Бизнес на вывозе и утилизации мусора

Бизнес на вывозе и утилизации мусора

Перевозчики, у которых нет амбиций по поводу борьбы за свалки возле жилых домов, возят строительный мусор, промышленные отходы, отходы магазинов, ремонтируемых квартир, дач

2013-07-21 08:05:44

«Перевозки бытовых отходов» — это деятельность, которая у нас в стране лицензируется. Официальный платёж, который платится в Ростехнадзоре — на сегодняшний день составляет около 200 тысяч рублей. Но есть ещё и «неофициальные платежи»... Так вот, они, по словам игроков, обойдутся в сумму около миллиона!

Как начать бизнес по вывозу мусора

Войти в этот бизнес всегда и везде было непросто. В Европе этим традиционно занимается сплочённая мафия, в нашей стране — ЖКХ. Считается, что «директор свалки», как и директор кладбища — это обладатель некоей золотой жилы. Однако, давайте отставим в сторону мифы и попробуем трезво взглянуть на рынок.

Особых познаний в каких-либо областях от предпринимателей, решивших заняться мусором, вовсе не требуется. Это и привлекает к бизнесу многих людей, решивших стать на стезю предпринимательства.

Игроки рынка рассказывают: многие бизнесмены только говорят, что занимаются мусором. На деле же деньги им приносит продажа оборудования для сбора отходов — до 70% дохода «мусоросборочной» фирмы.

За последние несколько лет ситуация с бизнесом на сборе мусора ещё и осложнилась. Перевозчиками мусора рынок теперь буквально кишит. В одной только Москве зарегистрировано около 500 легальных компаний.

«А много или мало это на такую большую и постоянно мусорящую Москву?» — спросит читатель. Приведём пример: в европейских столицах, например, в Париже, с вывозом мусора справляются всего 5-10 игроков! Разгадка же проста: в столице нашей Родины «фирмой» считается ИП, возящий мусор на одном-двух грузовичках.

Обилие мелких игроков объясняется небольшими вложениями на старте. Новенький отечественный мусоровоз стоит один миллион рублей, подержанный — ровно половину (500 тысяч). Основные же хлопоты на старте связаны с поиском клиентов.

Кто и у кого забирает мусор

Самый крупный сегмент рынка — забор мусора у населения. Главный интерес сотрудничества с жилыми домами — большие объёмы. Хотя тарифная ставка здесь всегда ниже, чем у «коммерческого» мусора, зато объёмы его таковы, что позволяют заработать или хотя бы выходить «в ноль». Здесь-то и обосновались крупные игроки — «мусорные короли». 25% компаний в этом сегменте работают под патронатом государства.

Непонятно, что держит людей на этой работе. Ведь все игроки только и делают, что привычно жалуются. Все они (по их же словам) еле-еле выходят в ноль — из-за низкой маржи. Проблема в том, что в России (а в Москве особенно) искусственно занижены тарифы на вывоз мусора. Можно сказать, что вывоз мусора россиянам обходится практически бесплатно!

«За антенну, которая стоит на крыше дома и не требует ни горючего, ни запчастей, жильцы платят только чуть-чуть меньше, чем за вывоз отходов» — говорят игроки.

Госкомпаниям по вывозу мусора на это наплевать: технику им закупает город. Ну а частники? Частники же должны всё приобретать сами. Рентабельность в этом деле должна быть никак не меньше 15%. Тогда появится возможность развития бизнеса. А игроки-частники имеют в луччшем случае в лучшем случае 3–5% рентабельности.

Другая проблема, не дающая развиваться частникам, это то, что контракты с префектурами муниципальных округов и управляющими компаниями (по установке сверху) заключаются не больше, чем на 11 месяцев. А чтобы привлечь инвестиции, нужно показать и доказать, что ты пришёл всерьёз и надолго. Этого частник показать никак не может. В бизнесе, по словам игроков, творится чехарда, «текучка кадров». «Иностранцы не хотят вкладываться в наши проекты, зная, что через год мы можем остаться без работы» — сетуют игроки.

Дополнительная нагрузка по вывозу мусора

Если частник всё же решил возить мусор из жилого фонда, то его ждёт ещё одна неприятная неожиданность — его обязательно перенагрузят забесплатно. Он будет «за так» вывозить мусора в два раза больше, чем это оговорено в контракте, и ничего не сможет доказать!

Работа с жилым фондом идёт по принципу: «три пишем — пять в уме». В бумагах написано, что Вам предстоит опорожнить 10 жбанов? Готовтесь к тому, что жбанов и околожбанных куч наберётся на все 15!

У нас в стране нет механизмов расчёта реального количества мусора, производимого жителями. Во-первых, квартирах реально проживает больше народа, чем прописано. А во-вторых, мусор на площадки жилого фонда подкидывают магазины и офисы, занимающие первые этажи жилых домов. Юрлица заключают фиктивные договора с дутыми компаниями о том, что им честь по чести вывозят мусор. А назавтра их коммерческий мусор валяется как подкидыш на помойке, предназначенной совсем не для них, а для физических лиц — их соседей-обывателей. Конечно, фирмам, которые и так еле выживают, неохота платить за вывоз мусора по коммерческим ставкам. Но возить их мусор будете на общественных началах — Вы.

