Рынок труда постепенно уходит от постоянной занятости работников в сторону временного участия специалистов в одном или нескольких проектах. Что нужно для достижения успеха в условиях фриланса и фрагментарной занятости
2015-09-24 11:25
Постоянная занятость в виде некого станка или рабочего стола, к которому вы приходите утром, чтобы уйти от него вечером с чувством исполненного долга, постепенно и безвозвратно уходит в прошлое. Иллюстраций тому множество, как и множество причин, ведущих к такому положению вещей.
Во-первых, мир становится все менее материалоемким, все менее энергозатратным, и вообще, все менее ресурсоемким в широком смысле этого слова? В том числе и в смысле потребностей в человеческих ресурсов, которые на рынке труда выражаются наличием или отсутствием рабочих мест.
Во-вторых, эпоха массовых производств, обеспечивавших человечество массовыми рабочими местами, тоже идет к концу. Даже там, где такие производства еще сохраняются, человеческие рабочие места заняли роботы и автоматизированные линии. А с появлением 3D-печати массовые производства вообще могут исчезнуть за ненадобностью.
Более подробно процесс эрозии рабочих мест мы рассматривали ранее в материалах «Изменения на рынке труда Украины» и «Как фриланс изменит экономику к 2040 году».
Что же приходит на освободившееся место поголовной человеческой занятости?
На смену утилитарному рабочему, обеспеченному рабочим местом, объемом работ и комплексом компенсирующих его трудозатраты благ, приходит некий симбиоз частного предпринимателя и временного рабочего или сотрудника, который не имеет постоянного рабочего места и, более того, он не имеет даже постоянной работы. Его трудовая активность состоит из временного участия в одном или нескольких проектах, а его правовое положение более соответствует статусу предпринимателя, чем статусу наемного работника или штатного специалиста.
Я бы назвал такой режим трудовой активности - фрагментарной занятостью, чтобы отличать её от фриланса, который является либо чистым предпринимательством, либо формой дополнительного заработка.
Подобные условия фрагментарной занятости уже широко применяются в IT-отрасли, где сотрудники не оформляются в штат предприятия, а регистрируются частными предпринимателями, и сотрудничают с материнским предприятием на договорной основе. Каждый такой сотрудник может участвовать в одном или нескольких проектах предприятия, а также – поскольку он уже является частным предпринимателем – может иметь и свои инвестиционные проекты.
Подобные метаморфозы на рынке труда приводят к тому, что нынешний соискатель рабочего места (или заказа) перестает быть безликим «слесарем» или «токарем», работающим за зарплату на неком брендовом заводе «Красный смеситель», а превращаясь в частного предпринимателя обретает свое имя – свой бренд. Неким формализованным отражением вашего собственного бренда является ваш послужной список, публикуемый вами в вашем резюме.
Отличие обычного токаря, программиста или маркетолога Петренко от брендового токаря, программиста или маркетолога Петренко состоит в том, что за бренд тоже платят деньги и брендовый «Петренко» (с большой буквы!) наверняка будет стоить дороже многих «просто Петренко».
Сутью и смыслом многих брендов и многих брендовых компаний являются «безбрендовые» люди, работающие в этих компаниях. Примером сказанного могут служить известные модные дома, когда имена реальных дизайнеров и конструкторов одежды мы узнаём только тогда, когда эти дизайнеры покидают свое место работы, и открывают собственный бизнес и собственный бренд.
В ближайшие 25 лет значение вашего персонального или корпоративного бренда будет активно возрастать, и создавать для вас все новые и новые преимущества в достижении поставленных перед собой целей.
Наряду с этим постепенно и неотвратимо будут уходить с рынков предприятия и компании как таковые, а вместе с ними не только возможности карьерного роста как способа достижения благосостояния и высоких стандартов жизни, но карьерное продвижение как таковое. Уже не получится все списать на низкую зарплату или наоборот хорошо жить за счет высокого оклада.
Ваши доходы, определяющие ваш уровень жизни и ваш социальный статус, всецело будут зависеть только от вас самих – насколько силен ваш профессионализм, каковы ваши позиции в рейтингах, как вы умеете строить коммуникации, насколько силен ваш бренд.
Известна масса историй, когда раскопанная кем-то в глубинах интернета фотка или клочок видео из легкомысленной молодости, стоила карьеры, кредитной истории или политического будущего солидным и респектабельным людям. Избегайте каких бы то ни было публикаций в социальных сетях до той поры, пока вы не сформируете концепцию собственного бренда. А в дальнейшем все публикации должны быть подчинены этой концепции.
Не поддавайтесь распространенному заблуждению, что удаленная вами из вашего профиля в соцсети фотография, удалена навсегда. Все, что хоть на секунду попало в социальную сеть, остается в тайниках винчестеров и дата центров навсегда, и может «всплыть» в самый неподходящий момент вашей биографии.
Формирование бренда – или брендинг – это длительный и трудоемкий процесс. И в идеале эту работу нужно делать самостоятельно. Разумеется, можно заплатить деньги специалистам по брендингу, но уж слишком большой может быть цена чьей-то ошибки или просчета. Ваш бренд – ваше виртуальное «Я» и посторонних сюда лучше не привлекать.
Но социальные сети на сегодня остаются одним из мощнейших инструментов персонального брендинга, и грамотное использование технологических возможностей социальных сетей позволит вам быстро и эффективно справиться с вашими задачами.
О продвижении персонального бренда в социальных сетях почитайте в материале «Как построить свой бренд в соцсети», изучите пару умных книг по брендингу – и в добрый путь!
Каждый ваш вклад имеет большое значение. Поддержите независимые научные исследования автора и помогите более глубоко изучать важные темы сегодняшнего дня
Пополнить банку на независимые научные исследования
Просмотров всего: 22492 Просмотров сегодня: 42
Аренда всего и вся
Шведы подключили к интернету домашние растения