Шеринг - экономика коллективного пользования

Шеринг - экономика коллективного пользования

Товары длительного пользования становятся предметами коллективного потребления

2013-04-30 09:50

C точки зрения официальной статистики, Фредерик Ларсон  – один из миллионов американцев, страдающих от неполной занятости. В 2009 году Ларсон, 63‑летний фотограф газеты San Francisco Chronicle, отец двоих детей‑студентов, попал под сокращение. Сегодня он преподает в Школе искусств Сан‑Франциско и изредка читает лекции на Гавайях. Однако это далеко не равноценная замена потерянной высокой зарплате, а также льготам и служебному авто, которые остались в прошлом.

Но Ларсон еще и участник экономической революции, которая превращает миллионы людей в предпринимателей «по совместительству» и кардинально меняет традиционные понятия потребления и собственности. Через сайт Airbnb Ларсон сдает в аренду свой дом под Сан‑Франциско на 12 суток в месяц по $100 за ночь, оставляя себе $97. А четыре вечера в неделю с помощью сервиса по поиску попутчиков Lyft он превращает свою Toyota Prius в такси и зарабатывает на этом еще по $100.

За последние четыре года в США появилась как минимум сотня компаний, предлагающих небольшую плату тем, кто готов делиться с другими своими вещами

Комфортом пришлось пожертвовать. Когда в доме Ларсона постояльцы, он теснится в комнатушке за перегородкой, а для принятия душа ходит в тренажерный зал. Зато аренда приносит ему по $3000 в месяц. «У меня есть то, чем я могу пользоваться совместно с другими людьми,  – говорит Ларсон.  – Машина и дом  – это два источника моего дохода». Теперь он ищет веб‑сайты, чтобы сдавать напрокат свою фототехнику.

Об экономике подработок  – множестве интернет‑сервисов, предлагающих временную работу, таких как TaskRabbit, Exec, Amazon, Mechanical Turk и им подобных, часто пишут, а их аудитория растет как на дрожжах. О том, чем подрабатывает Ларсон, публикаций гораздо меньше. Но вполне возможно, что этот феномен, экономика шеринга, будет иметь куда более значимые последствия, чем сервисы для фрилансеров. Суть явления проста: с помощью таких сервисов можно немного заработать, сдавая напрокат вещи, которыми вы сами в данный момент не пользуетесь. Платить будут те, кому проще и дешевле обратиться не в компанию по прокату или аренде, а к вам.

Airbnb  – самый известный пример подобных сервисов. Но за последние четыре года в США появилась как минимум сотня компаний, предлагающих небольшую плату тем, кто готов делиться с другими своими вещами. «Экономика шеринга  – это не просто пара примечательных случаев. Думаю, это серьезный тренд,  – отмечает Джо Краус, главный партнер инвестиционного фонда Google Ventures, поддерживающего сайты по прокату личных автомобилей RelayRides и SideCar.  – Компании‑посредники растут благодаря тому, что помогают найти нужную вам вещь так же быстро, как если бы она принадлежала вам самому».

Концепция шеринга создала целые рынки для товаров и услуг, заработать на которых раньше считалось невозможным. Перед вашим домом пустуют несколько квадратных метров подъездной дорожки? Сдайте их под парковку через сайт Parking Panda. Свободную комнату в вашем доме легко превратить в гостиницу для собак, обратившись на DogVacay. На сайте Rentoid любитель пеших походов, забросивший увлечение из‑за рождения ребенка, может предложить во временное пользование свою палатку: за $10 в сутки ее возьмет тот, кто не видит смысла покупать новую. Благодаря сайту SnapGoods дрель, которая валяется в гараже мертвым грузом, начнет приносить хозяину по $10 в сутки. А через Liquid вы сдадите свой велосипед за $20 в сутки туристу, заскочившему в ваш городок на пару дней.

Чтобы получить пропуск в экономику шеринга, компания по прокату автомобилей Avis Budget Group недавно приобрела за баснословные $500 млн стартап Zipcar, несмотря на то что его прошлогодняя прибыль по почасовой аренде автомобилей составила всего $4,7 млн. При этом Zipcar нельзя назвать частью экономики шеринга в полном смысле слова: как и Avis, она самостоятельно владеет своим парком автомобилей. Более прибыльную модель используют сервисы RelayRides и Getaround, с помощью которых можно искать попутчиков или сдавать свои авто напрокат. Автопарк обоих сайтов насчитывает около 50 000 машин, но все они принадлежат частным лицам: это те автомобили, которые обычно простаивают у домов по всей Америке. Специализация SideCar и Lyft еще более узкая: эти сервисы позволяют находить попутчиков и подвозить их за отдельную плату.

