Трудовой кодекс

2016-11-11 06:51
18
23443
Что украинцы смогут купить на повышенную минимальную зарплату
Как и почему повышенная минималка не попадет в карманы украинцев: для нее уже подготовлены механизмы утилизации

Новый вариант главной сметы страны наконец-то выставлен на всеобщее обозрение на официальном сайте Верховной Рады. В откорректированном варианте бюджета 2017 правительство предлагает увеличить доходную и расходную части на 15,1 млрд грн. при сохранении дефицита на прежнем уровне — 77,5 млрд грн. Повышенные расходы на медицину и увеличение зарплат бюджетникам хотят обеспечить за счет роста поступлений от налога с доходов физических лиц, отчислений НБУ и дивидендов.

НДФЛ — главный источник доходов

Основной рост поступлений в доходной части в правительстве ожидают от налога на доходы физлиц (НДФЛ) — в размере 20,3 млрд грн, которые казна получит благодаря повышению вдвое минимальной зарплаты — до 3,2 тыс. грн. Планируется, что в местные бюджеты пойдет больше на 10,9 млрд грн, а госбюджет, соответственно, 9,4 млрд грн.

Чтобы выйти на 15 млрд грн дополнительных доходов, к этим 9,4 млрд грн в Минфине прибавили еще 5,6 млрд грн поступлений от НБУ и дивидендов.

Однако в пояснительной записке к законопроекту указано, что увеличение выплат бюджетникам потребует дополнительно 28,3 млрд грн. То есть, предполагаемые расходы государства окажутся выше, чем возможные доходы.

В качестве главной причины роста минимальных зарплат в Кабмине называют повышение социальных стандартов. В то же время министр социальной политики Андрей Рева не скрывает, что "приближение минимального уровня оплаты труда к рыночной цене рабочей силы" — это первый шаг к легализации зарплат.

По его словам, сегодня в Украине 47 тыс. руководителей и бухгалтеров частных предприятий начисляют себе минимальную зарплату в размере 1450 грн. По данным Минсоцполитики, около трети украинских работников официально получают до 2 тыс. грн в месяц.

Фактически, правительство после не очень удачного эксперимента по легализации зарплат за счет снижения ставки единого соцвзноса (ЕСВ), решило зайти с другой стороны — повысить зарплаты и тем самым снизить возможности для минимизации налоговых отчислений.

Впрочем, экономические эксперты сомневаются, что властям удастся выдержать запланированные показатели бюджета.

Разгон цен и курса

По словам президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового, концепция и структура бюджета на 2017 год не меняются, равно как и источники его наполнения. Также остается неизменным дефицит бюджета и размер госдолга.

"Серьезных изменений я не вижу. Тысячи поправок от депутатов — это мелкие "пощипывания", которые ничего принципиально не меняют в структуре отношений между государством и обществом. Например, говорят о прибавке зарплаты учителям на 20%, но забывают сказать, что настолько же вырастет инфляция. Надо действовать справедливо, индексируя выплаты, а не повышать зарплаты на сотню гривен при инфляции в 50%, как это было в прошлом году", — сказал Лановой UBR.ua.

Как отмечает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, увеличение доходов от налога с физических лиц было бы возможно, если бы предприятия располагали дополнительным свободным ресурсом. Но у них его нет. Поэтому есть риск, что увеличение минимальной зарплаты в два раза обернется сокращениями персонала.

"То есть, вместо трех рабочих с маленькой зарплатой на заводе оставят двоих с повышенной. Надежды на то, что ситуация с безработицей останется неизменной — иллюзорны", — считает Юрчишин.

Кроме того, в Украине около трети предприятий уже убыточны. За счет дополнительной финансовой нагрузки их число еще может возрасти. А для остальных — уменьшится сама сумма прибыли, с которой также выплачиваются налоги.
"Хотелось бы увидеть расчеты Минфина о возможных потерях по налогу на прибыль", — отметил эксперт.

Но правительство, похоже, никак не корректировало эти показатели. 

Не стоит забывать и о том, что, направляя сегодня ресурс предприятий на повышение зарплат, Кабмин сокращает их возможности провести модернизацию завтра.

Разумеется, предприятия заложат увеличение расходов на зарплату в стоимость своих товаров и услуг, что неизбежно увеличит инфляцию. Точные цифры корреляции экономисты затрудняются назвать, так как картину искажает теневая часть зарплатных выплат.

"При повышении минзарплаты доходы бюджета не увеличатся, как рассчитывает правительство, так как сократится занятость. Зато инфляция вырастет. Так как по всем группам товаров и услуг будет повышение цен — от маршруток до хлеба и электроэнергии", — заверил Владимир Лановой.

Зато инфляция будет основным источником выполнения заложенных показателей бюджета. По словам эксперта, нас ждет увеличенный бюджет и очень плохая экономика, с низкими доходами как населения, так и предприятий. 

"Украина может иметь более высокую инфляцию при более высоких темпах экономического роста. Если бы речь шла не о 2-3%, а о 5-8% роста ВВП, тогда высокая инфляция в 10-12% помогла бы выбраться из кризиса и даже некоторая девальвация гривны на 12-15% пошла бы на пользу. Тем более, что к такой инфляции украинцы привычны", — говорит Василий Юрчишин.

Эксперт не исключает, что Кабмин попытается доказать отсутствие влияния повышенных соцстандартов на инфляцию, манипулируя с инфляционным показателем. Что плохо, потому что тогда искажаются базовые макропоказатели.

"Например, в начале года коммунальные тарифы выросли в два раза, а индекс потребительских цен увеличился всего на 2%", — пояснил Василий Юрчишин.

Гривна, вероятно, также будет ослабевать во время продолжения кризиса.

"Например, сейчас часть пенсий за январь 2017 года обещают выплатить заранее — в декабре. Так было год назад, когда ряд выплат был произведен досрочно. И через некоторое время это отразилось скачком обменного курса, так как граждане перевели часть дополнительных доходов в твердую валюту", — заметил Юрчишин.

Обманчивая стабильность

Владимир Лановой считает, что при увеличении расходов и доходов госбюджета его дефицит не должен оставаться на том же уровне. 

"Фактически власти хотят получить деньги с внутреннего рынка. Чтобы покрыть дефицит в 77,5 млрд грн, будут выпущены ОВГЗ на 170 млрд грн и долг вырастет на 130 млрд грн. Это связано с необходимостью обслуживания старых долгов плюс новые долги. Это недопустимо для страны где нет инвестиций и капитала. Нет накоплений и финансового потока ни у населения, ни у банков. Поэтому мы не можем выбраться из кризиса", — считает Владимир Лановой.

Как и ранее, предельный объем госдолга на 31 декабря 2017 года установлен в размере 1,717 трлн грн, гарантированного государством долга — 579,4 млрд грн, что в сумме составляет 2,296 трлн грн.

Но дисбаланс может усилиться, если Украина не получит финансирование МВФ. К примеру, глава НБУ Валерия Гонтарева не исключает, что стране не светит следующий транш кредита на $1,3 млрд.

По ее словам, торможение реформ в парламенте уже в следующем году поставит под угрозу экономическую и финансовую стабильность Украины. Без очередного транша золотовалютные резервы страны будут таять на глазах.

По материалам: ubr.ua
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев