Мировая практика предлагает различные виды пластоковых платежных средств: дебетные карточки, карточки для получения денег через банковские автоматы, карточки гарантии чековых платежей, кредитные карточки для оплаты определенных видов товаров и услуг, кредитные карточки с лимитированным сроком кредита
2013-07-21 08:10:16
Введение
Наличная оплата была самой древней формой расчета (после товарообменных операций), характерной для локальной торговли. С расширением ареала проведения сделок, числа участников и усложнением условий их обязательств возникла безналичная форма расчетов, которая имела ряд преимуществ: простота оперирования с крупными суммами, существенная безопасность, более высокая надежность учета и отчетности, гарантия сохранности средств и возможности их контроля, динамичная мобилизация коллективных ресурсов и пр.
Однако безналичная форма расчета лишена преимущества денег, которые круглосуточно находятся в кармане у владельца, независимо от места его пребывания, и позволяют одномоментно рассчитываться за товары и услуги в удобное время и в требуемой точке. Этот недостаток безналичных расчетов пытаются компенсировать путем выписывания расчетных чеков, использование которых имеет ряд своих недостатков.
Достигнутый уровень технологий и техники позволил предложить новую форму платежных средств, так называемые "пластиковые платежные средства" (ППС), которые совмещают преимущества безналичных расчетов и наличных денег. При этом клиент не должен обращаться лично в банк при каждой оплате товара или услуги, банк "присутствует круглосуточно в кармане у клиента". И именно за это удобство клиент готов платить банку дополнительно!
Мировая практика в настоящее время предлагает клиентам различные виды ППС: дебетные карточки, карточки для получения денег через банковские автоматы, карточки гарантии чековых платежей, кредитные карточки для оплаты определенных видов товаров и услуг, кредитные карточки с лимитированным сроком кредита и другие. Причем платежи по карточкам могут осуществляться как за счет средств клиента, аккумулированных на различных видах счетов в банке, так и за счет кредитных средств банка или заинтересованных организаций. В этом вопросе существует значительное разнообразие: по назначениям платежей, условиям предоставления банкам кредита, формам расчета клиента с банком, значимости и финансовым возможностям карточки, по страховым и информационным услугам банка и т.д.
ППС выпускаются в обращение в настоящее время не только банками, но и финансовыми, торговыми, промышленными и иными компаниями, заинтересованными в увеличении сбыта своей продукции или услуг, привлечении финансовых средств, расширении региона охвата клиентов, преодолении административных границ хождения валюты определенной страны и т.д.
Техническое исполнение современных ППС таково, что они зачастую превышают по степени защиты (до 10 степеней) денежные бумажные купюры.
Потенциального владельца ППС привлекают к их использованию не только предоставляемые удобства, но и прямые финансовые выгоды, которые обеспечивает эмитент, в том числе: льготы, скидки, бесплатное страхование жизни, здоровья и имущества, стимулирование определенных направлений интересов клиентов, ряд дополнительно предоставляемых услуг и тому подобное.
Задачей настоящего бизнес-плана является рассмотрение практической возможности и многосторонней эффективности организации эмиссии и обслуживания пластиковых платежных средств, например, "Евро/Мастер кард" в России (на территории Среднего Поволжья, в Москве и Московской области) СВК банком на период 1994-1997 гг.
Оценка рынков сбыта
ППС в их нынешнем виде получили широкое распространение в развитых странах мира в 70-х годах. В СССР такой необходимости не было, т.к. "частная собственность" граждан ограничивалась их личной собственностью, большинство населения не обладало свободным капиталом и жило "от зарплаты до зарплаты", а "большие деньги" создавались в рамках теневой экономики и информация об их возникновении и существовании тщательно скрывалась.
В последние годы, в результате начатых преобразований и движения экономики и финансов в сторону общемировых процессов, в России рядом банков реализуются программы безналичных расчетов в сфере торговли и услуг с использованием ППС (банк Столичный, Мост-Банк и другие). Используются в России и общемировые системы: "Виза", "Евро/Мастер-кард", "Америкэн Экспресс", "Диннерс клаб" и другие.
По оценкам независимых экспертов, "на руках" у 7% граждан России в настоящее время находится до 20 млрд. долларов США и много триллионов рублей. При таких капиталах уже можно позволить себе обеспечение безопасности и удобств даже при необходимости значительных дополнительных расходов. Особенно перспективным становится использование ППС с развитием в России региональных, межрегиональных и международных компьютерных сетей.
Хорошо понимая именно эту ситуацию в России в настоящее время, многие банки начали активную компанию по созданию и эмиссии собственных ППС, в также по эмиссии и обслуживанию международных ППС.
