Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Cамо понятие «профессиональная работа» подразумевает не только высокую квалификацию и использование профессиональных материалов и оборудования. Профессионал отличается от любителя тем, что он зарабатывает деньги, и, в конечном итоге, мерилом профессионализма является прибыльность бизнеса.
Прибыльность же определяется качеством работ и способностью удовлетворять запросы потребителей. Как показывает практика, не только используемое оборудование и применяемые материалы определяют успех предприятия, существуют десятки не менее важных факторов. Если говорить точнее, в профессиональной работе вообще отсутствуют так называемые «мелочи». Даже незначительная, на первый взгляд, ошибка может привести к огромным экономическим потерям.
В последующих статьях мы вновь будем уделять внимание вопросам организации технологического цикла работы и проблемам, влияющим на экономическую эффективность любого окрасочного участка. При написании статей мы стараемся дать как можно больше «конкретики», а не только рассказать о новых материалах. Наша задача показать, как они применяются на СТО, и описать работу реально существующих малярных участков.
Однако мы чувствуем, что пора делать следующий шаг и рассказывать о том, как надо работать. Естественно, мы не собираемся отказываться от опыта российских станций, но основное внимание уделим зарубежному опыту и новейшим технологиям, разработанным ведущими производителями лакокрасочной продукции, которые только начинают внедряться.
Разговор об экономической эффективности российских СТО, занимающихся кузовным ремонтом, у нас впереди. Сегодня мы непредвзято решили рассказать о том, как работает и что «приносит» окрасочно-кузовной цех в одной из европейских стран.
Представим себе современную станцию кузовного ремонта где-нибудь в Бельгии. В последнее время наблюдается тенденция к укрупнению станций, поэтому и мы рассмотрим работу относительно крупной СТО, каких в Бельгии или Голландии десятки. На таком предприятии осуществляют только кузовной ремонт и принимают в работу машины всех марок и любого года выпуска.
Около весьма скромного фасада расположена стоянка для автомобилей, предоставляемых клиентам на время ремонта их собственной машины. Естественно, эти машины несут на себе логотипы и надписи, служащие для рекламы станции. Приемка и оценка - это отдельная область профессиональной деятельности, чрезвычайно важная, о ней мы подробно расскажем в следующих статьях. Необходимо только отметить, что за превышение прейскурантной цены ремонта владельцу станции грозит весьма серьезное наказание.
При стоимости нормo-часа 65,5 долл. цена «среднего» ремонта невысока. Например, восстановление машины после лобового «удара» с заменой крыла, рихтовкой двери, капота и последующей окраской оценивается приблизительно в 600-700 долл., что соответствует 12-14 часам рабочего времени, требуемого для проведения такого объема работ.
Производственная площадка - это единое помещение площадью около 1500 м2, с одной стороны которого сосредоточены кузовные стенды, а с другой - расположены три малярно-сушильные камеры, одна из которых конвейерного типа. Имеется лаборатория цветоподбора и приготовления эмалей. Вдоль стен - участки подготовки, часть из которых снабжена ножничными подъемниками, и каждый из них обязательно оборудован двумя системами пылеудаления: индивидуальной для шлифовальных машинок и общей, позволяющей грунтовать отдельные элементы без использования сушильной камеры. Часто используется боковая система вытяжки, снабженная легкосъемными фильтрующими элементами.
В общем-то, самое обычное оборудование - многие из отечественных СТО, описанные на страницах нашего журнала, оборудованы ничуть не хуже. Те же шлифовальные машинки, те же расходные материалы, те же лакокрасочные системы (как правило, DuPont или Sikkens). Единственной «редкостью» является специальный вибрационный смеситель эмалей - шейкер да, пожалуй, установка для очистки окрасочных пистолетов, специально предназначенная для работы с водорастворимыми эмалями.
Особо следует выделить наличие большого количества вспомогательного оборудования, способствующего созданию удобств на рабочем месте. Это - различные роликовые устройства для уклеечных материалов, рабочие тележки, емкости для отработанных материалов, катушки для электрических проводов, локальные светильники и т.п. Все это позволяет поддерживать удивительную чистоту и порядок, а самое главное, резко сокращает время выполнения любой операции.
На станции заняты 8 рабочих, каждый из которых, согласно трудовому законодательству, имеет пятидневную рабочую неделю, длительностью 38,5 часов. Переработки исключены. Трое рабочих занимаются арматурными и кузовными работами, а остальные связаны с процессом окраски. Все получают фиксированный оклад, который зависит только от квалификации и укладывается в интервал от 1500 долл. до 2000 долл. Заработная плата не зависит от загрузки станции и качества выполнения работ. Качество просто не может быть плохим и определяется, в первую очередь, соблюдением строжайшей технологической дисциплины, основанной на рекомендациях производителей автомобилей и лакокрасочной системы. При такой организации для рабочего не может быть выгодных или невыгодных работ и попыток сэкономить время или материал на какой бы то ни было операции.