Так же, как YouTube изменил телевидение, а блогосфера  – традиционные СМИ, экономика шеринга подрывает основы индустриальной модели корпоративной собственности и индивидуального потребления. Теперь каждый может одновременно и потреблять, и зарабатывать в качестве поставщика. Венчурный капиталист Шервин Пишевар из компании Menlo Ventures, инвестировавшей в Getaround, TaskRabbit, Uber и другие аналогичные стартапы, уверен, что эти сервисы кардинально изменят городскую экономику. «Это гораздо больше, чем просто некая модель использования,  – объясняет он.  – Движение шеринга  – это такое же важное событие, как появление браузера».

По оценке Forbes, в этом году оборот отрасли возрастет на 25% и достигнет $3,5 млрд. С таким показателем шеринг уже не просто дополнительный источник дохода на фоне снижения зарплат, а серьезная экономическая сила. Технологии позволяют кардинально изменить ситуацию, существовавшую в те времена, когда подобные частные объявления публиковались в газетах. Многие сайты копируют систему рейтингов доверия к индивидуальным поставщикам, которую ввел интернет‑аукцион eBay. «Мир отходит от системы, основанной на собственности, и приближается к модели, опирающейся на доступ к имуществу»,  – говорит Лайза Гански, которая создала сайт для обмена фотографиями Ofoto и в 2001 году продала его компании Eastman Kodak.

Экономика шеринга в ее нынешнем виде зародилась в Сан‑Франциско. В 2008‑м переехавшие сюда выпускники Школы дизайна в Род‑Айленде Брайан Чески и Джо Геббиа решили подзаработать, пустив к себе переночевать несколько участников конференции по промышленному дизайну. Для рекламы этой услуги они создали в интернете страничку Airbedandbreakfast.com. За неделю у них остановилось трое гостей. Окрыленные первым успехом, партнеры взяли небольшой кредит, чтобы усовершенствовать сайт. «У нас и в мыслях не было, что мы становимся участниками новой экономики,  – рассказывает Чески.  – Мы просто пытались решить собственные проблемы. И только со временем поняли, что того же хотят еще множество людей».


Основанный Шелби Кларком RelayRides позволяет искать попутчиков и сдавать авто напрокат
ERIC MILLETTE FOR FORBES

Для технической поддержки двое дизайнеров пригласили Нейтана Блечаржика, бывшего соседа Геббиа по общежитию. Поначалу партнеры сосредоточились на участниках крупных мероприятий, которые не успели заранее забронировать номера в отелях. В 2009 году основатели сайта, к тому времени переименованного в Airbnb, попали в известный бизнес‑инкубатор Y Combinator в Кремниевой долине. «К идее Airbnb мы отнеслись скептически, но создатели сайта нам понравились»,  – вспоминает основатель инкубатора Пол Грэм. Ему импонировали остроумные идеи Чески и Геббиа. Например, чтобы привлечь внимание блогеров в ходе предвыборных съездов демократов и республиканцев, они стали раздавать сухие завтраки с именами Обамы и Маккейна на упаковке. Дело кончилось тем, что завтраки разобрали по $40 за штуку. В качестве стартового финансирования Чески и его партнеры получили $600 000 от фонда прямых инвестиций Sequoia Capital.

Поначалу проект столкнулся с проблемами, присущими всем новым торговым площадкам: покупатели хотели, чтобы продавцов было больше, продавцам не хватало покупателей. Кроме того, приходилось преодолевать предубеждение к шерингу как таковому. Чески слышал со всех сторон, что сдавать жилье незнакомцам  – «странная, даже безумная затея». Чтобы привлечь больше арендодателей, в 2009‑м основатели Airbnb отправились в Нью‑Йорк, где проживали многие пользователи сайта. Партнеры хотели пообщаться с клиентами, чтобы понять, как улучшить работу проекта.

В 2009 году через Airbnb гости забронировали жилье в общей сложности на 100 000 ночей. Дело пошло быстрее после введения отдельных счетов для оплаты и привлечения к работе профессиональных фотографов. Предлагались уже не только отдельные комнаты, но и дома целиком  – и даже настоящий замок. В 2010‑м сайт стал международным, количество забронированных ночей возросло до 750 000, а через год перевалило за 2 млн. Критическая масса была достигнута.