Основным потребителем ППС является нарождающийся "средний класс", куда входят: бизнесмены, руководители промышленных предприятий разных форм собственности, чиновники разного уровня (численность которых сейчас в России в несколько раз больше, чем была в СССР), работники частной и кооперативной торговли и сферы обслуживания — все те, кто раньше не имел возможности выезжать за границу по собственному желанию и свободно тратить значительные суммы валютных средств. Эти люди сейчас готовы расходовать до 10 тысяч долларов США ежемесячно, а иногда — и значительно больше!
Уже к середине 1994 г. около 4,5 миллионов человек в России имели доходы в твердой валюте, причем более 80% из них хранили деньги дома. Остаток распределялся следующим образом: 5,5%
— в зарубежных банках; 6,3% — во Внешэкономбанке; 6,1% — в коммерческих банках; 1,7% — в Сбербанке России. По оценкам экспертов, 87,4% — владельцев твердой валюты (3,3 миллиона человек) в России хотели бы иметь ППС, пока имеют только 5% владельцев валюты, из них: "Виза" — 2,4%; "Евро/Мастер-кард"
— 1,8%; "Америкэн Экспресс" — 0,8%. Среднестатистическая стоимость одной покупки (в долларах США) составила в России по основным видам ППС: "Диннерс клаб" — 300, "Америкэн Экспресс" — 220, "Евро/Мастер-кард" и "ДжиСиБи" — по 180, "Виза"— 150.
Согласно статистическим данным, в России сейчас около 4 миллионов человек имеют доходы, превышающие 500 долларов США в месяц (то есть на уровне доходов среднего американца). Из них 95% не имеют ни одного ППС, в то время как в США "среднестатистический американец" владеет тремя. И тем не менее 5% россиян, обладающих ППС "Виза", "Диннерс Клаб" и "Евро/Мастер-кард", обеспечили только за 1993 г. оборот по картам (по данным компании "Объединенных кредитных карточек") на территории России в 280 миллионов долларов США.
Это прекрасная иллюстрация чрезвычайной перспективности российского рынка ППС!
Что же побуждает владельцев валюты в России приобретать ППС? Проведенные исследования выявили следующее распределение в процентах по причинам:
• покупка товаров и получение услуг со скидкой — 53,6;
• оплата в рублях по курсу пересчета Московской международной валютной биржи—53,3;
• возможность оплаты покупок за рубежом без вывоза наличной валюты — 39,6;
• безопасное хранение валюты и осуществление безналичных платежей;
• возможность совершать покупки в валютных магазинах стран СНГ - 14,0;
• престижность обладания ППС — 5,1.
Внедрение банками России ППС с использованием современных технологий электронных платежей несомненно способствует росту престижа банка, привлекая новых клиентов и принося значительные доходы.
В настоящее время ряд банков (Инкомбанк, Кредобанк, Мост-Банк, Автобанк, Диалогбанк и др.) являются членами международных систем ППС и обладают правом на эмиссию определенного вида карточек. Очевидно, что работа любого банка по внедрению ППС в сферу услуг должна быть направлена, прежде всего, на его присоединение к работающим системам, расширение охвата клиентов и предоставление владельцам ППС конкурентоспособных тарифов на выдачу и обслуживание ППС, а также системы скидок, поощряющих частое использование карточек.
В России развитие рынка ППС идет по двум основным направлениям:
1. Вступление ряда банков в международные системы ППС, принимаемые практически во всех странах мира. По этому пути пошли, например, Инкомбанк, КБ "Стройинвест", Кредобанк, Моссбербанк, Российский Кредит, Мост-Банк, банк "Деловая Россия", коммерческий банк "Оптимум" и др.
2. Наряду с использованием торговой марки признанных мировых лидеров ППС внедрение ППС собственной системы, учитывающей особенности российского рынка. По этому пути пошли, например, банк "Столичный", Мост-Банк, Элекс-банк и др. Ввиду значительных финансовых затрат, требуемых на создание и внедрение собственных ППС и системы электронных платежей (например, затраты банка "Столичный" на создание системы "STB Card" превысили несколько десятков миллионов долларов США), ведущие банки России к концу 1993 г. начали объединять свои усилия в этом секторе банковских услуг.
•Так, общество "Юнион-кард" на базе отечественной технологии, разработанной Автобанком и Инкомбанком, создало одноименную систему ППС, в которую входят: Авиабанк, Автобанк, Всероссийский биржевой банк, банк "Деловая Россия", Инкомбанк, Мосбизнесбанк, банк "Российский Кредит", Элекс-банк и Др.
