Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>По предварительным подсчетам чиновников и ученых, это обойдется в 360 млрд гривен. Половину из этих денег возьмут из государственного бюджета, 20 млрд гривен поступит от международных организаций. Остальное должно быть профинансировано за счет средств украинских и иностранных инвесторов.
Писать планы – особенность украинской власти. У нас уже есть Программа экономических реформ президента, Программа развития внутреннего рынка. Ежегодно Виктор Янукович утверждает нацпланы проведения реформ на текущий год. Выполняется далеко не все. Но новая Госпрограмма активизации экономики – это наиболее детальный документ, прошедший через Министерство финансов с 2010 года (с момента принятия Программы реформ президента), говорит собеседник Forbes в одном из департаментов Минфина, в котором Госпрограмма была на согласовании.
Один из авторов «Госпрограммы активизации», директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец уверен, что все инициативы, заложенные в нынешней программе – реальны. «Теперь дело за внедрением их в жизнь», – добавляет он.
Предложения чиновников самые разные. Часть – нереализованные старые идеи, такие как строительство первой линии метро в Донецке. Есть и пространные предложения, вроде создания хороших условий для бизнеса. Но много и конкретных мер.
Forbes отобрал 8 наиболее детализированных предложений чиновников, которые могут коснуться украинского бизнеса уже в 2013-м.
1. Долой лишние льготы. Идея министра финансов Юрия Колобова станет реальностью: по его подсчетам, в год украинский бизнес получает до 100 млрд гривен в виде налоговых преференций. Власть обещает провести аудит существующих налоговых льгот – и ликвидировать неэффективные. К примеру, в правительстве предлагают вернуть уплату НДС при импорте лекарств – хотя и ввести его в размере 7%, а не 20%.
2. Возвращение большой игры. В 2013 году чиновники обещают разработать закон «Об азартных играх». Последние четыре года в стране действует мораторий на казино и игорные залы.
3. Кто платит. Чиновники хотят, чтобы плательщиков экологического налога стало больше. Этот вид налога, вместо существовавшего сбора за загрязнение окружающей среды, появился в Украине в начале 2011 года, когда в силу вступил Налоговый кодекс.
4. Работодатель под надзором. Уже в этом году чиновники хотят ввести новые штрафы для компаний. Если работодатель внебюджетной сферы опоздает с выплатой зарплаты, ему грозит штраф в размере 0,5% от ее суммы, который он должен уплатить в бюджет (сверх компенсации наемному сотруднику).
5. Виноваты все. Отвечать за зарплаты в конвертах теперь будет не только работодатель (который сейчас несет как административное, так и уголовное наказание), но и сотрудник.
6. Своим везде дорога. Украинские компании получат конкурентное преимущество перед иностранными «коллегами»: правительство разрешит им заключать прямые договоры с государственными органами без проведения тендеров. Взамен компании должны будут получить внутренний сертификат товаров украинского производства. «Сегодня таких преференций нет. Это приведет только к ограничению рынка государственных закупок», – уверен эксперт проекта ЕС по гармонизации сферы конкуренции и государственных закупок Валентин Деревянкин.
7. Еще один государственный банк. За два года в Украине хотят создать Государственный банк развития. По словам премьер-министра Николая Азарова, банк будет предоставлять коммерческим банкам долгосрочные ресурсы для кредитования модернизации экономики. Основные траты – 10 млрд гривен – на создание банка планируются в 2014 году. Деньги возьмут из государственного бюджета.
8. Машины на свалку. В этом году планируют утвердить механизм утилизации старых автомобилей. В России государственная программа по утилизации стартовала еще три года назад: россияне сдают в утиль машины старше десяти лет, взамен получая скидку на покупку авто отечественного производителя. В Украине вопрос оказался дискуссионным. В правительстве уже разрабатывали несколько таких программ, их суть – чтобы за утилизацию авто платили производители и импортеры. Те, конечно же, против, но основная причина того, что вопрос застопорился – в другом. Два украинских производителя – корпорации «Богдан» и «Укравто» – пролоббировали для себя льготы по уплате сбора, который не устроил их конкурентов.