Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>С 2018 года все украинские предприятия должны вести бухучет и составлять финансовую отчетность с учетом европейских правил, установленных Директивой ЕС №2013/34/ЕС от 26 июня 2013 года.
А именно, подавать так называемый «отчет об управлении» — документ, содержащий не только финансовую информацию, а и другие данные, характеризующие текущее состояние и перспективы развития компании. Чтобы показать основные риски и неопределенности в деятельности предприятия. Этой участи смогут избежать только микро- и малые предприятия.
Соответствующие изменения в закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» были приняты Верховной Радой (законопроект №4646-д) 5 октября 2017 года.
«Документ направлен на сближение украинского национального законодательства с законодательством ЕС, включая правила ведения бухучета и составления финансовой отчетности. Эти обязательства проистекают из Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, которое вступило в силу с 1 сентября 2017 года», — объяснил юрист юридической фирмы Павел Шовак
Новые правила публичности
Как рассказала партнер юридической компании Esquires, адвокат Виктория Ковальчук, законопроект №4646-д устанавливает новые правила составления, подачи и обнародования финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.
«Также устанавливается новый порядок признания и оценки некоторых видов активов и обязательств, доходов и расходов. В следствии мы получим большую открытость финансовой информации определенного круга предприятий», — отметила она.
Фактически будет расширен перечень предприятий, которые обязаны публично раскрывать свою финотчетность. Кроме того, правительство должно утвердить перечень видов деятельности, осуществляя которые, предприятия должны будут раскрывать свою отчетность.
В частности, устанавливается обязанность применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) для предприятий «представляющих общественный интерес». Это компании-эмитенты, ценные бумаги которых торгуются на бирже, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, прочие финучреждения (кроме микро- и малых предприятий), а также крупные предприятия.
«К ним предъявляются специальные требования по формированию бухгалтерской службы — не менее двух специалистов, а главный бухгалтер должен иметь три года стажа и высшее экономическое образование», — рассказала партнер K.A.C. Group Татьяна Кузьмич.
Кроме госорганов, предприятия обязаны предоставлять финотчетность по требованию трудового коллектива. А также по запросам физических и юридических лиц в порядке, установленном законом «О доступе к публичной информации», предоставлять копии такой отчетности. Поскольку финансовая отчетность, хоть и составляется на основе бухгалтерской отчетности, не отражает движение денег в компании и не является коммерческой тайной. О чем прямо указано в принятом законопроекте.
Новый порядок отчетности
С новым понятием «предприятия, представляющие общественный интерес» непосредственно связан еще один новый термин — «таксономия финотчетности». Он определяет ряд показателей, которые подлежат раскрытию. Они предоставляются и систематизируются в электронном виде. Что и как будет раскрываться — определит Минфин в подзаконных актах.
Кроме публичных акционерных обществ (ПАО), которые и сейчас должны использовать МСФО, международные стандарты должны будут применять компании, осуществляющие добычу полезных ископаемых общегосударственного значения.
Как известно, все измерение и обобщение хозопераций в отчетности предприятия ведется в гривне. Но по требованию пользователей отчетность дополнительно может быть пересчитана в иностранной валюте (ст.5). Что, по словам финансового аналитика компании Eterna Law Зои Кравченко, добавит немало работы бухгалтерам. Да и показатели в валюте при нынешних темпах инфляции будут «выглядеть хуже».
«Впрочем, эти проблемы будут волновать предприятия несколько позже. Несмотря на то, что закон вступит в силу (если его подпишет президент) с 1 января 2018 года, первым отчетным периодом для применения МСФО на основе таксономии в электронной форме станет 2019 год», — рассказала Зоя Кравченко.
По словам Татьяны Кузьмич, положения 34-й директивы ЕС несколько отличаются от стандартов МСФО. Поэтому те предприятия, которые уже ведут отчетность по МСФО, будут по-прежнему подавать в таком виде согласно Регламента ЕС №1606 от 2002 года.
«Те же, кто вел учет по национальным стандартам, продолжат подачу отчетности по этим правилам с учетом имплементированных новаций, — уточнила Татьяна Кузьмич.