Исходя из отсутствия в России законодательства, регулирующего кредитные отношения (права и обязанности сторон, ответственность физического лица по предоставленному ему кредиту и т.п.) во всем их многообразии, российские эмитенты выпускают только расчетные (дебетные) карточки.
В настоящее время в России из рублевых ППС (поливалютные) следует отметить:
• банковские ППС — "STB Card", "Универсал", "Юнион-кард", "Мост-кард", ППС Сбербанка;
• ППС для платежей в локальной сети торговли или услуг — "Олби" (сеть своих магазинов), "Орт-кард" (сеть своих торговых точек и ресторанов), "Гермес-кард" (сеть автозаправочных станций и ресторанов).
Перечисленные выше системы находятся на разных этапах развития, касающиеся как эмиссии ППС, так и формирования сети торговли и услуг с использованием карточек.
Структура внутреннего рынка российских платежных систем, основанных на ППС, выглядит следующим образом:
1 "STBCaid" 38%
2 ОЛБИ 46,4%
3 Дебетные карточки Мост-банка 9,5%
4 Юнион-кард 3,8%
5 Карточки банка "Гермес-Центр" 1,4%
6 Карточки Элбим-банка 0,7%
7 Карточки Элекс-банка 0,2%
Таким образом, на долю межбанковского союза "Объединенная платежная система", куда входят СТБ, ОЛБИ и Мост-банк, приходится 93,9% годового объема рынка российских ППС.
В целом объем рынка в 1993 году по российским ППС оценивался в 100 миллионов долларов США.
Среди перечисленных выше отечественных банковских систем ППС, наиболее оперативно развернулась с января 1993 г. система АО "STB Card". В эту систему входит сейчас около 70 московских и периферийных банков, свыше 1600 предприятий торговли и сервиса в Москве (их количество растет ежемесячно на 12-15%), около 70 000 владельцев ППС. Система работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю, обеспечивает авторизацию по Москве и ряду других городов, снятие наличных в банкоматах — до 100 миллионов рублей в сутки - и оборот по безналичным расчетам за покупки и услуги до 1,0 миллиарда рублей в месяц.
По сравнению с платежными системами западных компаний приведенные выше цифры, конечно, пока не впечатляют, но если их сопоставить во времени (прошло всего 20 месяцев, а не более 20 лет), тогда становится абсолютно понятна масштабность рынка сбыта ППС в России!
Необходимо отметить одно обстоятельство, характерное для российского рынка ППС. Поскольку большинство российских организаций и граждан не имеют так называемой кредитной истории и получают карточку впервые, банк требует от них внесения гарантийного вклада (страхового депозита), размер которого в несколько раз превышает предоставленный клиенту лимит кредита. Если владелец ППС не сможет оплатить свои расходы (т.е. не погасит банковский кредит), то страховой депозит полностью или частично переходит в собственность банка для покрытия денежных обязательств клиента.
Именно этот принцип в сочетании с разнообразным набором скидок в зависимости от времени депозита был интересно использован фирмой (со 100% американским капиталом) Ортекс, выпустившей на российский рынок ППС карточку "Орт-кард", оплачиваемую в рублях, но используемую для оплаты товаров и услуг как в России, так и в ряде зарубежных стран (пока в Стамбуле, Варшаве, Берлине и Сан-Франциско). Фирма считает, что в 1994 г. она сможет обеспечить эмиссию в России 300 000 карточек, а всего потенциальными владельцами в России являются 3 миллиона человек.
Авторы этого проекта считают, что 1994 г. потребует затрат на уровне 20 миллионов долларов США, а суммарная стоимость проекта (за три года) оценивается в 300 миллионов долларов США. Руководство фирмы надеется, что такие затраты вполне себя оправдают и даже будет обеспечена прибыль на уровне не менее 5%.
Выпуск ППС приносит ощутимый эффект только в случае их широкого распространения. Это связано с необходимостью окупить затраты на оборудование, изготовление ППС, рекламу и т.д. Хоть и небольшой отечественный опыт указывает на перспективность получения прибыли от эмиссии ППС. По заявлению компании "Кредитные карточки России" — она планирует до конца 1994 г. выпустить более 1 миллиона ППС
Оценка конкурентов
В предыдущем разделе были рассмотрены системы ППС, которые выпускаются сейчас в России. Наибольший объем реализации ППС — у банка Столичный, который вложил основную часть средств на создание АО "STB Card". Однако практически все банки эмитируют и обслуживают не один, а много видов ППС (со своими логотипами), как российских, так и международных. При этом тарифы у банков на оказание услуг очень отличаются:
Анализируя политику конкурирующих банков в области использования ППС, необходимо отметить следующее:
1. Банки стремятся разрабатывать и выпускать собственные ППС, которые не обеспечены — ни платежной системой, ни развитой потребительской сетью, ни системой организаций и предприятий, использующих эти ППС. В результате на российском рынке конкурируют ряд отечественных ППС с очень ограниченной возможностью использования, так как развитие инфраструктуры системы (сети магазинов и сервисных фирм) отстает от сроков роста продаж ППС.