И тем не менее, несмотря на все эти проблемы, за право вывозить мусор из жилого фонда, конкуренты перегрызают друг другу глотки. А разгадка одна: «бюджетники» являются сейчас одними из немногих заказчиков, у которых есть хоть какие-то живые деньги!

Мусорный бизнес: Работа на коммерческом рынке

Небольшие перевозчики, у которых нет амбиций по поводу борьбы за свалки возле жилых домов, возят строительный мусор, промышленные отходы, отходы магазинов, ремонтируемых квартир, дач. Рентабельность у лучших игроков — 15–17%. Но и здесь предпринимателей ждут проблемы...

Мусор нужно привезти на «большую» свалку. За это нужно заплатить, купив как в театр — входной билет или — талон. Стоимость «талонов» на полигонах, этих самых «профессиональных» свалках, где мусор закапывается в землю с применением изолирующих технологий, с 2005 года повысилась в десять раз! Если раньше за камаз отходов (10 тонн) платили 600 рублей, то теперь платят 6 тысяч!

В условиях высокой конкуренции поднимать цены на вывоз мусора вслед за полигонами-монополистами почти нереально. Да ещё и спрос на услуги мусорщиков упал — приостановилось строительство, ремонты квартир, новые магазины и офисы не спешат тратиться на цивилизованный вывоз мусора.

Мало того, цены на вывоз мусора даже снижаются, кое-где на 10%. И по мнению игроков рынка, это всё же лучше, чем остаться совсем без клиентов.

Бизнес на вывозе мусора: Цены на услуги

Цены на вывоз мусора зависят от расстояния, которое необходимо проехать на «Камазе» до клиента.

Цены начинаются от 4 000 рублей за 8 кубометров мусора

Альтернатива мусорным свалкам

Вообще-то мусор принимают не только полигоны-свалки. Есть и мусоросжигательные заводы и другие цивилизованные способы избавиться от отходов. Но, к сожалению, у нас альтернативы полигонам нет. Переработка мусора на вторсырьё — это пока только мечта. Вдумайтесь в цифру: 90% московского мусора вывозится только на полигоны!
Отдельная история — состояние самих полигонов и близлежащей инфраструктуры...

Автомобили-мусоровозы срывают на дорогах, ведущих к полигонам, и на самих полигонах навесные агрегаты, переворачиваются! Многие просто не могут выбраться. Наши мусорные полигоны — это какая-то аномальная зона.

То, что навести порядок со свалками необходимо, понимают все. Но пока это только разговоры в пользу бедных. Однако разговоры о том, что правительство собирается закрывать ближайшие свалки одним декретом — пугает, а не радует. Особенно сильно это пугает предпринимателей-частников, вывозящих мусор. Ведь закрытие близлежащих свалок приведёт только к тому,что у них увеличатся транспортные расходы.

Все ждут, когда Москва и Московская область приступят к строительству обещанных восьми комплексов по сортировке и компактированию ТБО. Эти предприятия, нацеленные на рассортировку и утилизацию стекла, картона, пластика и металла, должны создать новые цепочки и возможности для бизнеса. А пока бизнес по вывозу и переработке мусора остаётся средневековым копанием в навозной куче с большой лопатой в руках.

Сортировка мусора вручную: проблемы и перспективы

Находятся такие сумасшедшие, которые пробуют «на коленке», кустарным способом справиться с этой высокотехнологичной задачей — сортировать неотсортированный мусор прямо на свалке. Так, например, хозяин предприятия «Центр экологических инициатив», Владимир Кузнецов, аж 15 лет назад придумал ноу-хау по частичной сортировке отходов. Секреты своего ноу-хау предприниматель не раскрывает. Какие выгоды им при этом движут — тоже. Ведь работать по придуманной схеме в два раза менее выгодно (!), чем просто доставлять мусор до свалки — признаётся сам бизнесмен. Полагаю, что к бизнесу всё-таки данная информация не имеет ни малейшего отношения, и поэтому оставим эту тему...

Когда в России будет введён раздельный сбор мусора и на чистеньких придомовых контейнерных площадках выстроится ряд разноцветных пластиковых боксов, а перерабатываться будет не 10%, как сейчас, а 80–90% отходов (как на Западе), то картина рынка полностью изменится. Ну а сейчас пока мы имеем то, что имеем — попытки выкрутиться «как-нибудь», при полном отсутствии законодательного регулирования, с нанесением неимоверного ущерба окружающей среде.

Поддержите независимые научные исследования донатом. Мои знания открыты для всех, потому, что они касаются каждого. Но добыча знаний требует денег. Ваши пожертвования открывают для всех нас путь к новым знаниям

Пополнить банку на независимые научные исследования

Просмотров всего: 17975 Просмотров сегодня: 1