Бизнес планы и сметы
Просмотров всего: | 20632 |
Просмотров сегодня: | 5 |
Опубликовано: | 2011-11-27 |
Органическое земледелие - рынок продавца (+видео)
Вид бизнеса: | Производство |
Направление бизнеса: | Рынок продовольствия |
Начальные инвестиции от: | 100.00 USD |
Рентабельность: | 200.00% |
Срок окупаемости: | 3 месяцев |
Сезонность бизнеса: | Всесезонный |
Возможна работа ON-LINE: | Нет |
Возможна работа дома: | Да |
Предприятие органического земледелия обречено на успех даже при незначительных объемах производства
Менее 1% отечественного рынка продовольственных товаров - таковы реалии реализации готовых органических продуктов питания на внутреннем рынке Украины.
Но скромненькая статистика в данном случае не дает повода навесить на “органиков” ярлык аутсайдеров.
Рынок органического земледелия
“Да, это нишевой рынок, а не массовый. Рынок продавца, который диктует ассортимент и цены как реализаторам, так и потребителям. Последние хотят иметь полную “корзину” высококачественной органической продукции, но пока ее ассортимент ограничен. Предпринимателям стоит присмотреться к органическому рынку, ведь конкуренция на нем практически отсутствует, а международные компании заинтересованы в украинской органической продукции”, - отметила Наталья Прокопчук, координатор швейцарско-украинского проекта “Сертификация в органическом сельском хозяйстве и развитие органического рынка в Украине” (проект действует на основании украинско-швейцарского межправительственного соглашения о техническом и финансовом сотрудничестве, подписанного 13.10.97 г. и ратифицированного парламентом 14.05.99 г.; Закон №665).
Лишним подтверждением слов Прокопчук является и динамика развития отрасли в мире. Например, производителей, в хозяйствах которых используются органические методы, насчитывается 1,8 млн, а общемировой оборот органической продукции в 2011 г. должен составить EUR40 млрд. Объем же реализации органических продуктов в мире ежегодно увеличивается на 5-10%.
Сертификация органического земледелия
Основным требованием к производству органической продукции является его обязательная сертификация. В нашей стране ее проводят примерно полтора десятка аккредитованных органов, из которых только один украинский. “Нужно понимать, что сертифицируется не конечный продукт, а весь процесс производства на каждом из его этапов”, - сказал Сергей Галашевский, директор одного из предприятий отрасли. Специалист выделяет две составляющие сертификации. Во-первых, инспекция - выездные анонсированные и неанонсированные проверки сельхозпредприятия на соответствие его “функционирования” стандартам органического производства.
Во-вторых, сертификационный процесс как таковой, т.е. оценка и проверка инспекционных документов, выполнения требований, выдвинутых инспектором, и принятие сертификационного решения.
Отметим, что в нашей стране ввиду отсутствия закона об органическом производстве нет государственного “органического” стандарта, и сертификация проводится либо по стандартам других стран, либо по частным стандартам, признанным на международном рынке (в основном в Украине применяются пять таких стандартов).
“Каждый производитель выбирает стандарты, по которым будет сертифицироваться, исходя из планируемого им рынка сбыта”, - рассказала Прокопчук. “Если вы работаете на внутреннем рынке, имеет смысл пройти процедуру в отечественном центре. Если есть намерение экспортировать продукцию, то нужно понимать, что, например, в Нидерланды вы сможете поставлять “органику”, сертифицированную только нидерландской кампанией (кстати, она у них одна)”, - объяснил Алексей Соломко, руководитель коммерческих проектов и направления “Органика”.
Наталья Ничипорчук, директор по маркетингу, рассказала, що стоимость услуг сертификации зависит от объекта сертификации: вида деятельности предприятия (растениеводство, животноводство, переработка и пр.) и его мощности (площади земель, поголовья скота, суточной производительности и т.д.). Кроме того, цена зависит и от того, европейская или украинская сертифицирующая компания. В среднем, стоимость украинской сертификации на 30-40% меньше, чем европейской. К примеру, маленькому сельхозпредприятию сертификация может обойтись в EUR150, более крупному - в EUR5 тыс.
Что нужно для органического земледелия
“Независимо от того, какой органический продукт вы собираетесь производить - молоко или арбуз, органическая сертификация начинается с земли”, - отметила Наталья Ничипорчук. Она также сообщила, что при выборе земельного участка в первую очередь стоит обращать внимание на его удаленность от промышленных предприятий и агрохимических полей.
С точки зрения будущей урожайности, для органического земледелия идеальным будет поле с высоким бонитетом (показателем плодородности), не знавшее агрохимии, хотя в современном мире таких полей практически не осталось. Алексей Соломко, впрочем, обнадеживает, что “в Украине есть еще участки земли сельхозназначения, где уже более 10 лет не велись никакие работы, хотя далеко не все они плодородны”.
