Трудовой кодекс
require_once('includes/ban_app.inc'); ?>Интернет-магазины становятся все более распространенными и перестают предлагать исключительно бытовую технику и электронику. Их амбиции распространяются далеко за рамки определенного и уже весьма привычного сегмента.
По словам участников рынка интернет-торговли, порог входа в данный бизнес очень невысокий, поэтому на рынок постоянно прибывают сотни мелких торговцев, которые только демпингуют и вгоняют рынок во все более сужающуюся нишу между оффлайн-ритейлом и онлайн-магазинами.
Поэтому многие крупные интернет-магазины сейчас рассматривают возможность переформатирования и перехода от узкой специализации к модели онлайн-супермаркетов. Кроме того, в уанете уже появились серьезные игроки по продаже одежды, парфюмерии, обуви. Все это может свидетельствовать только о том, что пример интернет-магазинов электроники будет расходиться по отдельным продуктовым рынкам, как круги по воде, и количество нарождающихся флагманов «развивающихся» рынков поистине велико.
Пустые ниши
Сложности и высокая конкуренция стимулируют интернет-ритейлеров и исследователей к поиску новых ниш. К ним относят торговлю одеждой, косметикой, лекарствами, а также продуктами питания и напитками. Последняя, кстати, в онлайн-продажах по итогам 2010 г. может занять 12% от рынка.
Правда, развернуть интернет-торговлю продуктами питания достаточно сложно. Здесь достаточно широкий ассортимент, потенциально большое количество покупателей, заказы которых будут различаться, необходимость доставки. Все это потенциально усложняет процесс. Если прибавить к этим масштабам еще и регулярность покупок, то боязнь продуктовых сетей разворачивать полноценные интернет-магазины понятна.
Именно поэтому действующие онлайн-платформы существуют скорее для галочки и не имеют серьезной доли в общем товарообороте. Даже у ритейлеров бытовой техники и электроники через магазины проходит не более 2-3% оборота.
Поэтому явное преимущество в освоении интернет-торговли имеют нишевые проекты, которые сосредоточены на продаже товаров с высокой добавленной стоимостью и ориентированы на платежеспособную аудиторию.
В отношении алкоголя все несколько проще. Здесь практически не имеет смысла выставлять дешевые позиции, потому что бутылку простого вина и коньяка всегда будет удобнее купить в ларьке под домом или в супермаркете за углом. Гораздо более привлекательно выглядит торговля дорогим алкоголем, который и более маржинален, и более релевантен интернет-аудитории.
Доверчивые и богатые
Надо заметить, что пользователи интернета являются привлекательной аудиторией для любого рынка. Так, по данным исследований компании InMind, треть пользователей интернет-магазинов имеют высокий доход, а почти половина — средний. По идее именно эта аудитория наиболее близка к так называемому высшему среднему слою.
По данным исследований MMI Ukraine ‘ 2010/1, проведенных компанией TNS весной 2010 г., это люди в возрасте от 25 до 44 лет (52%) с доходом выше среднего, 59% имеют высшее образование, примерно половина из них предприниматели, руководители, специалисты. Что более примечательно, около трети (27%) имеют депозиты и 73% используют различные функции банковских карточек (опрошены респонденты в возрасте 16-65 лет, проживающие в городах с населением 50 тыс. человек и больше).
Поэтому видение перспектив торговли алкоголем в интернет-магазинах во многом оптимистичное, так как данная ниша все еще плохо заполнена и в ней практически отсутствуют мощные бренды, как, например, в сегменте торговли бытовой техникой и электроникой.
«Рынок онлайн-продаж элитного алкоголя пока небольшой, а расти он будет вместе с возрастанием культуры онлайн-покупок и увеличением проникновения интернета,— считает Виталий Шевелев, менеджер по рекламе и PR интернет-агентства «Идеал».— Элитный алкоголь как товар неплохо подходит для онлайн-торговли: высокая маржа, возможность выгодно представить на сайте».
«Этот сегмент очень перспективен, поскольку в последние годы наблюдается тенденция к увеличению покупок через интернет — покупателю не нужно стоять в очередях, застряв в очередной киевской пробке, волноваться, что магазин закроется»,— говорит Инна Петрух, руководитель проекта Wine.UA.
Как это ни странно, но многие исследовательские компании продолжают регистрировать достаточно высокий уровень доверия потребителей к информации, которую они находят в интернете. В первую очередь это касается официальных источников (сайты компаний-производителей), а также разного рода информации, которая исходит от своих знакомых и изложена на блогах, форумах. Поэтому если в реальном магазине некоторые покупатели могут избегать консультантов, то в интернете таких проблем не возникнет. В этой же плоскости лежат и другие возможности продвижения товаров.
«Фотографии виноградников и близлежащих пейзажей, производственных цехов, атрибутов роскошной жизни, заключения известных сомелье создают для напитка легенду, добавляют ему эмоциональную и усиливают имиджевую составляющую,— говорит Виталий Шевелев.— У покупателя же есть возможность больше прочитать о напитке, особенностях его производства и употребления, просмотреть о нем отзывы».
В более выгодном свете выглядит и сама бизнес-модель интернет-магазина, торгующего алкоголем. Главным образом за счет меньших издержек. «С точки зрения бизнес-вложений онлайн-продажи также достаточно выгодны, так как отсутствуют затраты: на аренду и содержание торговых площадей, зарплаты продавцам-консультантам торгового зала,— говорит Инна Петрух.— При таком способе организации торговли по сравнению с традиционными магазинами существенно снижаются постоянные издержки. Все это, безусловно, позитивно отражается на кошельке покупателя и делает интернет-магазин для него более привлекательным по сравнению с традиционным, позволяя платить исключительно за товар, а не оплачивать чью-то зарплату и аренду».
Вместе с тем виртуальность торговой площадки одновременно оставляет ритейлеру и широкое пространство для промахов. На некоторых действующих сайтах по продаже элитного алкоголя не работает элементарный поиск по ключевым словам, нет возможности использовать фильтры по различным параметрам, сортировать товары по цене, происхождению и другим параметрам.
«Среди проблем, связанных с интернет-магазинами, также фигурируют: несвоевременное обновление информации — часто заявленные в наличии товары отсутствуют, неготовность доставить товар день в день, что в случае со спиртными напитками критично важно,— перечисляет Виталий Шевелев.— А также внутренние факторы интернет-ресурсов, которые делают покупку неудобной (навязчивая регистрация, сложная процедура онлайн-заявки, неудобная навигация по сайту)».
Однако создать онлайн-ритейлерам проблемы могут уже сложившиеся привычки потребителей. И с ними будет нелегко бороться, особенно в отдельных возрастных группах. «Если говорить про людей среднего поколения (45+), то они психологически более расположены совершать покупки по старинке — в обычных магазинах»,— говорит Инна Петрух.
Алкоголь, как и другие продукты питания, многие привыкли покупать именно «руками». Необходимость «пощупать» проявляется даже при покупке стандартных товаров, тех же мобильных телефонов.
«Среди проблем, связанных с потребительскими привычками, следует отметить отсутствие опыта и тем более привычки приобретения каких-либо продуктов питания через интернет»,— отмечает Виталий Шевелев.
Источник: Экономические Известия