Переоценить роль менеджмента на европейской СТО невозможно. Именно руководство обеспечивает равномерный рабочий цикл, а все отведенное законом рабочее время сотрудники используют с толком, принося заранее рассчитанную прибыль. Конечно, экономические расчеты являются коммерческой тайной предприятия, но для нашего журнала было сделано исключение, и мы получили полную коммерческую информацию о работе станции. Естественно, мы приводим только некоторые цифры из этого отчета.
Общий оборот станции за год - 1,3 млн. долл. При этом выполнено работ на сумму 951 тыс. долл. Остальное - стоимость запасных частей и расходных материалов. Вдобавок, станция получила прибыль за счет торговли запасными частями, но это - тема другой статьи. Для справки: стоимость оборудования на станции - около 400 тыс. долл.
Чистая прибыль станции за год составила 196 тыс. долл., с учетом наценки на установленные запасные части (67 тыс. долл.). Легко подсчитать, что каждый рабочий приносит 24,5 тыс. долл. прибыли в год.
Остальные деньги уходят на неизбежные расходы: заработная плата, социальные налоги, оплата счетов за воду, электричество, амортизационные отчисления... Всего более 50 позиций.
Не знаю как вас, уважаемый читатель, а нас в этой статистике поразила одна цифра - объем выработки каждого рабочего станции. Даже при стоимости нормо-часа, превышающей отечественный показатель, такая прибыль является мечтой для российских СТО. Оборудование у нас не хуже, материалы те же, экономические условия: налоги, обязательные платежи, как минимум, не выше, квалификация рабочих не ниже, а вот производительность труда оставляет желать лучшего. Так в чем же дело?
Факторов много, все не перечислить, однако главные выделить можно. До сих пор многие автосервисные мастерские, занятые кузовным ремонтом и окраской, не могут себе позволить вкладывать достаточные средства в приобретение современного оборудования и полных окрасочных систем. Получается замкнутый круг: мастерская производит только дешевый ремонт и не получает достаточной прибыли, необходимой для покупки оснащения, позволяющего проводить достойно оплачиваемые работы.
Есть и еще причины, можно сказать, внеэкономического характера. С начала 90-х годов прошлого века прошло не так уж много времени. Еще каких-нибудь 6-7 лет назад автомастерские, организованные людьми, страшно далекими от автосервиса, работавшие по технологиям прадедов с использованием случайных материалов, зачастую преуспевали. Память об этом «смутном» времени жива, и многим кажется, что этот период еще продолжается.
Однако времена изменились. Кузовной ремонт стремительно приобретает черты современного промышленного производства, требующего точного расчета, передовых технологий, надежной информации, соответствующей квалификации и дисциплины рабочих, инициативных менеджеров. Без этого высокой рентабельности добиться нельзя.
Как ни странно, первыми изменения экономической ситуации почувствовали передовые фирмы, заинтересованные в долгосрочном расширении сбыта в Россию лакокрасочной продукции. Ведь расширение их сбыта зависит не от количества вновь организованных сервисов и не от числа установленных там миксеров, а в первую очередь, от успешной работы этих предприятий. Недаром целью работы самых «продвинутых» поставщиков (таких, как компания «Технолак», поставляющая в Россию материалы DuPont Refinish, и фирма «Акзо Нобель Автопокрытия», предлагающая систему Sikkens), становится не просто продажа материалов, а внедрение успешной бизнес-технологии с использованием этих материалов. В настоящее время такие фирмы предлагают не просто банки с эмалью или инструмент для ее нанесения, а выверенную систему, позволяющую их партнерам работать с максимальным эффектом.
В список услуг входит поставка необходимого оборудования, помощь в отладке технологических и экономических процессов, обучение кадров, причем не только маляров, но и мастеров, и менеджеров. А это особенно важно для России, где фактически отсутствует система профессиональной подготовки среднего звена работников автосервисов. Наверно поэтому в российском автосервисе так распространилась сдельная форма оплаты труда, при которой руководство вместо того, чтобы добиться высокой производительности труда рабочих, имеющих фиксированную заработную плату, фактически самоустраняется от процесса управления производством, как бы говоря, - работайте, как хотите, но 40% или 60%, неважно сколько процентов, отдайте. Ну, вот рабочие и работают, кто во что горазд, заботясь скорее о своих интересах, чем об интересах развития станции.
Наш журнал не может оставаться в стороне от происходящих в российском автосервисе процессов и мы, продолжая рассказывать о работе современных автосервисов, будем уделять больше внимания тому, как нужно работать, опираясь при этом на опыт лучших, наиболее эффективных предприятий.