Специалист рекомендует искать участки, удаленные от вредных производств не менее чем на 20 км, и обязательно предварительно проверять, использовался ли на них популярнейший в свое время инсектицид ДДТ. “Он распадается лет 80. И на участках, где с ним “переборщили”, об “органике” речь идти уже не может. Та же ситуация и с радионуклидами”, - предупреждает Соломко.
По словам Ничипорчук, если на соседнем поле интенсивно используется агрохимия, то санитарные зоны между органическими и неорганическими площадями должны быть достаточными для минимизации риска загрязнения агрохимией. Каков допустимый разрыв - решают органические инспектора в индивидуальном порядке в зависимости от направления ветров, наличия водоемов, рельефа местности и т.д.
Земля для органического земледелия
Впрочем, специалисты отмечают, что, в отличие от обычного производства, для сертификации органического предприятия может потребоваться несколько лет.
“Инспектора сертификационного органа берут образцы почвы для анализа на содержание пестицидов, тяжелых металлов, радиации и т.д. В зависимости от результатов инспекции, сертифицирующий орган определяет срок переходного периода (от традиционного, “химического”, ведения хозяйства к органическому). Первый год после начала сертификации сельскохозяйственная продукция имеет статус традиционной. После положительных результатов проверки она приобретает статус переходного периода, который может длиться два года и более”, - поделилась опытом Наталья Ничипорчук.
Важно помнить, что в течение переходного периода риски предпринимателя существенно возрастают. Нужно учитывать, что если до начала перехода на органическое производство земля возделывалась современными интенсивными методами, то на этом участке на протяжении определенного периода времени можно ожидать снижения урожайности. Понятно, что может быть недополучена прибыль.
Привлекательность органического земледелия
Специалисты не даром уделяют столь большое внимание вопросам выбора земельного участка и сертификации при вхождении в органический бизнес.
“Капитальные инвестиции в органический проект в части техники или оборудования мало чем отличаются от традиционного сельскохозяйственного бизнеса, - подчеркнула Ничипорчук. - Куда важнее правильно оценивать первоначальные и ежегодные затраты на органическую сертификацию производства и связанные с ними риски нарушения правил органического производства сотрудниками и, в конечном итоге, риски репутационные”.
Порядок инвестиций в органическое производство будет зависеть от избранного направления и планируемых объемов производимой продукции.
“Перечень украинских органических продуктов уже немал: зерновые, бобовые, масличные культуры, овощи, зелень, бахчевые, фрукты, ягоды, молоко, мясо, мед, грибы, орехи и т.д.”, - сообщила Наталья Прокопчук.
Тарас Кушнир, старший консультант консалтинговой группы отметил - “Инвестиции в “органику” на 15-20% превышают инвестиции в обычное сельское хозяйство. С одной стороны, органический посевной материал является дополнительной статьей затрат. С другой - отпадает потребность в дорогих синтетических средствах защиты растений и резко снижается потребность в минеральных удобрениях”.
Однако, подчеркнул консультант, органическая продукция в рознице минимум в 2-3 раза дороже неорганических аналогов. При этом, по подсчетам г-на Кушнира, “рентабельность производства органической продукции на 30-40% выше, чем у “обычного” сельхозпредприятия”. Эти наблюдения подтверждает Наталья Прокопчук, отмечая, что из-за недостатка сырья и отсутствия конкуренции органические продукты зачастую продают по очень высоким ценам.
“Но после увеличения количества производителей органической продукции и расширения ассортимента цены снизятся и будут на 10-70% выше цен на обычные продукты питания, как показывает международная практика”, - уверяет она. Эти “перегибы” эксперты в основном связывают с тем, что рынок органической продукции в Украине находится на стадии зарождения, и в условиях ограниченного предложения любое органическое производство может быть высокорентабельным.
Впрочем, Ничипорчук считает, что тот, кто хочет заняться этим бизнесом, должен отдавать себе отчет, что органическое производство - это не лучший способ заработать быстрые деньги.
Конечно, крупные инвесторы мыслят более прагматично. Но… “Оборот украинского рынка “органики” составляет $3-4 млн. Сама цифра не слишком привлекательна для вложений, но чрезвычайно интересным может быть потенциал роста этого рынка, который мы оцениваем в 20-30% в год”, - резюмирует Тарас Кушнир.
Человеческим языком об органическом земледелии
Человеческим языком
Органическое сельское хозяйство запрещает использование синтезированных минеральных удобрений, пестицидов, ветпрепаратов, ГМО (Постановление Совета ЕС 834/2007 г.). Для увеличения плодородности почвы и устойчивости растений и животных к болезням разрешается использовать препараты природного происхождения.
Особенностями органического производства стали обязательная сертификация (анализ и контроль) всех стадий производства, а не только конечного продукта, и наличие для предприятий обязательного переходного периода от обычного производства к органическому.