2. Наблюдая это через призму замедления реализации ППС, многие банки пытаются объединяться в единую платежную систему, в которой могут функционировать разные ППС, принимаемые всеми предприятиями (первоначально входившие в разные системы) одинаково и оплачиваемые всеми банками (первоначально входившими в разные системы). Зачастую эти объединения более декларативны, чем реальны, так как ведомственные амбиции наносят ощутимый вред коллективному разуму, совместным интересам, заложенным в идее объединенных платежных систем.
3. На наш взгляд, для массового российского пользователя ППС предпочтительнее международная кредитная карточка, которая может одновременно решить ряд задач: покупки товара в любом регионе (в том числе и в зарубежной стране), обеспечить хорошие бытовые условия работы и отдыха при изменении места пребывания, оплатить транспортные расходы, услуги связи, а также обеспечить сохранность крупных денежных средств без собственного риска. Решение этих и других задач такого же класса может обеспечить, например, карточка "Евро/Мастер-кард".
4. Анализ тарифов на банковские услуги по использованию и обслуживанию ППС показывает, что цены не отражают объем необходимых трудозатрат, а скорее используют конъюнктурные соображения. Поэтому есть большие возможности уменьшения расценок на оказание услуг, если это будет необходимо по конкурентным соображениям.
5. Пока главный узел эмиссии и использования ППС в России сконцентрирован в Москве, но уже началась активная работа и на периферии (в Екатеринбурге — АО "STB Card — Урал", в Липецке, Саратове, Санкт-Петербурге, Риге, Киеве, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Днепропетровске, Пензе, Челябинске, Тольятти и других городах СНГ). На периферии находятся многочисленные потенциальные клиенты и пользователи ППС, так как именно они являются основными покупателями импортной товарной продукции, вывозимой сейчас из Москвы во все уголки России и СНГ. Однако пока региональные банки на периферии не в состоянии финансировать эмиссию и обслуживание ППС на местах, а столичные московские банки заняты оказанием этих услуг в Москве.
Стратегия маркетинга
Как уже было отмечено выше, основной поток импорта в Россию идет через Москву, откуда вывозится всеми видами транспорта (автомобили, железная дорога, реже — самолет) во все концы не только России, но и всех бывших республик СССР. В Москву везут деньги для покупки импортных товаров (продуктов питания, алкоголя, сигарет, парфюмерии, электроники, видеотехники, товаров для дома и личного пользования, автомобилей и прочее). Деньги везут большие в условиях, далеких от комфортных. Обеспечение безопасной перевозки больших денежных наличных средств стоит дорого, а безналичный расчет — не годится, так как он плохо прогнозируем по времени исполнения и не гарантирует сохранение товара продавцом до момента поступления безналичной оплаты.
В этих условиях наличие ППС у Покупателя товара позволяет или расплачиваться прямо с помощью ППС в магазине или получать через банкомат наличные средства для оплаты товара. Уловив эту возможность, клиентами столичных банков становятся жители периферии, но это отдельные личности, которые приезжают в Москву. Эффективнее было бы предложить эмиссию ППС прямо на периферии, в частности, в Поволжье, где находится 19 филиалов СВКБанка (в том числе в городах Самара, Новокуйбышевск, Отрадный, Окгябрьск, Сызрань, Тольятти, Чапаевск, Кинель), а обслуживание этих ППС проводить, в том числе, в филиале банка в Москве.
В настоящее время в СВКБ имеют счета и держат свои деньги около 30000 юридических лиц (это — 80% числа промышленных предприятий города Самары и Самарской области) и 170000 физических лиц. Многие связаны по работе с зарубежными фирмами и хотели бы приобрести ППС, но международного класса, например, "Виза" или "Евро/Мастер-кард". И в этой услуге СВКБ не может (и не должен) отказать своим клиентам, как настоящим, так и будущим.
Учитывая имеющиеся конкурентные предложения, цена на изготовление персонифицированного ППС международного класса не должна превышать 2 доллара США (для ППС с магнитной полосой) и 7 долларов США (для ППС с чипом). В этом диапазоне от $2 до $7 можно разместить все типы ППС, например, классик, бизнес, серебряная, золотая, платиновая и так далее.
