Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Час захватывающего полета на «легком» самолете или вертолете стоит 500 долларов. Обеспеченные граждане готовы платить за острые ощущения. Но пока этот бизнес не приносит владельцам аэроклубов высоких доходов. Развитие рынка только начинается
СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ?
Счет |
Долларов, в ср. за месяц |
Процентов, в ср. за месяц |
Валовая выручка |
35000 |
100,0 |
Расходы |
22850 |
65,3 |
В том числе: |
10500 |
30,0 |
– на ГСМ |
4050 |
11,5 |
– на зарплату персонала (пилот и техник) |
1000 |
2,9 |
– на аренду вертолетной площадки |
1000 |
2,9 |
– на техническое обслуживание |
1300 |
3,7 |
– на рекламу |
1000 |
2,9 |
– прочие расходы |
4000 |
11,4 |
Доход (без учета налогов) |
12150 |
34,7 |
На такой результат может рассчитывать аэроклуб, имеющий один вертолет Robinson и использующий его 70 часов в месяц. При этом стоимость летного часа для клиентов составляет $500.
Где купить вертолет?
На что люди тратят «лишние» деньги? Первой крупной покупкой для многих обычно становится машина. Далее приобретается квартира, затем – дача. И лишь когда денег становится совсем много, кто-то прикупает собственную яхту, а кто-то задумывается о покупке частного самолета или вертолета. Сегодня это уже не проблема. Были бы желание и деньги. Приобрести летающую машину можно без особых проблем через один из аэроклубов. Все они сегодня не только «ставят на крыло» романтиков, мечтающих о небе, но и оказывают другие коммерческие услуги.
– Четырехместный вертолет Robinson американского производства стоит $450 тыс. Двухместный – $250 тыс., – рассказывает руководитель специальных проектов компании Aviamarket Дмитрий Гражевич. – Тем не менее, спрос на вертолеты в последнее время резко пошел вверх. Если за предшествующие 10 лет в России было зарегистрировано всего 15 частных вертолетов, то за последние два года их было продано около десятка.
Подобная ситуация наблюдается и с самолетами.
– В 1998 году на аэродроме в Мячково, где базируется наш клуб, было всего 4-5 подобных организаций, – вспоминает начальник летной службы аэроклуба «Ласточка» Александр Марков. – Постепенно их стало больше в три раза и намного увеличилось количество техники. Ведь подержанный самолет отечественного производства в хорошем состоянии можно купить всего за $50 тыс., что сопоставимо со стоимостью хорошего автомобиля. А новый российский «легкий» самолет стоит сегодня $160-200 тыс.
И хотя авиабизнес в России еще находится в зачаточном состоянии, наиболее рисковые предприниматели уже сегодня вкладывают в его развитие деньги и считают его весьма перспективным.
Деньги - с неба
Существует три направления деятельности, на которых можно зарабатывать в авиа-бизнесе. Это продажа техники, обучение желающих научиться летать, а также предоставление самолетов и вертолетов в аренду.
По мнению специалистов, зарабатывать много на продаже техники сегодня практически невозможно, так как новые самолеты и вертолеты достаточно дороги даже для обеспеченных граждан.
– Если накручивать 20-30%, то эту деятельность невозможно будет поставить «на поток», – считает Дмитрий Гражевич. – Продажи в таком случае будут случаться крайне редко. Поэтому обычно на продаже техники зарабатывают 5-10%.
Наибольший доход сегодня приносит обучение будущих летчиков. Для получения свидетельства «пилот-любитель» человек должен налетать 42 часа, а также пройти курс теоретической подготовки. За один час учебного полета клиенты обычно платят $350-450. При этом себестоимость летного часа для аэроклуба составляет $250-350.
Достаточно популярной в последнее время становится сдача летной техники в аренду в развлекательных целях. Удовольствие полетать обходится клиентам от $140 до $750 в час. Цены зависят от типа техники, так как стоимость содержания разных типов самолетов и вертолетов может различаться в разы. Например, самолет Л-29 «съедает» ведро авиационного керосина по 8 рублей за литр в минуту, а американский вертолет Robinson – всего 50 литров бензина в час. Кроме того, цена определяется в зависимости от того, какое из направлений деятельности является для аэроклуба приоритетным. Для одних – это обучение будущих пилотов, для других – «катание» всех желающих.