Airbnb использует модель посредничества. За поддержку клиентов, прием платежей и страхование жилья Airbnb берет 3% с арендодателя и от 6 до 12% с арендатора, в зависимости от стоимости недвижимости.

Количество ночей, забронированных через Airbnb, в 2012‑м, по оценке аналитика компании Wedbush Securities Майкла Пачтера, достигло 12–15 млн. Только в канун Нового года услугами Airbnb воспользовалась 141 000 клиентов по всему миру. Это примерно в полтора раза больше, чем могут вместить все отели на центральной улице Лас‑Вегаса. Впрочем, такие масштабы пока не идут ни в какое сравнение с показателями всей гостиничной индустрии США, которая продала, по данным исследовательской компании STR, миллиард ночей за 11 месяцев 2012‑го.

Впрочем, если сравнить 300 000 заявок на Airbnb с предложениями других сайтов для туристов вроде HomeAway, можно убедиться, что по модели шеринга сдается больше комнат, чем насчитывается номеров в отелях Hilton по всему миру. Пачтер уверен, что Airbnb, чья выручка в 2012‑м составила $150 млн, доведет продажи до 100 млн ночей в год  – на $1 млрд с лишним.

Фокусируясь на экспансии, в прошлом году сайт, скорее всего, был убыточным. Но это не беда, если Кремниевая долина не жалеет на вас денег. От инвесторов из Sequoia, Greylock Partners, Andreessen Horowitz и Y Combinator Чески получил уже $120 млн. В 2011‑м инвесторы, влившие в Airbnb $112 млн, оценили компанию в $1,3 млрд. С тех пор ее капитализация возросла до $2,5 млрд. Доля каждого из трех основателей оценивается в $400 млн. Возможно, когда‑нибудь они станут первыми миллиардерами экономики шеринга. «Потенциал огромен,  – считает Грег Макаду из Sequoia Capital.  – Я допускаю, что лет через двадцать мы уже не сможем представить себе мир без сервисов совместного потребления».

Время для создания Airbnb было очень удачным, а его основатели действовали быстро. Но своим успехом сервис обязан и новому отношению потребителей к собственности. Возможно, это изменение станет самым важным последствием мирового экономического кризиса.

Рецессия преподала простой и надолго запоминающийся урок: дешевые ипотечные кредиты  – сомнительное предложение. Это охотно подтвердят бывшие собственники 16,5 млн домов, отобранных в Америке за долги. По владению собственным домом  – основе «американской мечты»  – нанесен удар. «Многое изменилось, особенно для молодежи,  – отмечает руководитель по стратегическому планированию Национальной ассоциации риелторов США Шэннон Кинг.  – Молодые люди не хотят привязываться к собственности. Они часто переезжают, их образ жизни гибок».

Новая парадигма касается не только недвижимости. Выпускники школ уже не стремятся, как раньше, сразу же покупать автомобиль, чтобы гонять на нем на свидания. Доля американцев в возрасте 18–34 лет среди покупателей новых автомобилей упала с 16% в 2007 году до 12% в 2012‑м, констатирует Лэйси Плейч, главный экономист сервиса по покупке автомобилей Edmunds.

Поколение 2000‑х, чья роль в американской экономике постоянно возрастает, культурно запрограммировано так, чтобы одалживать, брать в аренду и использовать вещи совместно. Молодые люди не покупают газеты, а читают новости в интернете и распространяют их через Facebook и Twitter. Они не приобретают DVD‑плееры, а подписываются на сервисы потокового видео. Им не нужны музыкальные CD: они либо слушают любимых исполнителей на сайтах Spotify или Pandora, либо просто скачивают музыку с пиратских сайтов. 23‑летняя Сабрина Эрнандес, например, работала в кафе Starbucks, но ушла оттуда после того, как с помощью веб‑сайта DogVacay превратила комнату в своей квартире в гостиницу для собак и стала зарабатывать $1200 в месяц. «Это гораздо выгоднее, чем работать в сфере обслуживания»,  – объясняет она.

С домами и автомобилями все просто, но создать площадку для сдачи напрокат мелких вещей гораздо сложнее. Чтобы усилия владельца такой вещи оправдались, сам процесс должен быть максимально простым. Некоторые стартапы преуспели в таких прибыльных нишах, как прокат спортивного инвентаря, бытовой техники и инструментов. «Соль не в том, что можно арендовать что угодно и у кого угодно,  – замечает Рон Уильямс, один из основателей и генеральный директор созданного в 2010 году сервиса SnapGoods по аренде вещей у соседей.  – Нужно удовлетворять потребности четко очерченного круга людей, например фотографов, которые часто путешествуют и нуждаются в оборудовании».

