Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Меня постоянно интересует вопрос: почему так трудно понять, как формируется климат нашей планеты? Почему подавляющее большинство населения Земли озабочено парниковыми газами? Конечно, это важно. И я начал разбираться.
Игра с картинками
Я не буду искать "чёрную кошку в тёмной комнате", а попробую рассказать об этом феномене наиболее популярно. Ведь глобальное потепление касается абсолютно всех жителей Земли независимо от уровня их образования.
Рассказывая о чём-либо, очень важно понимать, с какого момента ведется повествование. И влияние парниковых газов на потепление Земли здесь не исключение.
Давайте вместе посмотрим, чему жителей Земли учат с самого детства:
Пояснение под картинкой: "Слева: поверхность Земли, нагретая Солнцем, излучает тепло в атмосферу. Некоторое количество тепла поглощается парниковыми газами, такими как углекислый газ, а затем излучается в космос (А). Некоторое количество тепла уходит прямо в космос (B). Часть тепла поглощается парниковыми газами, а затем излучается обратно к поверхности Земли (С). Справа: чем больше углекислого газа будет в атмосфере в конце этого века, тем больше тепла будет задерживаться парниковыми газами, нагревая планету". Изображение с сайта: UCAR Центр Научного Образования.
Вот всё нарисовано: часть энергии Солнца отражается, а вторая часть - остается на Земле. Чем больше молекул парникового газа в атмосфере, тем больше энергии остается на Земле. Казалось бы, что здесь непонятного?
Но это только малая часть правды. На рисунке "забыли" отобразить энергию, приходящую на Землю от Солнца. Ведь она точно так же отражается от молекул парниковых газов. И чем больше этих парниковых газов в атмосфере, тем больше Солнечной энергии ими же и отражается.
Желтым цветом я дорисовал на картинке лучи, приходящие от Солнца. Здесь, чем больше молекул парниковых газов в атмосфере, тем больше энергии Солнца отражается обратно в космос этими молекулами.
А поскольку Земля получает стабильное и одинаковое количество энергии от Солнца (которое имеет научное название "Солнечная постоянная"), то, чем больше парниковых газов в атмосфере, тем меньше Солнечной энергии достигает Земли. То есть, "Солнечная постоянная" - у них получается, совсем не постоянная? Что-то я не слышал о подобном "научном открытии" мирового значения.
Что рисуют в энциклопедии
Но такая откровенная ложь, как рисование двух картинок, слишком легко разгадывается. Поэтому, чаще используется всего одна картинка - на-пример, из энциклопедии Britannica:
Описание парникового эффекта тоже из Британники: "Парниковый эффект на Земле. Часть поступающего солнечного света отражается атмосферой и поверхностью Земли, но большая часть поглощается поверхностью, которая нагревается. Затем с поверхности излучается инфракрасное (ИК) излучение. Часть ИК-излучения уходит в космос, но часть поглощается парниковыми газами атмосферы (особенно водяным паром, углекислым газом и метаном) и переизлучается во всех направлениях, часть в космос, часть обратно к поверхности, где она еще больше нагревает поверхность и нижнюю атмосферу". Изображение: Britannica, Inc.
Здесь о том, что часть энергии "переизлучается во всех направлениях" упоминается только в тексте, который ни кто не читает. А от Солнца на Землю у Британники поступает только видимая часть (visible light) энергетического спектра. Как нашей многострадальной Земле удается преобразовать видимый спектр в инфракрасный, остается загадкой не только для меня.
В энциклопедии Британника, видимо, забыли о том, что видимая часть является незначительной долей электромагнитных волн, посылаемых от Солнца к Земле. Как минимум, существует еще ультрафиолетовая часть спектра (УФ), а также инфракрасная часть (ИК), доставляющая на Землю Солнечное тепло.
Картинки для взрослых
Подобных картинок великое множество в самых разных изданиях и разных текстах. В каждой из них публикаторы упражняются в собственном понимании влияния парникового эффекта на климатические изменения на планете.
И всё бы ничего, если бы подобные картинки потом не начали показывать взрослым. Вот представьте себе, что человек с образованием и родом деятельности журналиста "знает" всё то, что описано выше, и примерно в тех же красках. А потом он становится премьер-министром крупной державы.
Да-да. Я - о Борисе Джонсоне, премьер-министре Великобритании.
В свою бытность журналистом господин Джонсон хоть и призывал к действиям в связи с изменением климата, но выражал скептицизм по сути проблемы. А не так давно - в конце октября 2021 года - Джонсон рассказал журналистам, во время полёта в Рим на встречу мировых лидеров за неделю до конференции ООН по климату COP26, о полученном им сеансе обучения по климату.
"Я заставил их [учёных] пройти через все это, и, если вы посмотрите на почти вертикальный излом вверх на графике температуры, антропогенное изменение климата очень трудно оспорить. Это был очень важный момент для меня", — сказал господин Джонсон журналистам на борту премьерского самолета.
Это Джонсон сказал вот об этой диаграмме:
Под диаграммой был комментарий: "На диаграмме показаны концентрации CO2 в атмосфере за последние 10 000 лет (большая часть) и с 1750 года (вставка). Измерения показаны для ледяных кернов (символы разных цветов для разных исследований) и образцов атмосферы (красные линии). Соответствующее радиационное воздействие показано на правой оси большой панели. Полный график — рисунок РП.1 из ДО4 — также включает графики для метана и закиси азота. Фото: AR4 WG1 IPCC, резюме для политиков (2007 года)".
Примечателен тот факт, что на сеансе обучения Бориса Джонсона основам климатологии, об антропогенном влиянии на климат было сказано учеными людьми не много. Но этого Джонсону вполне хватило, чтобы сразу назвать изменение климата "антропогенным".
А что ему оставалось делать, если физика далека от наук, преподаваемых в университетах журналистам, а большую часть жизни в его голову старательно "вбивали" дебильные картинки (смотри фигуру 1 и фигуру 3).
Цена современной науки
Вот так современная наука поступает с премьер-министрами, получившими журналистское образование, и с президентами, имеющими дипломы юристов. А в наше быстрое время вдруг физика стала очень важной наукой, но знают её только те, кто изучал физику не на скороспелых брифингах для премьер-министров.
Я поднял эту тему вовсе не для того, чтобы поднять или унизить рейтинги государственных дам и мужей. Я поднял эту тему для того, чтобы показать простым "маленьким украинцам", кто сегодня решает задачи планетарного масштаба. Кто сегодня стоит у руля государств и управляет этими гигантскими и сложными устройствами.
Основная климатическая опасность, стоящая сейчас перед всеми жителями Земли, состоит в том, что нынешнее глобальное потепление ни как не связано с "антропогенным фактором". А потому оно развивается с огромной скоростью. Со скоростью, несоизмеримой с ростом содержания CO2 в атмосфере планеты. Это, как раз - не причина, а следствие глобального потепления.
И обучающий брифинг был нужен господину Джонсону перед встречей руководителей G7 не для того, чтобы утвердиться в мнении об антропогенном факторе изменения климата. Брифинг, скорее всего, был нужен лишь для того, чтобы в последствии можно было "перевести стрелки" на современную науку с "консенсусом" во главе. А за одно, и на Британскую науку, проводившую этот "обучающий" экспресс-брифинг для премьер-министра.