Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Выставочные галереи. Продажа картин
Если вы не умеете рисовать, но желаете жить в мире искусства и быть всегда окружены его произведениями — добро пожаловать в галерейный бизнес! На этом еще можно и деньги зарабатывать.
1. Помещение
Начинать открытие собственной галереи нужно с выбора помещения под нее. Это — основа основ, поэтому делать выбор нужно весьма продуманно, взвешивая все «за» и «против». Критерии, которыми нужно руководствоваться: площадь помещения и расположение.
Площадь . Площадь помещения должна быть не менее 200 м?. Не думайте что это много, все метры «разойдутся». Под офис пойдет ~ 15 - 20 м?, под запасник (хранение картин) ~ 30 - 50 м?, под технические помещения (хранение оборудования и проч.) ~ 50 м?. Итого, под сам выставочный зал у вас останется в лучшем случае 105 м?, в худшем — 80 м?. Если же вы считаете, что для вашей галереи хватит и 50 м?, значит вы не учли две детали: во-первых, галеристам и оформителям будет довольно трудно «развернуться» на столь крохотном пространстве, во-вторых, беря малое помещение, вы выставляете меньше картин. Меньше картин > меньше продаж > меньше прибыли. А меньше прибыли, следовательно, больший срок окупаемости вложений. Задумайтесь об этом серьезно.
Расположение . Удачное расположение — это 50% успеха. Не стоит рассматривать спальные районы — это изначально провальный вариант. Помещение должно находится в центре города, где чаще всего вращается та самая интеллигентная прослойка общества, которая интересуется искусством и покупает его. Хотя опытные галеристы и гуру бизнеса по продаже картин утверждают, что нет лучшего места для новой галереи, чем рядом с уже существующими. Люди приходят туда с четкой целью посетить выставку, и непременно заглянут к вам, увидев, что открылось «что-то новенькое».
Финансовая сторона вопроса такова: для покупки помещения вам понадобится ~ $150 000 - $200 000. Для аренды ~ $1 500 - $3 000 ежемесячно. Если помещение уже имеется, то задуматься стоит о его состоянии. Нужен капитальный ремонт? Приготовьте еще ~ $3 000. Даже если состояние идеальное, нужно установить сигнализацию и систему видеонаблюдения (~ $1 000). Вы ведь собираетесь хранить там произведения искусства, а это бесценно! Добавьте к этому еще и работу над освещением (~ $500 - $700). Кроме того, поинтересуйтесь отоплением — сохраняются ли в помещении стабильные температурные режимы в течение всего года?
2. Картины
Картины — это сам товар, который вы будете предлагать покупателю, поэтому в нем вы должны разбираться лучше всего. Совершенно неважно будут здесь выставляться ваши или чужие картины, главное чтобы этот автор к тому моменту уже хорошо продавался. Выбирайте художников, творчество которых заинтересовало общество и оно готово платить за него деньги. Последний пункт очень важен, потому что разница между «нравится» и «хочу приобрести» в данном случае существенная.
Специфика данного бизнеса такова, что экспозицию (да и галерею в целом), оценивают по работе не самого сильного, а самого слабого автора. Как это определить? Здесь на помощь приходят опять-таки советы бывалых: художник оценивается по событиям, в которых принимали участие его работы. Это может быть все, что угодно — галереи, выставки, различные мероприятия. Так что, выбирая авторов, ориентируйтесь, не только на современный мейнстрим, но и на эти показатели.
3. Сотрудники
Обычно полноценная работа художественной галереи зависит от пяти основных человек:
- Куратор — ведает организационными вопросами, инициирование и проведение выставок;
- Галерист (он же арт-менеджер) — определяет формат выставок и художественные направления, общается/договаривается с художниками;
- Экспозиционер — создает саму экспозицию, оформление выставки, работает с пространством;
- Консультант — всегда присутствует на выставке и общается с посетителями и потенциальными покупателями;
- Пресс-секретарь — общается с прессой, СМИ и различными изданиями.
Заработная плата каждого из них ~$200 - $500 в месяц. Сами решайте на ком из них экономить и кого можно заменить собой…
4. Финансы
Вот самый главный вопрос при открытии собственного бизнеса : откуда брать деньги? Вы вряд ли начинаете все это для того, чтобы потратить деньги, скорее для того, чтобы их заработать. Следовательно, у вас их изначально нет и надо откуда-то взять. Вариантов не так уж много, а точнее всего три: банковский кредит, спонсор и соавторство. Далее идут плюсы и минусы каждого из них.
Банковский кредит
хорошо — дадут денег сразу и сколько нужно;
плохо — их придется отдавать, к тому же с процентами.
Спонсор
хорошо — дадут денег сразу и сколько нужно;
плохо — если прогорите, можете не рассчитывать на вторую попытку.
Соавторство
хорошо — наличие единомышленников, которые также заинтересованы в успехе, как и вы;
плохо — здесь далеко не все будет зависеть от вас.
Допустим, вы определились из какого источника поступит финансирование, следующий логичный вопрос: сколько? Чтобы определить сумму, нужно составить список трат, которые ждут вас. Итак, основные статьи расходов (расчет сделан по минимальным ставкам на первые три месяца):
- Аренда помещения — $4 500
- Капитальный ремонт (если нужен) — $3 000
- Оборудование (выставочные стенды, подвески для картин) — $400
- Освещение — $500
- Установка сигнализации и системы видеонаблюдения — $1 000
- Расходы на охрану во время выставок (с учетом того, что у галереи будет по 20 рабочих дней в каждом месяце) — $ 4 000
- Зарплата сотрудникам — $3 000
Итого: $16 000
Немного… и немало, смотря по каким меркам судить. В противовес им, статьи прибыли менее разнообразны:
- Продажа картин (основная)
Пока же этого не происходит, на первых порах можно установить символическую плату за вход — она не отпугнет настоящих ценителей искусства, зато поможет отсечь нецелевой безденежный контингент. Также можно брать небольшую плату с самих художников за участие в выставке.
6. Реклама
Эффективная маркетинговая стратегия — основной залог выживания вашего бизнеса. Правильно проведенная кампания, составленная репутация галереи поможет преодолеть тот порог отчужденности, что изначально существует между продавцом и покупателем, и они начнут приобретать у вас картины легко и рекомендовать вас знакомым.
Вообще такие ходы можно доверять профессионалам, но не делайте большие ставки только на внешнюю рекламу и печатную продукцию, станьте сами ближе к покупателю. Присутствуйте на выставках, общайтесь с ними лично и не упускайте повод лишний раз пропиарится. Например, выставки необычного формата, какие-либо выездные мероприятия, и т.д.
P . S .
Ну и напоследок, пару слов о том, что не было упомянуто в статье, но о чем следует знать:
- оформление документов при создании собственной галереи не требует каких-либо особенных процессов, поэтому не должно вызвать у вас особых затруднений;
- такого понятия как «проверки» для художественных галерей в России пока не существует;
- срок окупаемости вашего бизнеса по продаже картин зависит исключительно от вашей стратегии его ведения;
- если вы установили определенную ценовую политику для своей галереи — не снижайте ее.