых, как выделиться на фоне однообразия? «А что вы хотите? События у всех одинаковые, цены тоже, поэтому и сайты в большинстве своем похожи как две капли воды», — говорит Анна. Так-то оно так. Но Владимир Харченко, директор PRLab.com.ua, предоставляющей услуги по оптимизации сайтов, считает, что оформление сайтов по своей сути вторично и ни в коем случае не должно подавлять информацию, размещенную на ресурсе. «Интернет-сайт по продаже билетов должен быть не просто красивой кассой. Посетителю абсолютно не важен дизайн, если он не найдет интересующую его информацию. Не стоит забывать, что по своей сути дизайн — это только обертка конфеты. А потребителю важнее вкус конфеты — информация на сайте. И в идеале они должны гармонировать. Поэтому на сайте могут быть размещены и тексты песен того или иного исполнителя, и фотогалерея, и его биография», — говорит г-н Харченко.
По словам Александра Малюченко, на сайте biletik.com.ua успешными оказались не только розыгрыши билетов на различные мероприятия, но и ежемесячное проведение конкурсов по пасьянсу. Возможно, это напрямую и не влияет на количество проданных билетов, но, тем не менее, помогает «оживить» сайт. Одним словом, любая дополнительная информация может помочь не только повысить реноме сайта в глазах посетителей, но и поднять его рейтинг в поисковиках. А это значит, что сработают принципы продвижения в Сети.
Также перспективным направлением для популяризации сайта может стать предоставление дополнительных услуг. Например, покупка цветов для звезды, на концерт которой заказаны билеты, либо бронирование столика в ресторане, чтобы посидеть после концерта. А почему бы и нет? Ведь билеты в другие города компании научились доставлять. «Для нас не составляет труда доставить билет в любой город Украины, например, «Автолюксом». Либо же заказчик может забрать билеты у курьера перед концертом, — сказал г-н Малюченко (подробнее о принципах покупки билетов — см. «Билет на балет», «ВД» №9, 2008 г.). — Но сегодня сложилась такая ситуация, что собственники билетных сайтов не спешат вкладывать средства в развитие дополнительных услуг». Однако новичкам явно придется потягаться с тяжеловесами билетного рынка, у которых уже налажены связи с промоутерскими компаниями, да и львиная доля клиентов, заказывающих билеты через интернет, упорно дрейфует между ведущими игроками, не обращая внимания на вновь прибывших.
И, тем не менее, пока действующие игроки раскачиваются и думают о финансовых вливаниях на перспективу, новички, не обремененные стереотипами ведения данного бизнеса, могут выйти на рынок и совершить прорыв. Оценить ситуацию незамыленным глазом и стать в авангарде билетной братии.
ПАСПОРТ РЫНКА
Объем н/д
Количество участников 15-20
Рентабельность от 35%
Цены, стоимость билета от 50 грн.
Доставка билета от 15 грн.