Реклама должна вестись ознакомительная и демонстрационная. Для этого можно использовать как средства массовой информации, так и специальные полиграфические издания. Можно задействовать ряд газет, с которыми СВКБ работает в тесном постоянном контакте (как самарские издания, так и московские), а также телевидение (еженедельная 30-минутная передача СВКБ по местному телевидению в Самаре и Центральное телевидение в Москве). При необходимости возможно изготовление специальных полиграфических изданий, рекламных листков, плакатов, наклеек и тому подобное. В целом для этих целей достаточно будет выделить от 100 до 500 миллионов рублей в год — дополнительно к уже имеющимся расходам на рекламу.
Повышение роста динамики продаж ППС в СВКБ можно обеспечить не только общепринятой рекламой, но и рядом других специальных мероприятий, если в этом будет дополнительная необходимость. К числу этих мероприятий можно отнести:
• выпуск персональных ППС, на которые будет перечисляться заработная плата и с которых она будет клиентом свободно расходоваться;
• выпуск корпоративных ППС коллективного пользования с лимитированным или нелимитированным кредитом;
• использование системы многоуровневого маркетинга;
• развитие региональной инфраструктуры предприятий торговли и сервиса, принимающих ППС в качестве расчетных средств.
Послепродажное обслуживание клиентов (как и продажа ППС) может осуществляться как в СВКБ, так и в его 19 филиалах (с их действующими отделениями). В случае необходимости (значительного роста уровня спроса на ППС), может быть развернута дополнительная сеть на крупных предприятиях (таких как Самарское авиационное предприятие, АвтоВАЗ в Тольятти, Самарнефтепродукг, Самарский подшипниковый завод, Тольяттиазот, Куйбышевнефть и другие).
План производства
Изготовление ППС с логотипом заинтересованных организаций можно вести двумя путями:
• по кооперации с предприятиями, которые располагают соответствующим технологическим оборудованием, оснасткой и материалами.
• закупив и смонтировав собственное оборудование, набрав необходимый штат специалистов и даже принимая со стороны дополнительные заказы на изготовление ППС.
По первому пути целесообразно идти в начале эмиссии. Для этого можно использовать кооперацию с такими предприятиями в Москве, как "Дейта-кард", "ИВК" и другие. Эти предприятия располагают оборудованием, производительность которого — 10000 пластиковых карточек в день. Этого количества вполне достаточно для эмиссии в первый год — полтора. При этом стоимость ППС с магнитной полосой, логотипом, голограммой, трехцветным дизайном — не превышает 1000 рублей, с цветной фотографией и защищенным образцом подписи владельца ППС дополнительно — до 2-х долларов США, а с чипом — до 5-7 долларов США.
По второму пути можно пойти, если будет на то желание или необходимость, когда объем эмиссии станет весьма значительным. А каким именно? Это можно рассчитать.
Минимально необходимый комплект оборудования и расходных материалов, выпускаемых в США (Арканзас) стоит 600 тысяч долларов. Практика показывает, что для нормальной работы такого оборудования достаточно 120 м2 рабочей площади в производственном помещении (это будет стоить до 200 тысяч долларов США при строительстве нового помещения сейчас). Для работы на этом оборудовании достаточно 5 человек, включая художника-дизайнера. Считая среднюю заработную плату на 1 человека — 300 000 рублей в месяц, получаем годовой фонд оплаты труда — 18 миллионов рублей или 8182 доллара США (принимая $1 = 2200 рублей). С учетом эксплуатационных расходов, требуемая сумма затрат в первый год приобретения оборудования оценивается в 900 тысяч долларов США.
Если считать, что каждое эмитированное ППС международного класса принесет эмитенту $240, то безубыточное использование собственного технологического оборудования для производства ППС наступит тогда, когда эмиссия ППС превысит 3750 карточек в год, а это очень небольшая величина для такого региона, как Среднее Поволжье.
Впрочем, приобретение собственного оборудования — мера не вынужденная, при желании можно работать по кооперации с другими фирмами, выполняющими заказы на изготовление ППС, столько лет, сколько будет целесообразно.
Оценка риска и страхование
Рассмотрим причины, которые могут изменить степень риска планируемого бизнеса.
На наш взгляд, могут быть следующие основные причины:
1. Форс-мажорные обстоятельства, связанные со стихийными природными бедствиями.
2. Изменение политической ситуации в стране, которая снизит у клиентов интерес к ППС международного класса, в связи с введением ограничений на выезд за рубеж или иных причин законодательного или другого порядка.
3. Возникновение межнациональных или межрегиональных конфликтов.
4. Организация забастовок, актов гражданского неповиновения или иных стихийных или подготовленных выступлений определенных слоев населения.
5. Изменения в налоговом регулировании в России.
