Трудовой кодекс

2011-11-01 15:02
4
19143
Ценообразование в малом бизнесе
Ценообразование является ключевым фактором успешности и прибыльности любого бизнеса

А малого бизнеса это касается в особенной мере, так как при маленьких оборотах и маленьком запасе прочности бизнеса просчеты в ценообразовании могут быть фатальными.

Посчитаем затраты на производство

Экономическая наука выработала несколько систем ценообразования, но мы не станем углубляться в дебри экономических теорий, а рассмотрим основные правила ценообразования на конкретном и понятном примере из реальной жизни.

Предположим, вы решили заняться самостоятельным бизнесом, и планируете открыть копи центр. Казалось бы, чего проще! Зачем здесь что-то высчитывать – посмотри, сколько стоит одна копия у конкурентов, поставь цену на копейку ниже – и все клиенты твои!

На формирование цены существенно влияют три группы факторов – это затраты, формирующие себестоимость, планируемая норма прибыли и ценовой фон рынка. И если с нормой прибыли и ценами на рынке все более-менее понятно, то к расчету себестоимости нужно подходить тщательно и с учетом мельчайших деталей.

Себестоимость ксерокопии

Итак, из чего же складывается себестоимость планируемой нами ксерокопии.

Прежде всего – это сырье и материалы. В нашем случае к этой категории следует отнести бумагу, на которой изготавливается ксерокопия, и тонер, то есть краска, которую ксерокс наносит на бумагу. При расчете себестоимости не следует ориентироваться на минимальные цены, лучше для расчетов цену брать с небольшим запасом, так как по закону подлости в момент закупки цена может вырасти.

Предположим, пачку бумаги A4 вы планируете покупать по цене 40 гривен. В пачке 500 листов. И хотя зачастую на одном листе может быть изготовлено 3-4 ксерокопии (на-пример, ксерокопия паспорта), но для расчета себестоимости следует брать цену одного листа на одну копию. В нашем случае это:

40 гривен/ 500 листов = 0,08 грн.

То есть 8 копеек на одну копию.

Теперь посчитаем расход тонера на одну копию. Предположим, банка тонера стоит 240 гривен и ее хватает на 10000 копий. Тогда на каждую копию нам следует отнести:

240 гривен/10000 копий = 0,024 гривны.

То есть две целых и четыре десятых копейки.

Итого, материалов мы будем расходовать на 0,104 гривны на каждую ксерокопию.

Важно вычислить стоимость расходуемой электроэнергии, но сделать это очень сложно, так как на каждую копию расход может существенно меняться, по-этому, учтем электроэнергию далее.

Затраты на частичное и полное восстановление оборудования

Это очень важные составляющие себестоимости любой продукции или услуги, так как они учитывают износ оборудования и затраты на его восстановление.

Частичное восстановление – это техническое обслуживание вашего ксерокса, замена изнашивающихся частей и текущие ремонты. Без этих затрат не обойтись, так как любой узел копировального аппарата имеет свой ресурс по истечении  которого этот узел нужно заменить. На частичное восстановление следует отнести не менее 2000 гривен на каждые 60000 копий, такой ресурс имеет OPC-барабан (органический фотопроводящий барабан) и девелопер – вещество, участвующее в нанесении изображения. Кроме того нужно учитывать, что эта сумма будет увеличиваться по мере старения копировального аппарата, так как все большее количество деталей придется менять для поддержания аппарата в рабочем состоянии. Предположим, эти затраты составят:

2400 гривен/60000 копий = 0,04 грн.

То есть 4 копейки на каждую ксерокопию.

Теперь перейдем к затратам на полное восстановление оборудования. Суть этой величины состоит в том, чтобы к моменту окончательного выхода из строя вашего копировального аппарата у вас накопилась сумма, достаточная для покупки нового ксерокса. Иначе ваш бизнес может закончиться вместе с ресурсом вашего копира.

