Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Процесс таяния мировых запасов льда в контексте глобального потепления существенно отличается от того, что мы привыкли видеть в бытовых условиях. И в том и в другом случае таяние льда - это переход воды из твердого в жидкое состояние. Но на этом сходство и заканчивается.
Куда девается вода
Сегодня много шума из-за того, что таяние ледников может вызвать подъем уровня мирового океана. По разным оценкам уровень воды может подняться от 6 до 60 метров. Мы постоянно слышим о катастрофическом таянии льдов Гренландии, Антарктиды и горных ледников, но на уровне мирового океана это почему-то почти не сказывается.
Как утверждают специалисты, уровень мирового океана прирастает меньше, чем на 3 миллиметра в год. А большая часть этого прироста относится океанологами на тепловое расширение уже существующей океанской воды.
Куда же деваются эти миллионы и миллионы тонн талой воды, ежегодно вливающейся в мировой океан? Почему его уровень почти не прирастает? Не является ли это очередной страшилкой фантазеров от науки?
Отнюдь! Реальная ситуация намного драматичнее, чем та, которой нас пугают.
Глобальное таяние
Если мы посмотрим на проблему таяния мировых запасов льда комплексно, то заметим, что когда в северном полушарии Земли лето, и Арктические льды интенсивно тают, то в южном полушарии в это время уже зима, и в Антарктиде намерзает новый лед, вбирая в себя миллионы тонн воды из мирового океана.
Таким образом, символический прирост уровня мирового океана - это всего лишь равнодействующая (баланс) тающих и намерзающих ледников. А пренебрежимо малый подъем уровня океана - всего на 2,6 мм за целый год - не отражает реальных объемов воды, поступающей в океан в результате таяния ледников.
Вот здесь-то и кроется опасность для всего живого на планете. Поскольку даже очень медленное глобальное потепление ведёт мир к тому, что зимы становятся мягче и короче, а лето становится жарче и продолжительнее.
В результате рано или поздно складывается ситуация, когда в Антарктиде ещё лето ставит температурные рекорды и лёд тает быстрее, чем обычно, а в северном полушарии в это же время наступает необычайно теплая (метеорологическая) зима и в южных регионах Арктики начинает таять снег, а за ним и вечная мерзлота.
Таким образом нарушается работа метеорологического компенсаторного механизма - зима-лето в разных полушариях планеты. Лёд начинает таять одновременно в обоих полушариях, и уровень мирового океана начинает прирастать не на разницу таяние-намерзание, а на абсолютные значения объемов талых вод в обоих полушариях.
В свою очередь уменьшение запасов льда на планете ведёт к дальнейшему потеплению климата и ускорению таяния оставшегося льда. Вот примерно так запускается и разгоняется спираль одновременного потепления в обоих полушариях.
Декомпенсированное потепление
Самая большая опасность перехода глобального потепления в стадию абсолютных значений состоит в том, что оно не подчиняется копеечной статистике средних значений и ежегодным приростам на доли градусов и миллиметры океанского уровня. Статистику подобных процессов нужно искать не в статистике прошедших столетий, а в палео статистике, отстоящей от нас на десятки тысяч лет, когда климат Земли выходил из очередного ледникового периода.
Красными стрелками я обозначил начальные точки глобальных потеплений, а желтыми стрелками - конечные точки потепления. Размах среднегодовых температур здесь порядка 6°C. Как видим, в последних четырех случаях потепление происходило практически мгновенно в исторических масштабах.
Рассуждая о нынешнем глобальном потеплении, мы должны ориентироваться примерно на те процессы, которые изображены на графике реконструкции подобных древних событий. Ошеломляющая скорость древних глобальных потеплений достигалась за счет потери компенсационного эффекта метеорологических времен года в разных полушариях.
Графики показывают, что у нас нет оснований надеяться на то, что потепление будет происходить очень медленно и постепенно. В случае климатического взрыва теплеть начнет не на доли градуса за столетия, а на градусы в год.
Льды будут таять одновременно и в Арктике, и в Антарктиде, в результате чего уровень мирового океана будет расти непредсказуемо быстро.
Привычная флора и фауна будет быстро вымирать, а новая, соответствующая жаркому климату, не будет успевать развиваться. Миллиарды климатических беженцев заполнят дороги в сторону полюсов планеты. Но и это ещё не полная картина климатического Армагеддона.
Размах температуры
Теперь, когда мы знаем, что глобальное потепление может и будет развиваться очень быстро, давайте попробуем оценить масштабы этого потепления, то есть - где тот температурный предел, на котором остановится нынешнее глобальное потепление.
Инерция больших масс движущейся воды - это память о тех силах, которые когда-то привели эту воду в движение. Изучая динамику водных потоков можно многое узнать о силах, их породивших.
Если я правильно предполагаю, и мы сейчас действительно находимся в точке, близкой к началу климатического взрыва, подобно тем точкам, которые обозначены красными стрелочками на Фигуре 1, то среднегодовые температуры могут подняться примерно на 6°C относительно той, которая на графике принята за относительный ноль. Так говорит палео статистка последнего миллиона лет, но если посмотреть статистику за сотни миллионов лет до нынешнего дня, мы увидим совершенно другие горизонты температур. Здесь и +14°C - не предел.
На основании палео статистики мы имеем основания предположить, что потепление может привести нас к температурам от +5°C до +15°C относительно нуля по графику, изображенному на Фигуре 1. Всё зависит от того, какое событие и на каком этапе прервет процесс нынешнего глобального потепления.
Это не прогноз, но это более или менее научное предположение, подтвержденное научными исследованиями древнего климата разными учеными и при помощи разных исследовательских технологий. И, заметьте, без всякого "широкого научного консенсуса" климатологов всего мира.