6. Ужесточение законодательства, регулирующего вывоз капитала за пределы России.
7. Колебания курса свободно конвертируемой валюты по отношению к рублю.
Вероятность возникновения причины 1 в России ничуть не выше, чем в остальном мире, и это не является во всем деловом мире основанием для снижения коммерческой активности.
Причина 2 — возможна, но вероятность ее чрезвычайно мала, учитывая те гигантские изменения, которые произошли в России за последние годы.
Причины 3, 4, 5 и 6 имеют очень высокую вероятность появления (свыше 50%), но их возникновение будет только стимулировать рост объемов продаж ППС международного класса.
Причина 7 проявляется в России ежедневно, но, учитывая тенденцию последних лет с непрерывным ростом курса доллара по отношению к рублю, мало вероятна устойчивая тенденция снижения курса доллара к рублю. А продолжающееся повышение курса доллара США к рублю соответственно увеличивает рентабельность бизнеса, описываемого в настоящем бизнес-плане.
Возможно также оформление страхового полиса на страховку финансового риска планируемого бизнеса из расчета 10% от суммы страховой премии. Но, с нашей точки зрения, это просто не нужно, так как проведенные расчеты показали очень высокую рентабельность вложений и большую прибыль с короткими сроками возврата первоначальных затрат.
Юридический план
Средневолжский коммерческий банк (СВКБ) является акционерным банком, зарегистрирован в Государственном банке РСФСР 28 сентября 1990 года за № 422 и перерегистрирован Главным управлением Центрального банка РСФСР по Самарской области 23 октября 1991 года за № 422.
Учредители СВКБ: АО "Самарская металлургическая компания", АО "АВИС", завод "Прогресс", АО "Пластик", Промышленный коммерческий "АвтоВАЗбанк", Управление Куйбышевской железной дороги, АО "Самарская кабельная компания", АО "Самарский подшипниковый завод", АО "Куйбышевазот", МО "Центр содействия социальным инициативам".
Фактически СВКБ создан в 1990 году на базе Куйбышевского филиала Промстройбанка СССР, который работал в Самаре с 1926 по 1990 год.
Основные виды деятельности СВКБ:
• открытие и ведение счетов, как рублевых, так и валютных, клиентов и банков-корреспондентов.
• расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;
• финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;
• привлечение (вкладов) депозитов и предоставление кредитов;
• выпуск, покупка, продажа и хранение платежных документов и других ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, сертификатов, акций, облигаций, и других документов), иные операции с ними;
• лизинг, форфейтинг и факторинг;
• осуществление операций по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг;
• осуществление операций по купле и продаже иностранной валюты;
• привлечение и размещение средств и управление ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные, трастовые операции);
• оказание брокерских и консультационных услуг. СВКБ входит в 30 крупнейших банков России. По состоянию на 01.01.1994 г. в СВКБ: уставный капитал составил 6,5 миллиарда рублей, валюта баланса в объеме 429,5 миллиарда рублей, балансовая прибыль в 39,1 миллиарда рублей. За 1993 год доходы банка по сравнению с 1992 годом выросли в 22 раза и составили 193,7 миллиарда рублей. По состоянию на 01.04.1994 г. — оплаченный уставный капитал банка составил 13,5 миллиарда рублей.
Всего за три года своего существования СВКБ в результате успешного размещения акций пяти выпусков увеличил уставный капитал со 100 миллионов рублей до 6,5 миллиардов рублей, то есть в 65 раз, при этом часть уставного капитала сформирована в валюте (на 01.01.1994 г. ее рублевый эквивалент составил 652,6 миллиона рублей). С ростом уставного капитала росло и число акционеров и на 01.01.1994 г. составило 11674. Акционерами СВКБ являются как юридические, так и физические лица, при этом, на 760 акционеров юридических лиц, составляющих 6,5% от общего числа совладельцев СВКБ, приходится 93,8% собственности в уставном капитале банка. За 1993 г. банк выплатил акционерам дивиденды в размере 180% годовых по обыкновенным акциям и 200% — по привилегированным.
В 1993 г. СВКБ инвестировал более 1,8 миллиардов рублей (в основном, в промышленность), что в 16 раз больше, чем за 1992 год.
За 1993 год платежный оборот по международным операциям СВКБ вырос в 2,2 раза, а количество операций — в 2,9 раза.
СВКБ связан корреспондентскими отношениями с банками в Англии, Германии, Франции, США и других странах. Банк принимает и оплачивает дорожные чеки "Виза", "Америкэн Экспресс", "Томас Кук", "Бэнк оф Америка".