Новые отчеты и предприятия
Некоторые изменения претерпели и принципы составления консолидированной отчетности компаний. До сих пор консолидированную финансовую отчетность подавали компании, у которых есть дочерние предприятия, то есть на 100% принадлежащие материнской компании. Такой отчет показывал финрезультаты и движение средств головной конторы и ее «дочек» как единого субъекта. Теперь понятие дочерние предприятия заменено на «контролируемые».
Впрочем, и до этого момента ст.83 и ст.126 Хозяйственного кодекса признавали отношения контроля как дочерние, то есть требующие подачи консолидированной отчетности, даже если, например, у материнской компании есть только контрольный пакет акций.
Для составления консолидированной отчетности предлагается делить предприятия по размеру согласно европейской классификации. Так, закон выделяет следующие группы:
- Микропредприятия: совокупная стоимость активов на годовую дату составления финансовой отчетности за предыдущий год — до 350 тыс. евро, чистый доход — до 700 тыс. евро, среднее количество работников — до 10 человек.
- Малые предприятия, чья совокупная стоимость активов — до 4 млн. евро, чистый доход — до 8 млн. евро, среднее количество работников — до 50 человек;
- Средние предприятия со стоимостью активов до 20 млн. евро, чистым доходом до 40 млн. евро и штатом до 250 человек;
- Крупные предприятия, в которых совокупная стоимость активов более 20 млн. евро, чистый доход более 40 млн. евро, а средняя численность работников — более 250 человек.
«Предложенная законом градация предприятий по доходу принимается в целях бухучета, в хозяйственный кодекс Украины изменения в этой части были приняты ранее, и они касались требований иной директивы — №70 с целью предоставления государственной поддержки малому и среднему бизнесу», — рассказала Татьяна Кузьмич.
Тем не менее, новый закон предполагает, что Кабмин подаст проект изменений в Хозяйственный кодекс дабы привести его положения (ст.55) к новой классификации.
Материнские компании, кроме отчетов о собственных хозоперациях обязаны подавать консолидированную отчетность либо по национальным стандартам бухучета, либо по МСФО.
«От подачи консолидированной отчетности освобождаются только микро- и малые предприятия», — заметила Зоя Кравченко.
Также, с учетом положений Директивы ЕС №2013/34/ЕС, проектом предлагается освободить микро- и малые предприятия от предоставления «отчета об управлении».
Отдельно стоит упомянуть термин «отчет о платежах в пользу государства», который обязаны составлять компании, разрабатывающие недра или лесные ресурсы Украины. Такой же отчет об уплаченных налогах и сборах в бюджет должны составлять компании-операторы трубопроводов по поставке нефти, газа и химических продуктов (например, аммиакопроводы).
Международный опыт в этой сфере больше связан с моральным аспектом уплаты налогов, в стране, где работает, например, транснациональный бизнес. Чтобы можно было судить о том, является ли сумма налога достаточно «справедливой», а не просто допустимой по действующим в стране правилам и нормативным документам. И население региона, где работает компания, следило бы за распределением этих средств.
Чего ждать в будущем
Как отмечает Павел Шовак, 34-я директива ЕС регулирует отдельные вопросы финансовой отчетности, а не налогообложения. Ее имплементация не имеет связи с и не обусловлена инициативой ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (сокращённо BEPS).
Вместе с тем, положения, связанные с BEPS, могут быть имплементированы в законодательство в будущем.
«На данный момент в ЕС рассматривают проект изменений в Директиву ЕС № 2013/34/ЕС, связанные с шагом 13 BEPS касательно пострановой отчетности (CbCR) и предусматривают публичное раскрытие, в частности, информации о начисленном и уплаченном налоге на прибыль в отдельном отчете (Report on Income tax information)», — рассказал Павел Шовак.
Согласно проекту изменений, такой отчет будут обязаны составлять и раскрывать группы компаний с оборотом более 750 млн. евро. Когда такие изменения будут внесены в директиву, Украине будет необходимо дополнить свое законодательство соответствующими положениями, которые будут иметь прямое отношение уже и к противодействию BEPS.