Предположим, что ресурс вашего ксерокса составляет 600000 копий и цена такого аппарата 6000 гривен. Тогда затраты на полное восстановление составят:

6000 гривен/600000 копий = 0,01 грн.

То есть достаточно откладывать всего одну копейку с каждой произведенной копии, чтобы к окончанию ресурса аппарата накопились деньги на покупку нового ксерокса. Но в наших условиях лучше заложить в затраты хотя бы 2 копейки, так как плохое качество бумаги, электроэнергии и прочего могут ускорить выход из строя вашего кормильца.

Затраты, связанные с производством

Следующая важная группа затрат – это затраты, связанные с производством – расход электроэнергии на освещение и производство, отопление помещения, уборка, охрана, вода и стоки и тому подобное. Для простоты расчета предположим, что вы арендуете место для своего проекта, и платите за это 300 гривен в месяц. А в эту арендную плату включены все перечисленные затраты. Тогда для расчета этих затрат на одну копию нам понадобится месячная производительность нашего копировального аппарата.

Максимальный месячный объем копирования среднего аппарата обычно составляет 10000 копий, но добиться такой загрузки в реальной жизни тяжело, по-этому, предположим, что вы будете делать 5000 копий в месяц. Тогда нагрузка коммунальных платежей на каждую копию составит:

300 гривен/5000 копий = 0,06 грн.

То есть 6 копеек на одну копию.

Налоги

Существенной составляющей ваших затрат станут налоги. Предположим, вы зарегистрируетесь в качестве частного предпринимателя и будете платить ежемесячно 86 гривен единого налога и 333 гривны единый социальный взнос (ЕСВ), итого – 419 гривен. Если эту сумму разложить на 5000 копий, которые мы делаем в месяц, то получится:

419 гривен/5000 копий = 0,084 грн.

Если вы планируете использовать наемный труд, то нужно будет еще учесть налоги на заработную плату ваших работников.

Брак на производстве

Как это ни прискорбно, но никакая работа не бывает без брака и это  тоже следует учитывать в ваших расчетах. Брака бывает больше на первых этапах деятельности и при сложных операциях, связанных с масштабированием и тому подобным. В среднем, как показывает опыт, брака бывает около 0,5% или примерно 0,0025 гривны на каждую копию.

Прочие затраты

Здесь следует учесть другие затраты по ведению бизнеса, если они у вас есть. На-пример, проценты по кредиту, если вы покупали копировальный аппарат в кредит. Тело кредита – это возвратная сумма и на затраты она не относится.

Подобьем некоторые итоги

Для наглядности сведем полученные результаты наших вычислений в итоговую таблицу:

Бумага

0,08

Тонер

0,024

Частичное восстановление

0,04

Полное восстановление

0,02

Аренда

0,06

Налоги

0,084

Брак

0,0025

 

 

Итого

0,3105

Прибыль

Из таблицы видно, что на изготовление одной ксерокопии нам придется потратить примерно 31 копейку. А это значит, что если мы установим цену на нашу услугу в 50 копеек, то наша деятельность будет прибыльной. Мы будем зарабатывать 0,1895 гривны на каждой копии, что в сумме за месяц при изготовлении 5000 копий составит 947,50 гривны.

Однако следует помнить и о допущениях, которые мы делали в ходе расчетов. На-пример, мы предположили, что на одну копию будет уходить один лист бумаги. На деле же, по нашему опыту, на одну копию в среднем уходит всего 0,47 листа бумаги. Это связано с тем, что копии многих документов изготавливаются по 2-4 штуки на одном листе (ксерокопии паспортов, трудовых книжек и т.п.). Но это очень индивидуально для каждой точки размещения ксерокса.

Для уточнения показателей прибыли мы рекомендуем вести детальный учет реальных расходов и доходов. Это позволит вам через несколько месяцев скорректировать расчетные показатели в соответствии с реальной картиной вашей деятельности, а в дальнейшем откорректировать и ценовую политику вашего бизнеса.

Автор: Просветова Анна
Комментарии
Всего: 0
Нет комментариев