Законы, кодексы, проекты
Экономика 21. Цифровая цензура (+ видео)
Метаморфозы живой цензуры неисчислимы и многообразны. Выходя за узкие пределы государственных механизмов, она поселилась на просторах социальных сетей и в запутанных лабиринтах искусственного интеллекта
Мир, в котором мы живём, сложен и многомерен. Как много меняется в нём! Перемены настигают одна другую, перекрываются и смешиваются. Иногда нам кажется, что так было всегда. Но нет. Не всегда так было. Давайте посмотрим, на-пример, на цензуру. Как она смешалась с понятием свободы слова и самовыражения в последние годы.
Многослойность Интернета
Раньше цензура была функцией государства. Правительство страны содержало целую армию цензоров, а так же люстраторов, досматривающих частную и корпоративную переписку. От люстраторов поступала информация, а цензоры препятствовали её распространению. Так или иначе, но цензура работала в "интересах государства", в интересах той власти, которая правила страной. Тогда цензуру можно было отменить или ослабить при более демократичной власти.
Но это было тогда. С приходом к власти людей-государств всё изменилось. Обычные государства стали демократическими, то есть, ослабили или вообще отменили цензуру - она перестала быть им подвластна, вышла из их функциональных обязанностей. Но существовать не перестала. Цензура, как важная функция не демократической власти, перешла к людям-государствам. Это произошло как бы само-собой, как бы автоматически с переходом высказывания своих мыслей народами в цифровую форму.
Высказывание "своих" мыслей, "своей" точки зрения в "бумажном выражении" - в книгах, журналах и газетных статьях - тоже осталось, но там действует ещё более жесткая цензура. Доступ туда закрыт вполне "демократической" формулировкой - "не соответствует редакционной политике". Или чем-то подобным. В-общем, "иззя". А в интернете печатай любую мысль. Про плоскую землю, про живого волшебника, про говорящих слонов - здесь всё "проходит", но на глаза никому не попадётся.
Формула цензуры
Изменилась формула цензуры. Если раньше текст не пускали в печать, кино или музыку не пускали в прокат, то теперь всё печатается и публикуется, но не смотрится и не читается. Вроде и цензуры нет, но и цели ваше произведение не достигает. Как так, удивится человек, который не пишет. А поиск по ключевым словам, а самый мощный поисковик Гугл? Да, всё это есть, но найти неугодный Гуглу текст или видео невозможно. Всезнающий Гугл его "не видит" и всё тут.
Способов "не увидеть" - великое множество. Во-первых, выдача огромной массы материалов по вашему запросу - миллионы позиций. Дальше вы смотрите глазами и... не находите то, что искали. Может Гугл и выдал нужный вам материал, но он на странице, до которой у вас не хватило терпения досмотреть. Ну, у кого хватит терпения внимательно просмотреть несколько миллионов страниц, несколько десятков или сотен миллионов страниц.
Во-вторых, сортировка страниц в выдаче. И так далее. В-общем, если Гуглу сказали какие-то страницы "потерять", у его искусственного интеллекта (ИИ) есть достаточно способов это сделать. Может вы хотите попробовать альтернативные поисковики? Попробуйте. Я пробовал - там результаты ещё хуже. Да, можно пойти в библиотеку, покопаться в каталогах, полистать старые книги, но в старых книгах нет новой информации. Это полезно, если вы ищете что-то из области древнего Рима. Но после 1917 года искать информацию в библиотеках тоже бесполезно.
Информационный ресторан
По прошествии некоторого времени вы, возможно, встретите в интернете искомую информацию, но время безнадёжно упущено. Сегодня информация стареет быстро. Распространение информации уже не нужно разрешать или запрещать, достаточно просто "придержать" её на некоторое время, и цель Гугла достигнута. Цензуры нет, но пользователи получили не актуальную для них информацию.
Таким образом, уже сформирована не просто цифровая цензура, а информационная основа системы цифровых знаний. Или цифровая система знаний, которая уже может жителям каждого континента планеты, любой страны, каждого города или села, каждому жителю этого села предоставлять отдельно приготовленное для него информационное блюдо. Эта система уже прекрасно работает, особенно для людей, зависимых от информационных сетей.
Сегодня каждый человек находится в своеобразном информационном коконе. И если такая особь не имеет альтернативных источников знаний, на-пример, качественного школьного образования, хорошего университета за спиной, то перед информационным коконом она бессильна. Искусственный Интеллект (ИИ) сможет легко доказать практически каждому жителю планеты, что Земля плоская, как блин; что жук богомол бывает огромным, как дерево дуб; а глобальное потепление возникло и растёт из-за парниковых газов, слишком шумно вырывающихся из нутра коров и домашних верблюдов.
Информационный замес
Сегодня мы с вами живём в сложное время. Онлайн образование делает своё дело в пользу ИИ. Нам ещё предстоит осознать, что образование и онлайн образование - это не одно и то же. Это не просто смена технологии донесения знаний ученикам. Это - монополизация знаний в ближней перспективе. Это унификация учеников, это подготовка детей к службе в армии и дальнейшей геройской гибели. Для такого занятия качественное образование ни к чему. Оно может только всё испортить.
Следует понимать, что монополизация и унификация не обозначают того, что дети на всей Земле получат одинаковое, качественное и всестороннее образование. Вовсе нет. Это приведёт к тому, что Лилипутам будет легко "объяснить" что яйцо на завтрак лучше разбивать с острой стороны, а их соседям Блефуску "научно" доказать, что яйцо нужно разбивать с тупой стороны. Вот война и готова! Мы должны чётко понимать, что инструменты монополизации и унификации сегодня находятся в руках огромных, но частных компаний. Их интересы, их действия не подвластны государственной машине и законам межгосударственных отношений.
Благодаря глобализации в мире образовались гигантские компании. Размеры их капиталов измеряются сотнями миллиардов долларов США. Эти капиталы сравнимы с валовым внутренним продуктом (ВВП) средних государств, но владеют и управляют этими деньгами частные лица. То есть, модифицированная цензура, унификация всех уровней образования производится частными лицами в своих частных интересах.
Дело времени
Государства, о руководителях которых мы спорим и выбираем туда "лучших", каждый по своим меркам и соображениям, не решают практически ничего в окружающем нас мире. Секрет в быстроте принятия решений. Частная компания, решения в которой принимает один владелец, гораздо мобильнее любого государства, а тем более, громадных объединений типа Европейского союза (ЕС), где решения принимаются месяцами. Представьте, что было бы, если бы подобная "команда" управляла автомобилем...
Примером опережающих действий частных компаний может служить служить создание и деятельность Искусственного Интеллекта. Эта штука (ИИ) родилась и действует в мире очень давно, но каких-либо законов, регулирующих разработку и функционал ИИ, нет до сих пор. В 2019 году 22 мая была предпринята попытка хоть как-то узаконить деятельность в области ИИ на международном уровне, но и она была провалена. С тех пор некоторые государства пытались принять местные законы о деятельности ИИ. Но и эти попытки не имели успеха. Попробуйте догадаться - по какой причине.
Ещё раньше нечто подобное происходило с деятельностью социальных сетей. По ним тоже нет международных соглашений до сих пор. Дело в том, что сегодня в мире сложились монархии нового типа - это люди-государства. Их международный бизнес построен без пошлин и другой таможенной волокиты. А денег у них уже столько, что можно организовать принятие или непринятие любого закона и в любой стране мира. То есть, государственной цензуры сегодня нет. Но есть "высшая цензура" в социальных сетях, в искусственном интеллекте и в обычных для нас бумажных СМИ.