Трудовой кодекс

2012-11-18 08:12
29
21953
Налоговая предлагает подоить "священную корову"
Налоговая система, при которой налоги платит только некоторая часть бизнеса, не может обеспечить достаточных поступлений в бюджет. ГНСУ предлагает обложить налогом электорат

По данным источников ZN.UA, в ходе одного из недавних правительственных совещаний с участием премьер-министра Николая Азарова, посвященных анализу ситуации с госбюджетом и его поступлениями, глава Государственной налоговой службы Александр Клименко высказался за необходимость введения всеобщего декларирования доходов.

По самым приблизительным подсчетам, эта инициатива, в случае ее реализации, коснется около 30 млн. украинцев (всего трудоспособного населения Украины и, возможно, значительной части пенсионеров).

Прежде всего, необходимо отметить, что намерение инициировать рассмотрение парламентом введения всеобщего декларирования доходов граждан у налоговиков действительно есть. В ответ на запрос ZN.UA в Государственную налоговую службу ее глава Александр Клименко это подтвердил.

Надо сказать, что информация о возникновении у налоговиков подобной идеи и взятии этого вопроса «в разработку» впервые появилась в отечественных СМИ в начале июня нынешнего года. Тогда директор департамента налогообложения физических лиц ГНСУ Вячеслав Бусарев сообщил о намерении фискалов инициировать введение всеобщего декларирования доходов гражданами уже в 2013 году, для чего была начата подготовка соответствующих изменений в действующий Налоговый кодекс. При этом представитель ГНСУ заявил, что в случае, если это предложение будет принято и проголосовано Верховной Радой, можно прогнозировать троекратное увеличение сбора налогов с граждан.

Журналисты подсчитали, что если согласно бюджетному закону на текущий год от налога на доходы физлиц (НДФЛ) в казну должно поступить около 7,2 млрд. грн., то можно ожидать увеличения доходов по этой статье до 21,6 млрд. грн. Также следует отметить, что соответствующее увеличение доходов должно было бы отразиться, в первую очередь, на местных бюджетах, куда традиционно идут отчисления по НДФЛ.

Налоговик также заявил тогда, что в госслужбе уже подготовлена новая, упрощенная, форма налоговой декларации. К слову, на 1 июля 2012-го в органы ГНСУ декларации об имущественном состоянии и доходах, полученных в 2011 году, подали 624,6 тыс. граждан Украины. То есть не более полутора процента общей численности населения. Общая сумма задекларированного при этом дохода составила 36,6 млрд. грн.

Как видно, поступления от налога на доходы физических лиц в Украине составляют лишь достаточно мизерную часть бюджетных доходов. В то же время в развитых странах ситуация отличается разительно. Так, согласно подсчетам экспертов, поступления индивидуального подоходного налога в консолидированном бюджете составляют в США 60%, в Великобритании, Швейцарии, Швеции — по 40%, странах ОЭСР — в среднем 30%, а вместе со взносами на социальное страхование, взимаемыми, как и подоходный налог, с общей базы, — 55%.

При этом всеобщее декларирование как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия теневой экономике применяется во многих странах. В частности, в США, Германии, Франции, Швеции, Финляндии, Дании, Австралии, Италии, Новой Зеландии, Сингапуре, Швейцарии, Чили.

Новый этап имплементации этой реформы с 1 января 2013 года стартует в Чехии. Планировали ее начать с этой же даты и в Казахстане, но там реализацию этого намерения пока отложили на два года.

Стоит сказать, что в Украине первоначально эта идея фискалов вызвала очень серьезное неприятие у представителей депутатского корпуса, от которых зависит прохождение соответствующих законодательных инициатив через парламент. Причем не только у оппозиционеров. Так, бютовец Сергей Терехин в комментариях для ТСН.ua усомнился в психическом здоровье инициаторов этого предложения. Тарас Чорновил предположил, что вся история с всеобщим декларированием нужна только для одного — чтобы «кошмарить» население и всех держать на крючке. А регионал Алексей Плотников заявил, что не видит в этом большого смысла, так как «те, кто уклонялся от уплаты налогов, и теперь будут уклоняться».

Впрочем, не исключено, что на тональность и экспрессивность этих комментариев во многом влияло и приближение уже состоявшихся парламентских выборов. Независимые эксперты высказывались по этому поводу более оптимистично.

Так, эксперт по вопросам бюджетной политики Ассоциации городов Украины Александр Слобожан в комментариях для ZN.UA заявил, что постепенное развитие системы всеобщего декларирования доходов граждан будет способствовать «детенизации» экономики Украины и усилению борьбы с коррупцией в государстве. Правда, для этого необходимо обязательно распространить декларирование расходов на всех госслужащих и политиков, членов их семьи до третьей линии родства. При этом параллельно нужно вводить действенную систему привлечения к ответственности (как административной, так и уголовной) за нарушение «декларувальних» правил.