По состоянию на 01.01.1994 г. численность персонала СВКБ составила 1219 человек. Из них более 40 человек руководящего состава прошли обучение и стажировку в банках США, Франции, Германии, Югославии и других странах. На повышение квалификации работников СВКБ в 1993 г. было затрачено 159 миллионов рублей.
На благотворительную деятельность СВКБ выделил в 1993 году 317,7 миллиона рублей.
В настоящее время в СВКБ имеется 19 филиалов, 15 приходно-расходных касс и агентств по приему вкладов населения. Через филиалы обслуживается 80% вкладчиков и 90% предприятий, через свои филиалы банк осуществляет около 70% кредитных вложений и получает 75% прибыли.
Исходя из установки Внеочередного собрания акционеров 1993 года на планомерное развитие филиальной сети банка, в ближайшее время планируется открытие филиалов СВКБ в крупнейших городах Поволжья, Урала, Центральной России, Сибири, а также в странах СНГ.
Как видно из всего вышеизложенного, эмиссия и обслуживание ППС могут быть совершенно просто организованы в СВКБ и его филиалах, никаких юридических препятствий к этому нет.
Организационный план
Персонал СВКБ — это специалисты с высшим и средним специальным образованием, профессионально подготовленные для работы с ценными бумагами, денежными знаками и иными эквивалентами количества и качества товара. Перечень видов деятельности СВКБ, ,показывает, что никаких специальных дополнительных требований к систематическому образованию персонала, который будет заниматься ППС, предъявлять не придется. Необходимо будет просто провести текущее обучение по 48-часовой специально составленной программе, дающей набор определенных знаний по пластиковым платежным средствам.
Расчетный баланс, тыс. руб.
|
На 01.01. 1992г. |
На 01.01.1993г. |
На 01.01.1994г. |
Актив |
|
|
|
Денежные средства в кассе |
44.468 |
615.039 |
4.557.692 |
Средства в фонде регулирования ЦБ |
55.146 |
4.128.356 |
19.951.938 |
Средства на кор. Счете банка |
433.342 |
9.322.988 |
102.626.944 |
Кредиты, выданные банком |
3.665.271 |
45.358.486 |
246.802.088 |
Операции с ценными бумагами |
- |
66.175 |
1.534.829 |
Основные средства |
5.651 |
100.626 |
928.719 |
Отвлеченные средства за счет прибыли |
82.103 |
3.929.487 |
38.167.019 |
Прочие активы |
273.139 |
19.369.044 |
14.974.223 |
Баланс |
4.559.120 |
81890.201 |
429.543.452 |
Пассив |
|
|
|
Уставный фонд |
370.059 |
1.500.000 |
6.500.000 |
Другие фонды |
31.859 |
2.778.106 |
15.981.661 |
Средства предприятий, организаций |
1.242.079 |
22.457.360 |
78.415.967 |
Срочные депозиты |
287.090 |
2.289.762 |
17.518.017 |
Вклады граждан |
43.601 |
831.266 |
20.582.421 |
Кредиты, полученные из других банков |
2.548.753 |
23.625.600 |
136.126.058 |
Прибыль банка |
82.103 |
3.929.487 |
39.095.383 |
Прочие пассивы |
43.576 |
25.478.660 |
115.323.945 |
Баланс |
4.559.120 |
82.890.201 |
429.543.452 |
Будем считать, что для эмиссии и обслуживания ППС в каждом филиале и самом банке будут дополнительно выделены по одному операционисту и одному кассиру. Никаких других должностей дополнительно выделять не нужно, так как все дальнейшие операции учета и отчетности обеспечиваются вычислительной техникой. Тогда общее количество дополнительно необходимых сотрудников составляет 40 человек (19 филиалов + Центральный офис) с должностными окладами на действующем сейчас уровне по 220 тысяч рублей в месяц, что составит годовой фонд оплаты труда этих сотрудников в 105,6 миллиона рублей. Для простоты дальнейших расчетов принимаем 100 миллионов рублей в год
Финансовый план
Общее количество сотрудников СВКБ по состоянию на 01.01.1994 г. составило 1219 человек. Из этого следует, что дополнительные 40 человек увеличат численность банка на 3,3%. А это значит, что по всем действующим нормативам никаких дополнительных расходов на обеспечение условий работы этого персонала учитывать при расчетах не надо. Ничего, кроме заработной платы!
Однако для повышения надежности расчета и снижения вероятности ошибочных заключений при расчете примем, что меняющееся налогообложение и инфляция фактически удвоят наши расходы на зарплату, а создание комфортных условий для вновь набираемых 40 человек потребуют еще дополнительных расходов на 100 миллионов рублей. Кроме того, расходы на рекламу ППС определим в 500 миллионов рублей в год. Тогда суммарные годовые расходы составят 800 миллионов рублей.