Корпоративная Америка начала копировать модель шеринга. В конце 2011 года General Motors инвестировала $3 млн в сервис по прокату личных автомобилей RelayRides, который работает в тысячах городов. В чем смысл? Это маркетинг. GM надеется, что клиент, который взял напрокат «шевроле», затем его купит. Кроме того, GM обещает скидку при покупке нового автомобиля тем, кто ранее брал ее модели в аренду. Дверцу автомобиля GM, оснащенного навигационной системой OnStar, можно открыть с помощью приложения RelayRiders для iPhone. «Это партнерство позволяет GM продавать потребителям именно то, что им нужно: мобильность»,  – считает основатель RelayRides Шелби Кларк.

Экономисты пока не понимают, как количественно измерять такие виды деятельности. «Чтобы понять влияние этой модели, нам нужна новая экономическая теория»,  – убежден профессор Стерновской школы бизнеса при Нью‑Йоркском университете Арун Сундарараджан. Главный вопрос, стоящий перед учеными,  – создает ли совместное потребление новую стоимость или просто вытесняет существующий бизнес.

Верны оба ответа. Это классическая «подрывная» модель. Возможно, экономика испытает краткосрочный отрицательный эффект от того, что люди будут покупать меньше новых автомобилей. В исследовании Калифорнийского университета в Беркли указывается, что на каждый автомобиль, который используют компании вроде Zipcar, приходится 9–13 автомобилей, от покупки которых отказываются автовладельцы. Но в долгосрочной перспективе эффективность экономики растет, и это хорошо для всех. В прошлом году Airbnb заказала исследование о влиянии своего бизнеса на экономику Сан‑Франциско и выявила интересный побочный эффект. Поскольку снять жилье с помощью Airbnb дешевле, чем остановиться в оте­ле, туристы проводят в городе больше времени и больше тратят  – в среднем по $1100. Те же, кто остановился в гостинице, оставляют в Сан‑Франциско около $840. 14% клиентов Airbnb сообщили, что не будь этого сайта, они вообще не приехали бы в город.

«В американской экономике еще не было случая, чтобы более эффективное использование имущества приводило к сокращению рабочих мест,  – сообщает президент американского Фонда информационных технологий и инноваций Роберт Аткинсон.  – На месте отельеров я бы не сильно расстраивался».

В конце концов, деление мира на индивидуумов и корпорации достаточно искусственно. Многие критики считают, что Airbnb и ему подобные сервисы  – это просто небольшое отклонение, которое могло возникнуть только в период рецессии (в отчете Airbnb указывается, что 42% арендо­дателей тратят доход от аренды на повседневные нужды). Безопасность, удобство, поддержка клиентов, качество товаров тоже нельзя отнести к сильным сторонам таких сервисов.

Есть и проблемы регулятивного характера: Нью‑Йорк и Сан‑Франциско под давлением недовольных соседей приняли законы, ограничивающие краткосрочную аренду частных домов. В Калифорнии привлекают к ответственности сервисы по совместному использованию автомобилей, не имеющие лицензий на оказание услуг такси. Генеральный директор SideCar Сунил Пол думает, что регуляторам просто нужно больше времени, чтобы привыкнуть к инновациям. «Они должны признать, что нынешние правила принимались в эру строительства автострад и телефонизации,  – уверен Пол.  – А теперь совсем другие времена».

До того как придумали деньги, человечество занималось обменом. Новые технологии  – это просто смазка в шестернях древнего механизма. Даже если темпы роста экономики шеринга начнут выдыхаться, эта модель останется для предпринимателя еще одним способом достучаться до клиента.
27‑летний руководитель отдела продаж Дилан Роджерс через сайт RelayRides сдает в аренду свой BMW: он нечасто пользовался машиной. Получая от проката $1000 в месяц (что с лихвой покрывает затраты на обслуживание), Дилан подумывает о покупке еще двух машин специально для сдачи в аренду. По его подсчетам, за год от своего мини‑автопарка он получит $40 000 чистого дохода. «Я хочу купить машины, которые будут популярны на RelayRides»,  – планирует он. Кем считать Дилана  – частным предпринимателем или владельцем небольшой компании? Каким бы ни был ответ на этот вопрос, ничто не мешает Дилану с помощью экономики шеринга повторить успех такого гиганта автопроката, как Hertz.

Просмотров всего: 16309 Просмотров сегодня: 14