Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Министерство труда и социальной политики подготовило несколько законопроектов, направленных на борьбу с теневыми зарплатами. По словам первого замминистра соцполитики Василия Надраги, эти документы в ближайшее время будут внесены на рассмотрение в Верховную Раду. О том, что вероятность принятия этих законопроектов достаточно велика, говорит тот факт, что Виктор Янукович еще во время открытия текущей сессии ВР высказался о необходимости принятия данных законов - "ради повышения доходов населения и стабилизации бюджета Пенсионного фонда".
По оценке вице-премьер министра по социальной политике Сергея Тигипко, объем теневых зарплат в Украине - 140 млрд. грн. А премьер-министр Николай Азаров как-то заметил, что из 20,5 млн трудоспособного населения Украины 6 млн лиц являются официально нетрудоустроенными. То есть отчисления в ПФ платят лишь 14 млн активного населения. Премьер намекал на то, что "официально нетрудоустроенные" на самом деле работают, но нелегально. По его мнению, в случае легализации зарплат, бюджет ПФ сможет "дополнительно получить" около 50 млрд грн.
Однако реальная картина выглядит иначе. Во-первых, заявленное количество официально нетрудоустроенного населения сопоставимо с количеством украинских гастрабайтеров. По оценке президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, эти люди только за девять месяцев прошлого года легально перечислили в Украину валюты на 4,89 млрд долларов. Во-вторых, усиление контроля над оплатой труда и ужесточение санкций приведет лишь к оттоку бизнеса в тень. Ведь сегодня нагрузка на Фонд оплаты труда (ФОП) составляет более 50%. Если предположить, что все украинские компании будут платить только белую зарплату, то многим украинским предприятиям придется объявить о банкротстве. Экономический ущерб при таком повороте событий окажется гораздо больше, чем нынешний кризис. Со всеми вытекающими последствиями: от безработицы до падения ВВП. В то же время, правительство никак не хочет пересмотреть ставки единого социального взноса хотя бы для самого мелкого бизнеса. Реакция от такой реформы будет сродни последствиям от принятия Налогового кодекса, когда сотни тысяч предпринимателей свернули свой бизнес.
Конечно, никакие законопроекты не заставят работодателей платить только белую зарплату. И это обнадеживает. Пугает другое. Эти же законопроекты, как уже говорилось, еще больше загонят экономику в тень.
Итак, что же конкретно предлагает Минсоцполитики? Прежде всего - ручное управление оплатой труда. А именно, - кроме минимальной заработной платы предполагается ввести, так называемую, гарантированную. Ставка сотрудника того или иного уровня в разных сферах производства не может быть ниже определенной суммы. При этом гарантированную зарплату будет устанавливать правительство. Стоит отметить, что идеология минимальной зарплаты (МЗП) состоит в том, что государство должно обеспечить работнику условную продуктовую корзину. Ставка МЗП устанавливается ежегодно законом. В случае же с гарантированной зарплатой, непонятно по каким критериям ее будут определять, сколько раз в году Кабмин сможет пересматривать свое решение и пр. Как в таких условиях работать бизнесу, планировать бюджет и оптимизировать затраты - остается загадкой. С другой стороны, сохраняются возможности для схем минимизации налогообложения ФОП.
Очевидно, что предложенная правительством система не сможет работать без жесткого контроля. Потому предусматривается создать контролирующий орган с полномочиями, которым, наверное, позавидует даже налоговая. Речь идет о существенном расширении возможностей Государственной инспекции по вопросам труда. Данная структура была создана еще в апреле прошлого года на базе Департамента по труду профильного министерства. Теперь же новое ведомство получило статус центрального органа исполнительной власти, подчиненного непосредственно Кабмину (напомним, до 1996 года налоговая служба также функционировала лишь в составе Минфина).
Вместе с зарплатными законопроектами Минсоцполитики обнародовало проект своих изменений в КЗоТ. Этот документ предлагает значительно расширить права ревизоров упомянутой Госинспекции. В частности, трудовым инспекторам предлагается предоставить право беспрепятственно и без предварительного оповещения в любое время посещать все помещения предприятий и рабочие места сотрудников. Ревизоры получают право доступа к помещениям и сооружениям, в которых находятся физлица, "относительно которых имеется достаточно оснований считать, что они исполняют трудовые обязанности". Кроме того, чиновники смогут изучать любые документы юрлиц, задавать вопросы руководителям предприятий, выносить им обязательные к исполнению предписания, составлять админпротоколы, требовать у сотрудников паспорта, проводить кино-, фото -, аудиофиксацию проверок и т.д.
В правительстве, вероятно, надеются, что потери бюджета, связанные с сокращением количества предпринимателей после такой реформы, будет компенсировано за счет штрафов. Скорее такую логику, чем желание упредить конвертные зарплаты, можно увидеть в предложенной правительством системе штрафов за нарушения в сфере оплаты труда. В частности, за уклонение от официального оформления работников предлагается штрафовать работодателей на 34 тыс. грн. за каждого неоформленного. За уклонение от уплаты единого соцзноса - штраф до 17тыс. грн. За выплату зарплаты ниже минималки - 11,9 тыс. грн. за каждого. За неполную выплату зарплаты - 2250 грн. за каждого. При чем, в соответствующем законопроекте предусмотрен штраф и за "другие нарушения требований законодательства о труде" - 510-1700 грн. (отсюда следует нехитрый, в сущности, вывод - размер минимальной взятки составит 500 грн.). При этом ответственность трудового инспектора за неправомерные действия в документе не предусмотрена. А за препятствование его работе виновный будет наказан штрафом до 2250 грн. Более того, обсуждается вопрос введения уголовной ответственности "за грубое нарушение законодательства о труде" - вплоть до пяти лет лишения свободы.
Но украинские реалии таковы, что по крайней мере половина суммы от ожидаемых санкций осядет в карманах чиновников. Апологеты реформирования системы оплаты труда предлагают стимулировать самих сотрудников стучать на своих работодателей. При чем, в качестве стимула будет не пряник, а кнут: на данный момент обсуждается сумма штрафа для работников за то, что они знали о начислении черных зарплат, но не сообщили об этом в соответствующие органы…
Стоит ли при таких подходах говорить о какой-то дерегуляции предпринимательской деятельности или улучшении условий ведения бизнеса?
Что предлагает Минсоцполитики
1) Установить минимальную зарплату для квалифицированных специалистов, чтобы работодатель не мог отделаться выплатой минимально допустимого оклада.
2) Создать Госинспекцию по вопросам труда, которая получит полномочия, сопостовимые с полномочиями налоговой.
3) Предоставить "трудовым инспекторам" право внезапно проникать в любые производственные помещения, требовать документы, опрашивать сотрудников и т.д.
4) Ввести новые штрафы за уклонение от уплаты обязательных платежей на фонд оплаты труда - от 510 грн. до 17 тыс. грн. за каждого работника.
5) Заставить работников сообщать "куда надо" о теневых зарплатах.