Вполне реально представить, что среди клиентов СВКБ — юридических лиц — каждый десятый захочет купить ППС международного класса. В этом случае расходовать он будет никак не меньше 1000 долларов США в месяц (это фактически очень маленькая сумма для зарубежной командировки, но мы на ней остановимся для дальнейших расчетов). Это значит, что на одном ППС в год будет израсходовано не менее 12000 долларов США, а двухпроцентный доход СВКБ составит 240 долларов США.
Вполне реально представить, что среди клиентов СВКБ — физических лиц — каждый сотый захочет купить ППС международного класса для зарубежной поездки и покупки товара за границей.
Учитывая, что в настоящее время число клиентов банка — юридических лиц — составляет более 30000, а физических лиц — более 170000, нетрудно подсчитать расчетный годовой доход банка по следующей формуле:
где курсовая стоимость К = 2200 руб. за $1. В таком случае расчетная прибыль определится как:
2481,6 млн.руб. — 800 млн.руб. = 1681,6 млн.руб.
Ставка налога на прибыль банка составляет сейчас в России — 43%.
Тогда налог на прибыль составит:
1681,6 млн.руб. х 0,43 = 723,088 млн.руб., а чистая прибыль СВКБ будет:
1681,6 млн.руб. — 723,088 млн.руб. = 958,512 млн.руб.
Таким образом, рентабельность операций СВКБ по эмиссии и обслуживанию ППС международного класса ("Евро/Мастер-кард") при указанных выше объемах продаж составит:
1681,6 млн.руб.
800,0 - млн.руб. = 210,2%
Естественно, что получаемая прибыль должна быть поделена с фирмой "Еуропей Интернешнл", но пока нам не известны условия сотрудничества с этой фирмой, и в дальнейших расчетах этот вопрос не нашел отражения.
Проведенные расчеты показали, что с учетом затраты в 5 долларов США на изготовление каждой карточки, рентабельность снизится с 210,2% до 203,73%, что совершенно несущественно.
Следует подчеркнуть, что с ростом курсовой стоимости доллара в рублях, приведенные выше значения рентабельности эмиссии и обслуживания ППС международного класса будут соответственно расти.
Безубыточность эмиссии ППС для СВКБ (при приведенных выше годовых затратах в 800 миллионов рублей) начинается с объема продаж, превышающих 1515 ППС в течение 12 месяцев. Это значит — 75 ППС на каждый филиал за 12 месяцев.
Резюме
Предлагается организовать эмиссию и обслуживание пластиковых платежных средств международного класса в России на территории Среднего Поволжья, в Москве и Московской области в 1994 году с последующим расширением (в ближайшее время) охвата регионов в Верхнем и Нижнем Поволжье, на Урале, в Центральной России, Сибири и странах СНГ на базе филиалов, отделений, приходных касс и финансовых агентств, входящих в систему Средневолжского коммерческого банка.
Предлагается обеспечить максимальную доступность получения ППС, как юридическим, так и физическим лицам. Пластиковую карточку выдавать только дебетную — под суммы, внесенные на валютный депозитный счет в банк. Тарифы на оказание услуг клиенту банком (в связи с ППС) установить на уровне себестоимости, а не на уровне коммерческих значений, представленных для различных банков в разделе 4. Планируется основной доход банка получать за счет 2% комиссии, которая будет браться банком от суммы валютных средств, использованных с помощью ППС.
Устойчивый спрос на рынке будет формироваться за счет:
• планомерной ознакомительной работы на предприятиях — клиентах банка;
• рекламной компании по радио, телевидению и в периодической печати, для юридических и физических лиц;
• передачи средствам массовой информации интервью с людьми, купившими ППС международного класса (например, "Евро/Мастер кард") и ощутившими удобства и пользу от их применения;
• включения в работу системы многоуровневого маркетинга ("ноу-хау" банка).
Прогнозируемый объем продаж банком ППС международного класса определяется сценарием фактического развития политической и экономической жизни в России на ближайшие несколько лет. Таких сценариев развития принципиально может быть три:
А. Будет хуже, чем сейчас.
Б. Останется на нынешнем уровне.
В. Будет лучше, чем сейчас.
Понятно, что количественная оценка многофакторных показателей каждого из сценариев А, Б и В, - это вопросы достаточно непростых самостоятельных исследований, но накопленный отечественный опыт позволяет с достаточной степенью уверенности.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 2665 Просмотров сегодня: 1
Необычный интернет бизнес по продаже алкогольных напитков
Бизнес-план автосервиса в современных условиях