Законы, кодексы, проекты
Оксана Продан: Юрлица смогут работать с упрощенцами
На минувшей неделе Верховная Рада приняла изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты относительно упрощенной системы налогообложения (проект N8521)
Власть и представители организаций, отстаивающих права малого и среднего бизнеса, в унисон заявили, что законопроект получился компромиссным. Не скрывала удовлетворения после принятия документа и один из его авторов - лидер Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса Фортеця Оксана Продан. В интервью ЛІГАБізнесІнформ она заявила, что лучшего закона в ближайшие годы ждать не приходится, хотя и признала, что не все нормы, на которых настаивал бизнес, удалось отстоять.
- Закон принят. Вы как представитель малого и среднего бизнеса видите ситуацию изнутри. Предприниматели получили желаемого?
- Как говорится, нет предела совершенству, но принятый закон действительно расширяет возможности для работы. Я лично и представители бизнеса, с которыми мы работали (а это десятки организаций со всей Украины), довольны принятым проектом.
- Были нормы, на которых настаивали предприниматели и которые не вошли в закон?
- На заседании профильного комитета под председательством регионала Виталия Хомутынника при обсуждении упрощенки была общая позиция с представителями оппозиции по вопросу отмены 50% ставки налога с оборота для производителей, но эту норму ко второму чтению из проекта убрали. Мы пытались отстоять эту позицию, но, к сожалению, не смогли. Это могло бы стать хорошим стимулирующим фактором для производителей.
- Звучат заявления, что закон предусматривает увеличение общей налоговой нагрузки на единщиков…
- На это можно смотреть по-разному. Законом единщики разделены по категориям так, как они разделены на практике. Первая - предприниматели с годовым оборотом до 150 тыс.грн., для них предусмотрен единый налог в размере от 10 до 100 грн. в месяц. Вторая группа: оборот до 1 млн.грн. при 10 наемных сотрудниках, налог - от 20 до 200 грн. К третьей группе отнесены физлица с оборотом до 3 млн.грн. при 20 наемных сотрудниках, налог для них составит 3% от дохода при уплате НДС, и 5% - при включении НДС в состав единого налога. И четвертая группа - юрлица с оборотом до 5 млн.грн. при 50 наемных сотрудниках. Ставка для них определяется так же, как и для третьей группы.
Есть предприниматели, которым сегодня трудно выжить - для них нагрузка не увеличилась. Есть категория, которая неплохо зарабатывает - для них требовалось увеличение оборота, соответственно, увеличена ставка. Конечно, платить фиксированную ставку намного приятнее, но ставка в размере 200 грн. не может применяться при доходе в 2 млн.грн.
Мы считаем, что и оборот, и ставка для всех категорий - адекватные и отвечают сегодняшним реалиям. Кроме того, принятый закон должен предотвратить использование схем минимизации налогов и вместе с тем дать возможность работать на упрощенной системе.
- Все категории упрощенцев смогут работать с юрлицами?
- Да. Но мы говорим, не просто юрлица, а юрлица - плательщики налога на прибыль. Если вы, например, работаете на рынке, и у вас такое юрлицо купило товар, условно говоря, канцтовары, вы ему выдали накладную, и теперь это юрлицо имеет полное право относить затраты на свои валовые расходы.
- Перед вторым чтением вы опасались, что в проекте оставят ограничение относительно отнесения на расходы плательщика налога на прибыль расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у физлиц - плательщиков единого налога. Что стало причиной для беспокойства?
- Ко второму чтению в сравнительной таблице к законопроекту появилась такая поправка. Но, к счастью ее так и не приняли.
- Кому-то мешала эта норма в законе?
- Это мешало тем, кому невыгодно, чтобы в Украине нормально работал малый бизнес. Без этой нормы упрощенка не имела бы своей значимости. Выгодна такая упрощенка тем, кто пользуется проблемами бизнеса и на этом спекулирует, а также тем, кто использовал пробелы в законодательстве для злоупотреблений и хотел делать это в будущем.
- Превышение порога оборота в 300 тыс.грн. обязывает предпринимателей переходить в следующую категорию…
- Это касается третьей и четвертой группы. Такие физлица должны подать заявление и стать плательщиком НДС. Но хочу обратить внимание, что это происходит тогда, когда оборот в 300 тыс.грн. достигнут при работе с плательщиками НДС и только по услугам. В этом случае вы обязаны идти на ставку 3%. Если у вас 300 тыс. или другая сумма получена не от плательщиков НДС, то вы не обязаны регистрироваться плательщиком НДС. Пока не набралось 300 тыс. от плательщиков НДС, обязанности переходить на НДС нет. Эта норма касается плательщиков единого налога, которые платят с оборота. Но если с оборота плательщик не хочет регистрироваться плательщиком НДС, потому что ему удобно платить 5% без НДС, и у него нет контрагентов (юрлиц - плательщиков НДС) больше чем на 300 тыс.грн., плательщик не обязан становиться плательщиком НДС. - Народный депутат Ксения Ляпина прогнозирует, что с принятием закона искусственно будет увеличиваться количество единщиков, когда, к примеру, муж и жена, имеющие свой небольшой бизнес, будут вынуждены оба зарегистрироваться упрощенцами. В таком случае муж попадет в третью группу и будет продавать товары и услуги юрлицам, а жена во второй группе будет иметь возможность работать с населением и такими же упрощенцами, как и она. Такой сценарий реален? - Третья группа предпринимателей может работать и с упрощенцами, и с населением, но при этом необходимо платить налог с оборота и, возможно, НДС. Если бизнес оказывает услуги разным потребителям, то действительно есть возможность регистрировать двух предпринимателей для разных потребителей, это касается только услуг. Станет ли от этого больше предпринимателей? Думаю, что нет, так как разделенные сегодня до оборота 500 тыс.грн, смогут работать с оборотом до 1 млн.грн. - Кто лишается возможности работать на упрощенке? - Не смогут работать физлица-предприниматели нерезиденты, аудиторы, страховые брокеры, лица, которые сдают в аренду жилье площадью свыше 100 кв.м и хозсубъекты, в уставном капитале которых от 25% имеют лица, уплачивающие единый налог. Также введен запрет на уплату единого налога организаторам гастрольных мероприятий. - Изменится ли для упрощенцев работа с наличкой? - В законе ничего об этом не сказано. То есть по умолчанию остаются действующие правила. - На сегодня есть расчеты, насколько принятый закон повлияет на доходную часть госбюджета? - На этапе подготовки и обсуждения законопроекта налоговая служба предоставляла расчеты о том, что госбюджет потеряет из-за снижения сборов. Но у налоговиков стоят задачи - выжать максимум, а не создать нормальные условия для работы. Не нужно забывать, что новый закон - это также легализация малого бизнеса и наемного труда в стране. - Понятно, что на этом проблемы малого и среднего бизнеса не заканчиваются. Что дальше? - Снижение единого социального взноса - это следующее наше задание. - Что посоветуете предпринимателям? - Невозможно все сразу придумать и предсказать, но этот закон отрабатывался большим количеством людей, которые сегодня пользуются упрощенной системой налогообложения. И я абсолютно уверена, что лучшего закона в ближайшие годы ждать не приходится. Поэтому желательно, чтобы весь бизнес, который хочет спокойно работать, написал письмо президенту Януковичу с требованием подписать закон.