Отсутствие исключений, обеспечивающее соблюдение социальной справедливости, — одно из ключевых условий, которое необходимо соблюсти в ходе реформы. «Пока власть не начнет жестче контролировать богатых, большая часть общества вряд ли будет приветствовать внедрение обязательного декларирования доходов, — считает заместитель главы Федерации профсоюзов Украины Владимир Кондрюк. — Налоги должны платить все, о чем должен идти разговор и в детском саду, и на заседаниях Кабинета министров. Общество, СМИ должны создать атмосферу тотальной нетерпимости к неплательщикам налогов, а Фемида должна демонстрировать неотвратимость наказания за невыполнение общественной обязанности по уплате налогов».

К этим словам сложно что-то добавить за исключением того, что высшим госчиновникам и политикам нужно начать этот процесс даже не с богатых, а с себя.

В «PricewaterhouseCoopers» Украина обращают внимание на принципиальное отличие в ментальности налогоплательщиков в постсоветских государствах и в так называемых странах британского права.

«Если мы говорим о доходах, в Украине или России, на территории бывшего Советского Союза все, как правило, оперируют категориями „чистой“ месячной зарплаты. Если мы говорим о доходах в западных странах, например англосаксонского менталитета — Великобритании, Австралии, США, там оперируют категориями валового годового дохода. Если вы скажете англичанину, что получаете 100 тыс., то англичанин подумает, что речь идет о 100 тыс. фунтов валовых в год, американец будет думать о 100 тыс. долл. валовых в год», — говорит партнер PwC в Украине Олег Тымкив. «И здесь тоже есть важный психологический фактор, — поддерживает своего коллегу еще один партнер PwC в Украине Вячеслав Власов. — Там люди в результате четко понимают, сколько они всего заработали и сколько уплатили государству налогов. У нас же налоги удерживаются, как правило, работодателем, поэтому если вас попросить отчитаться за последние два-три года, то это превратится в серьезную головную боль. А сумму вы вряд ли назовете даже приблизительно».

Исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук считает, что всеобщее декларирование доходов, а также собственноручная уплата налогов позволят гражданам четче представлять, сколько средств они отдают государству. А это, в свою очередь, породит более острое неприятие фактов неэффективного использования бюджетных средств.

«Предприниматели собственноручно платят налоги в бюджет. Поэтому очень часто оказывают серьезное сопротивление, когда госслужащие требуют взятки или просто неэффективно расходуют средства бюджета», — констатирует эксперт. При этом, по его мнению, обязательным условием введения всеобщего декларирования доходов населением является простота соответствующих процедур, желательно — в электронном виде без личного общения с налоговиками. Кроме того, перед полномасштабным запуском такой системы ее следовало бы досконально протестировать. Ну и, наконец, должна быть неотвратимость ответственности за неправильно поданную информацию, солидарен со своими коллегами г-н Боярчук.

Таким образом, более четкое понимание суммы уплаченных государству налогов стимулировало бы и более высокую ответственность за принимаемые властью решения. В том числе и на местах. Ведь если гражданин четко понимает и осознает, что из его собственного кармана в местный бюджет выплачено за прошлый год столько-то тысяч гривен (и таких еще столько-то тысяч/десятков/сотен тысяч человек), то у него сразу должен возникнуть логичный вопрос — а на что мои/наши деньги потрачены? Почему вместо того, чтобы поменять прорванную ржавую трубу, отремонтировать дорогу, школу или больницу, облагородить сквер или придомовую территорию, общественные деньги тратятся, например, на невразумительную «социальную рекламу»? Или пропаганду и агитацию за местного чиновника, потратившего большую часть этих самых общественных денег вовсе не по их прямому назначению? И так далее, и так далее, и тому подобное…

В результате интересы собственного кармана начинают культивировать в общественном сознании не печально известное украинское «моя хата с краю», а один из самых знаменитых политических лозунгов последних двух с лишним веков — «никакого налогообложения без представительства» (no taxation without representation), под которым британские колонии в Северной Америке начали борьбу за независимость.

Конечно же, сложно не согласиться, что к подобной перемене общественных отношений украинское общество пока действительно не готово. Как и нет пока четких ответов на вопросы по поводу того, как технологически решить проблему не только сбора и анализа в едином центре огромных массивов информации (чаще всего конфиденциальной) о большинстве граждан страны, но и как уберечь эту информацию от недобросовестного использования и утечки? Как увязать «во времени и пространстве» другие важные компоненты этой реформы — амнистию капиталов, косвенные методы налогообложения (по расходам) и т.п.? И главное — как добиться общественного доверия к столь чувствительной инициативе (ведь государство действительно собирается заглянуть своим гражданам в кошельки, карманы и загашники)?

Вопросов, увы, пока значительно больше, чем ответов.

По материалам: zn.ua
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев