Перевозчики, у которых нет амбиций по поводу борьбы за свалки возле жилых домов, возят строительный мусор, промышленные отходы, отходы магазинов, ремонтируемых квартир, дач
2013-07-21 08:05:44
«Перевозки бытовых отходов» — это деятельность, которая у нас в стране лицензируется. Официальный платёж, который платится в Ростехнадзоре — на сегодняшний день составляет около 200 тысяч рублей. Но есть ещё и «неофициальные платежи»... Так вот, они, по словам игроков, обойдутся в сумму около миллиона!
Войти в этот бизнес всегда и везде было непросто. В Европе этим традиционно занимается сплочённая мафия, в нашей стране — ЖКХ. Считается, что «директор свалки», как и директор кладбища — это обладатель некоей золотой жилы. Однако, давайте отставим в сторону мифы и попробуем трезво взглянуть на рынок.
Особых познаний в каких-либо областях от предпринимателей, решивших заняться мусором, вовсе не требуется. Это и привлекает к бизнесу многих людей, решивших стать на стезю предпринимательства.
Игроки рынка рассказывают: многие бизнесмены только говорят, что занимаются мусором. На деле же деньги им приносит продажа оборудования для сбора отходов — до 70% дохода «мусоросборочной» фирмы.
За последние несколько лет ситуация с бизнесом на сборе мусора ещё и осложнилась. Перевозчиками мусора рынок теперь буквально кишит. В одной только Москве зарегистрировано около 500 легальных компаний.
«А много или мало это на такую большую и постоянно мусорящую Москву?» — спросит читатель. Приведём пример: в европейских столицах, например, в Париже, с вывозом мусора справляются всего 5-10 игроков! Разгадка же проста: в столице нашей Родины «фирмой» считается ИП, возящий мусор на одном-двух грузовичках.
Обилие мелких игроков объясняется небольшими вложениями на старте. Новенький отечественный мусоровоз стоит один миллион рублей, подержанный — ровно половину (500 тысяч). Основные же хлопоты на старте связаны с поиском клиентов.
Самый крупный сегмент рынка — забор мусора у населения. Главный интерес сотрудничества с жилыми домами — большие объёмы. Хотя тарифная ставка здесь всегда ниже, чем у «коммерческого» мусора, зато объёмы его таковы, что позволяют заработать или хотя бы выходить «в ноль». Здесь-то и обосновались крупные игроки — «мусорные короли». 25% компаний в этом сегменте работают под патронатом государства.
Непонятно, что держит людей на этой работе. Ведь все игроки только и делают, что привычно жалуются. Все они (по их же словам) еле-еле выходят в ноль — из-за низкой маржи. Проблема в том, что в России (а в Москве особенно) искусственно занижены тарифы на вывоз мусора. Можно сказать, что вывоз мусора россиянам обходится практически бесплатно!
«За антенну, которая стоит на крыше дома и не требует ни горючего, ни запчастей, жильцы платят только чуть-чуть меньше, чем за вывоз отходов» — говорят игроки.
Госкомпаниям по вывозу мусора на это наплевать: технику им закупает город. Ну а частники? Частники же должны всё приобретать сами. Рентабельность в этом деле должна быть никак не меньше 15%. Тогда появится возможность развития бизнеса. А игроки-частники имеют в луччшем случае в лучшем случае 3–5% рентабельности.
Другая проблема, не дающая развиваться частникам, это то, что контракты с префектурами муниципальных округов и управляющими компаниями (по установке сверху) заключаются не больше, чем на 11 месяцев. А чтобы привлечь инвестиции, нужно показать и доказать, что ты пришёл всерьёз и надолго. Этого частник показать никак не может. В бизнесе, по словам игроков, творится чехарда, «текучка кадров». «Иностранцы не хотят вкладываться в наши проекты, зная, что через год мы можем остаться без работы» — сетуют игроки.
Если частник всё же решил возить мусор из жилого фонда, то его ждёт ещё одна неприятная неожиданность — его обязательно перенагрузят забесплатно. Он будет «за так» вывозить мусора в два раза больше, чем это оговорено в контракте, и ничего не сможет доказать!
Работа с жилым фондом идёт по принципу: «три пишем — пять в уме». В бумагах написано, что Вам предстоит опорожнить 10 жбанов? Готовтесь к тому, что жбанов и околожбанных куч наберётся на все 15!
У нас в стране нет механизмов расчёта реального количества мусора, производимого жителями. Во-первых, квартирах реально проживает больше народа, чем прописано. А во-вторых, мусор на площадки жилого фонда подкидывают магазины и офисы, занимающие первые этажи жилых домов. Юрлица заключают фиктивные договора с дутыми компаниями о том, что им честь по чести вывозят мусор. А назавтра их коммерческий мусор валяется как подкидыш на помойке, предназначенной совсем не для них, а для физических лиц — их соседей-обывателей. Конечно, фирмам, которые и так еле выживают, неохота платить за вывоз мусора по коммерческим ставкам. Но возить их мусор будете на общественных началах — Вы.
И тем не менее, несмотря на все эти проблемы, за право вывозить мусор из жилого фонда, конкуренты перегрызают друг другу глотки. А разгадка одна: «бюджетники» являются сейчас одними из немногих заказчиков, у которых есть хоть какие-то живые деньги!
Небольшие перевозчики, у которых нет амбиций по поводу борьбы за свалки возле жилых домов, возят строительный мусор, промышленные отходы, отходы магазинов, ремонтируемых квартир, дач. Рентабельность у лучших игроков — 15–17%. Но и здесь предпринимателей ждут проблемы...
Мусор нужно привезти на «большую» свалку. За это нужно заплатить, купив как в театр — входной билет или — талон. Стоимость «талонов» на полигонах, этих самых «профессиональных» свалках, где мусор закапывается в землю с применением изолирующих технологий, с 2005 года повысилась в десять раз! Если раньше за камаз отходов (10 тонн) платили 600 рублей, то теперь платят 6 тысяч!
В условиях высокой конкуренции поднимать цены на вывоз мусора вслед за полигонами-монополистами почти нереально. Да ещё и спрос на услуги мусорщиков упал — приостановилось строительство, ремонты квартир, новые магазины и офисы не спешат тратиться на цивилизованный вывоз мусора.
Мало того, цены на вывоз мусора даже снижаются, кое-где на 10%. И по мнению игроков рынка, это всё же лучше, чем остаться совсем без клиентов.
Цены на вывоз мусора зависят от расстояния, которое необходимо проехать на «Камазе» до клиента.
Цены начинаются от 4 000 рублей за 8 кубометров мусора
Вообще-то мусор принимают не только полигоны-свалки. Есть и мусоросжигательные заводы и другие цивилизованные способы избавиться от отходов. Но, к сожалению, у нас альтернативы полигонам нет. Переработка мусора на вторсырьё — это пока только мечта. Вдумайтесь в цифру: 90% московского мусора вывозится только на полигоны!
Отдельная история — состояние самих полигонов и близлежащей инфраструктуры...
Автомобили-мусоровозы срывают на дорогах, ведущих к полигонам, и на самих полигонах навесные агрегаты, переворачиваются! Многие просто не могут выбраться. Наши мусорные полигоны — это какая-то аномальная зона.
То, что навести порядок со свалками необходимо, понимают все. Но пока это только разговоры в пользу бедных. Однако разговоры о том, что правительство собирается закрывать ближайшие свалки одним декретом — пугает, а не радует. Особенно сильно это пугает предпринимателей-частников, вывозящих мусор. Ведь закрытие близлежащих свалок приведёт только к тому,что у них увеличатся транспортные расходы.
Все ждут, когда Москва и Московская область приступят к строительству обещанных восьми комплексов по сортировке и компактированию ТБО. Эти предприятия, нацеленные на рассортировку и утилизацию стекла, картона, пластика и металла, должны создать новые цепочки и возможности для бизнеса. А пока бизнес по вывозу и переработке мусора остаётся средневековым копанием в навозной куче с большой лопатой в руках.
Находятся такие сумасшедшие, которые пробуют «на коленке», кустарным способом справиться с этой высокотехнологичной задачей — сортировать неотсортированный мусор прямо на свалке. Так, например, хозяин предприятия «Центр экологических инициатив», Владимир Кузнецов, аж 15 лет назад придумал ноу-хау по частичной сортировке отходов. Секреты своего ноу-хау предприниматель не раскрывает. Какие выгоды им при этом движут — тоже. Ведь работать по придуманной схеме в два раза менее выгодно (!), чем просто доставлять мусор до свалки — признаётся сам бизнесмен. Полагаю, что к бизнесу всё-таки данная информация не имеет ни малейшего отношения, и поэтому оставим эту тему...
Когда в России будет введён раздельный сбор мусора и на чистеньких придомовых контейнерных площадках выстроится ряд разноцветных пластиковых боксов, а перерабатываться будет не 10%, как сейчас, а 80–90% отходов (как на Западе), то картина рынка полностью изменится. Ну а сейчас пока мы имеем то, что имеем — попытки выкрутиться «как-нибудь», при полном отсутствии законодательного регулирования, с нанесением неимоверного ущерба окружающей среде.
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 19537 Просмотров сегодня: 2
Свой бизнес: производство мольбертов
Бизнес в интернете: как заработать на файлообменниках