Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Прогресс - удел сильных. Следуя по его извилистому пути к лучшей жизни, мы забываем о том, что нас кто-то ведёт по этой дороге. Нам кажется, что прогресс - это "столбовая дорога" по которой идут миллиарды людей. Но эту дорогу для нас кто-то проложил, кто-то возглавил наше движение по ней. А по пути ли нам с ними...
Путь Моисея
Классический пример - библейское вождение израильтян по пустыням пророком Моисеем. До земель Израиля была дорога и покороче. Но Моисей 40 лет водил людей по пустыням прежде, чем привести их в Землю Обетованную. Потому, что он так решил. Он решил, что так будет лучше. Но сколько его спутников и спутниц умерли по пути домой и где покоится прах их - история умалчивает.
Таков путь прогресса. И дело совсем не в том, что нет иных путей, а проблема в том, что это нужно знать, выбирать, самому отвечать за свои решения. Идти дружной колонной по "столбовой дороге" всегда проще. Но в мире денег всё выглядит немного не так, как с Моисеем.
Любую дорогу кто-то проложил, кто-то расставил знаки и нанёс разметку. Кто-то установил бесплатные туалеты, рестораны и заправочные станции. Кто-то создал систему навигации, которая направляет нас именно на этот путь... А мы идём (едем), радуемся качеству покрытия, любуемся видами и думаем, что всё это дано нам бесплатно.
Акт сделки
Сделка свершилась. Кто-то построил дороги и мы по ним идём. Но я хочу поговорить не о прелестях дорог, а о системе образования. Здесь происходит примерно то же. Кто-то нёс знания людям - это были учителя. Их услуги стоили дорого, но они того стоили. Человек, получивший образование, стоил очень дорого и его ценили всю жизнь за знания, которыми он владеет.
Но первая же попытка увековечить знания, была сделкой. Тот, кто хотел свои знания записать, должен был найти себе спонсора, так как предметы для записи знаний были очень дорогими. Таким образом, в распространении информации появился спонсор-заказчик и лицо, несущее знания в массы - учитель-исполнитель.
И даже в монастырях, где создавались многие рукописные книги, каждый монах имел свой круг обязанностей - "послух". Чтобы что-то писать, ему нужны были писчие принадлежности и разрешение старшего лица. Писательское дело должно быть включено в его "послух". А здесь уже появлялась группа заказчиков: руководитель монастыря и поставщик писчих принадлежностей. Отсюда дело быстро перешло к откровенному заказу, поступающему от третьих лиц.
Книга - лучший подарок
Так складывалась система образования. Люди уже не слушали одного учителя. Они читали книги под руководством учителя. Книга - записанные в ней знания - стали основой образования как системы, её хребтом. Но учитель мог изрядно корректировать односложные и слишком схематичные книжные знания. В этом состояла его историческая роль.
Потом появились программы обучения, советские и другие "ПедИны", сводившие роль учителя до уровня толкователя книжных знаний. Учителя с другой формой образования и дополнительными знаниями ушли в прошлое, оставив нас - учеников - наедине с библиотекой и библиотечными каталогами. Этим пользоваться не запрещалось, но такое черпание знаний требовало больших дополнительных усилий.
А книга - "источник знаний" и "лучший подарок" - незаметно превратилась в "краткий курс истории КПСС" и другие назидательные писания. Но доходило и до смешного: "Материалы ХХ съезда КПСС" я нашел и прочитал не в библиотеке, а на нашей школьной свалке макулатуры. Система образования становилась всё более стандартной и непоколебимой. Она неутомимо штамповала "идейных борцов за денежные знаки" с явной коммунистической окраской.
Век Интернета
И вот наступило наше время. Время интернета, время избытка информации. Казалось, что всемирная паутина хранит всё написанное, отснятое и сыгранное в мире. Мы думали, что теперь-то образование круто шагнёт вперёд, и появилось нечто, хотя бы частично заменяющее учителя. Но нет!
Оказалось, что бесплатный и безграничный интернет, как бы случайно, но быстро получил своего владельца. Быстро вырос Гугл, а прочие поисковики быстро захирели. И всё опять стало "на свои места". Кто-то нас ведёт через бескрайние пустыни, убеждая, что это кратчайшая дорога к Земле Обетованной.
В чём смысл? Время денег. Каждый наш поводырь, вложивший деньги в строительство дороги, мечтает возвратить свои вложения с прибылью. Для нас - смертных - это оборачивается многолетним строительством коммунизма, потом перестройкой, которая ничего не меняла, потом Майданами и так далее. А ведь все мы смертные...
Время учителей
Поводыри сменяют один другого - они тоже смертные. Один за другим они ведут нас пустынями, по которым построены их дороги. И что-то изменить в этой пляске денег и времени можем только мы, которые идём следом за ними. Наше обязательство идти следом за поводырями якобы заложено в результатах выборов. Выбрали? Идите!
Но подождите... А в какой мере результаты моего "выбора" соответствует моим ожиданиям? В следующий раз будешь думать, кого выбирать! И в "следующий раз" всё повторяется, как и в предыдущий. А социальные сети гудят о не правильном выборе одних и правильном выборе - других. Так, как будто от этого что-то зависит. К власти придёт тот, кто построил дороги.
Однако, вернёмся к системе образования. Сегодня система коммуникации оказалась оторванной от реальных знаний, которые наше поколение уже получило в школе, а потом и в институте. Возвратилось время учителей. Нельзя знание реальной физики заменить рассказами о том, как хорошо всё видно из космоса.
Удалённое обучение - это наш шанс выйти из зоны тупости и тотального незнания простых, но очень важных вещей. Системы коммуникации пока ещё доступны всем и каждый может собрать группу учеников для освоения того, что мы знаем лучше пропагандистов науки. А заодно и свои знания пополнить в тех областях, которые были заняты историей КПСС и прочей бесполезной ерундой.