– У нас часто заказывают вертолеты для полетов гостей на корпоративных праздниках, днях рождения, – рассказывает Дмитрий Гражевич. – Часто поступают и неожиданные просьбы. Например, один клиент попросил нас найти свою собаку, потерявшуюся в лесу. Так как «сверху видно все», сделать это не составило труда. Однако на таких заказах мы практически ничего не зарабатываем. Скорее, их можно рассматривать как рекламу других наших услуг. Для многих до сих пор является откровением, что можно купить вертолет. Поэтому мы стараемся участвовать в тех мероприятиях, которые посещают наши потенциальные клиенты. Как правило, прокатившись один раз на вертолете, многие люди изъявляют желание научиться летать самим, а потом задумываются о покупке собственной «машины».
Как открыть авиафирму?
Сегодня по всей России насчитывается более 40 «самолетных» и «вертолетных» клубов. Все они базируются на действующих аэродромах, например в подмосковном Мячково. Собственный аэродром – объект крайне сложный в создании и обслуживании.
– Мало того, что для этого нужно найти и выкупить подходящий земельный участок. Для регистрации аэродрома придется получить огромное количество разрешений, – рассказывает Александр Марков. – Он должен соответствовать жестким правилам безопасности. Поэтому, помимо строительства специальной взлетно-посадочной полосы, придется обзаводиться собственной диспетчерской службой, метео- и противопожарным обеспечением, поисково-спасательными средствами.
Интересно, что большинство самолетов, находящихся на аэродроме, принадлежат не аэроклубам, а частным лицам. Часто владельцами одного самолета являются сразу несколько человек, «скинувшихся» на его покупку. За возможность «припарковаться» на аэродроме и пользоваться услугами технической и диспетчерской служб они разрешают использовать свой самолет для полетов другим членам клуба. А сами аэроклубы с юридической точки зрения являются «некоммерческим партнерством», которому его члены платят вступительные и ежемесячные добровольные взносы. Их размер каждый клуб определяет индивидуально.
– Члены нашего клуба платят 3000 рублей в качестве вступительного взноса и по 500 рублей ежемесячно, – рассказывает директор аэроклуба «Авиаспорт» Александр Самойлов. – Форма «некоммерческое партнерство» на сегодняшний день удобнее всего, поэтому ее выбирают большинство аэроклубов.
Лишь единицы из них имеют парк из своей собственной техники, так как для покупки ее требуются большие вложения.
Впрочем, директор по маркетингу компании «Aviamarket» Михаил Юшков считает, что авиационный бизнес можно начинать и с покупки одной «машины».
– Можно, скажем, организовать закрытый клуб для обеспеченных клиентов, с одним вертолетом и определенной инфраструктурой. Обычно тренировочный полет занимает не более часа. Однако люди могут проводить в клубе все выходные, приезжая туда с женами и детьми, чтобы не только полетать, но и пообщаться с друзьями. Получается своеобразный отдых в кругу единомышленников. На вертолете можно взлетать с любого места, то есть специального аэродрома, как для самолета, строить не нужно. Таким образом, затраты на покупку вертолета можно будет вернуть за 2-3 года.
Что мешает развитию рынка?
Главная проблема, мешающая развитию авиа-бизнеса, – специфика российского законодательства. В настоящее время в нашей стране ведется строгий контроль за всеми передвижениями в нижнем воздушном пространстве (на высоте до 150 м ).
– На каждый вылет надо получать разрешение, – рассказывает Александр Самойлов. – Заявки на все полеты – с указанием времени и подробного маршрута – должны быть поданы в службу управления воздушным движением за сутки. При этом вам могут ответить отказом без объяснения причин. В развитых западных странах эта процедура занимает всего два часа, причем разрешение может быть получено буквально «по звонку».
– Рынок может начать стремительно развиваться только тогда, когда воздушное пространство будет открытым, – считает Михаил Юшков. – Тогда фирмы, занимающиеся предоставлением в аренду летной техники, смогут резко расширить спектр своих услуг. И спрос на них будет гарантирован. Например, это касается авиатакси. Если бизнесмен должен срочно вылететь за границу для подписания многомиллионного контракта, то он легко отдаст $1000 за полет на вертолете до аэропорта. Ведь, передвигаясь на машине, он рискует надолго застрять в «пробке». Кроме того, увеличится число желающих иметь свой собственный вертолет или самолет, позволяющий в любой момент полететь куда угодно.
Вторая проблема – низкая информированность людей о перспективах аренды и приобретения летной техники, так как аэроклубы не ведут широкомасштабных рекламных компаний.
И, наконец, развитию рынка мешает боязнь многих людей летать. По статистике, на автомобилях разбиваются гораздо чаще, чем на самолетах или вертолетах. Однако мнение о том, что летать очень опасно, стойко бытует у нас в народе.
По материалам журнала «Свой бизнес»