Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Если еще год назад общественность видела в качестве представителей малого бизнеса преимущественно рыночных торговцев, возмущенных резким изменением условий ведения предпринимательской деятельности и вышедших на «налоговый Майдан», то сегодня представителям правительства и предпринимателей удалось найти широкий компромисс по многим важным для малого бизнеса вопросам. Сам диалог в украинских реалиях – далеко не самый распространенный формат общения. Но малому бизнесу удалось доказать свое весомое место в существующей экономической модели, а власть сумела ограничить использование «упрощенки» в схемах минимизации крупных предприятий.
Изменения в Налоговый кодекс, принятые Верховной Радой в середине октября, вернули возможности сотрудничества крупного бизнеса и плательщиков единого налога. Правда, теперь представители крупного бизнеса обязаны прилагать к декларации по налогу на прибыль перечень доходов и затрат предприятия в разрезе контрагентов-«упрощенцев». Это нововведение позволяет власти осуществить необходимую фискальную консолидацию и ликвидировать наиболее распространенные схемы ухода от налогов. Как известно, на «налоговом Майдане» протестовали именно против того, чтобы всех "упрощенцев" стригли под одну гребенку.
Поэтому, обеспечив в минувшем году принятие новых фискальных правил, правительство вернулось к проблематике, чтобы провести работу над ошибками. Поворот Кабинета Министров лицом к малому бизнесу – самой многочисленной предпринимательской прослойке – выглядит логичным и обоснованным. После принятия актуальных изменений в Налоговый кодекс представители малого бизнеса смогут выбрать наиболее удобную форму упрощенного налогообложения, соответствующую особенностям осуществляемой предпринимательской деятельности. Эти изменения во многом являются иллюстрацией основополагающих принципов предпринимательства, которое в нашей стране зачастую является не только видом экономической активности, но и способом выражения гражданской позиции.
Правительство стремится сделать более гибкими условия применения «упрощенки», предусмотрев для физических лиц три группы, в зависимости от объемов выручки, от реализации и видов деятельности и юридических лиц. Заодно стоит отметить существенное увеличение верхней границы объемов годовой выручки от реализации товаров/услуг, при которых можно применять «упрощенку». Они, в зависимости от группы налогоплательщиков, выросли от 1,5 до 5 раз.
Среди результатов компромисса между властью и малым бизнесом – уменьшение ставок единого налога и простота перерасчета налоговых обязательств при превышении пределов выручки или доходов, не подпадающих под единый налог. В таком случае физические лица должны будут платить 15%, а юридические лица – в двойном размере.
Стоит отметить также и обеспечение простоты ведения налогоплательщиками учета – физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, ведут книгу доходов за день. Показательно, что эта норма отражена в законе, а не регулируется подзаконными актами фискальных органов, что значительно сокращает возможности проведения необоснованных проверок.
Вносимые в Налоговый кодекс изменения четко обозначают для представителей малого бизнеса основоположный принцип налогообложения – простота выполнения налоговых обязательств. Власть пытается убедить малый бизнес в том, что главное – платить своевременно и в полном объеме умеренные налоги, что снимет массу проблем в отношениях с государственными органами. Такой цивилизованный подход прошел обкатку во многих европейских странах, и теперь имеет все основания прижиться в Украине.
Отмечу, что впервые за годы независимости Украины ставки единого налога и пределов объемов годовой выручки от реализации товаров/услуг привязаны к размерам минимальной заработной платы за предыдущий год. Это позволит избежать налогового «беспредела» в исполнении местных властей, зачастую испытывающих соблазн закрыть бюджетные прорехи за счет ситуативного усиления фискального давления. Благодаря нововведениям налогоплательщики-«упрощенцы» смогут заблаговременно рассчитывать налоговые свои обязательства и планировать предпринимательскую деятельность. Государство (местные бюджеты), в свою очередь, стремится спланировать налоговые доходы и избежать соблазна манипулировать ставками единого налога. Функционирование такого автоматического стабилизатора упрощенного режима налогообложения малого бизнеса даст новый импульс деловой активности и позволит провести дальнейшее совершенствование фискального законодательства.
Власть методом проб и ошибок в отношениях с малым и средним бизнесом пришла к правилу открытой руки, протянув ее и продемонстрировав, что не собирается злоупотреблять доверием партнеров по переговорам. Хочется верить, что протянутая рука не повиснет в воздухе.