Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Позволю себе не совсем корректную параллель. Прошу не обижаться за сравнение людей и лошадей, уж больно показательным оно получается. Рабочая лошадь и рабочий (работающий) человек очень похожи в своём жизненном цикле.
Когда ещё не было машин
Так вот. Когда ещё не было машин, и основной тягловой силой оставалась лошадь, лошадей разводили, культивировали, их кормили и за ними ухаживали. Численность (поголовье) лошадей возрастала, поскольку их количество отражало состоятельность хозяина, богатство страны, мощь её вооружённых сил.
Лошадей холили и лелеяли. Для них выращивали и заготавливали пищу, были специальные лошадиные доктора, пастухи и диетологи. В случае войны лошадей призывали в армию так же, как и людей. Рост поголовья лошадей иллюстрировал рост богатства населения страны, рост её экономики и вооруженных сил.
Ещё совсем недавно - во второй мировой войне - в советской армии были конные дивизии. Это дивизии всадников на лошадях. Лошадиная тяга широко использовалась для транспортировки артиллерийских орудий, походных кухонь и многих прочих военных и транспортных операций. Всадники красовались на советских военных парадах. В мире очень распространены памятники великим людям на лошадях.
Рывок вниз
Но вот человек изобрёл машину, и поголовье лошадей в мире начало быстро снижаться. Машина была удобнее, долговечнее, а главное - её можно ремонтировать и собирать на конвейере с нужными характеристиками. А тут ещё грянула Первая мировая война. И снижение численности лошадей в мире стало необратимым.
График изменения поголовья взят для количества лошадей в США. Примерно так же меняется и численность лошадей в других развитых странах, и в мире тоже.
Обратите внимание, как резко график рванул вниз после 1919 года - это Вторая мировая война, которая так же убивала лошадей, как и людей. Следующий рывок вниз численности лошадей был в годы Второй мировой войны. И после этого их поголовье уже не восстановилось, поскольку место на транспорте было занято механическими средствами передвижения: тракторами, автомобилями, поездами и тому подобными искусственными транспортными приспособлениями.
Количество лошадей в мире уменьшилось за сто лет XX века в 6-7 раз. Примерно с 60 миллионов голов до 10 миллионов. Незаметно! Как-то потихоньку, без привлечения излишнего внимания, без истерических криков о потере биоразнообразия. И так далее.
Вернёмся к нашим лошадям
Таковы последствия двух технологических революций на лошадином фронте. А на человеческом фронте? Вместе с лошадьми ушла в небытие и целая когорта "лошадиных" специалистов: фуражиры, шорники (производители конской сбруи), наездники, конюхи, извозчики, кузнецы, ветеринары по лошадям, бендюжники и прочие. Их численность тоже не восстановилась.
Теперь, когда рабочего скота больше не осталось, мы просто теряем целые когорты специалистов, автоматизированных направлений. Вот представьте себе, если часть мирового флота станет автоматической, а к этому всё идёт. Мы потеряем весь плавсостав судов и часть работников портов. Куда пойдут эти люди?
Возвращаясь к примеру с лошадьми, на котором наглядно видно, что ни лошади, ни значительная часть людей не успевают переучиться, они просто уходят на пенсию и благополучно умирают, так же, как лошади ушли "на колбасу". Отсюда вывод: каждая технологическая революция при капитализме неизбежно ведёт к необратимой потере численности населения.
Уменьшение численности населения планеты происходит по вполне понятным причинам. Во-первых, технологические революции вызывают войны; во-вторых, снижается рождаемость из-за необратимого сокращения рабочих мест в мире. Всё это заставляет нас серьезно задуматься о качестве статистичеких данных, демонстрирующих рост населения нашей планеты.